первое значительное проявление модернизма в Русской Православной Церкви, обнаружившее существование в ней модернистского “подполья”.
РФС представителей русской интеллигенции и православного духовенства открылись в Санкт-Петербурге 29 ноября 1901 г. по инициативе группы литераторов.
Впервые мысль об их организации была высказана З.Н. Гиппиус и подхвачена ее мужем Д.С. Мережковским и В. В. Розановым. 8 октября 1901 г. уполномоченные члены-учредители РФС – Д.С. Мережковский, Д.В. Философов, В.В. Розанов, В.С. Миролюбов и В.А. Тернавцев – были приняты обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым. Вечером того же дня членов-учредителей РФС – Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.А. Тернавцева, Н.М. Минского, В.В. Розанова, Д.В. Философова, Л.С. Бакста и А.Н.Бенуа принял митр. Антоний (Вадковский).
Проходили РФС в здании Географического общества.
Постоянным председателем РФС был еп. Ямбургский Сергий (Страгородский), ректор СПбДА. В состав Совета собраний входили также: будущий участник обновленческого раскола архим. Антонин (Грановский), протопресвитер И.Л. Янышев, протоиерей С.А. Соллертинский, Д.С. Мережковский, В.С. Миролюбов (издатель журнала “Жизнь для всех”), В.В. Розанов, казначей – В.А. Тернавцев. Позднее первоначальный состав членов-учредителей был расширен, и в него вошли архим. Сергий (Тихомиров), В.М. Скворцов (редактор “Миссионерского обозрения”), М.А. Новоселов (издатель-редактор “Религиозно-философской библиотеки”), З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, А.В. Карташев, В.В. Успенский, Н.М. Минский, П.П. Перцов, Е.А. Егоров.
Посетителями РФС были многие представители литературной и художественной элит России тех времен, среди них — И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, В.Я. Брюсов, Л.С. Бакст, С.П. Дягилев, А.А. Блок.
Всего состоялось 22 заседания РФС. Обсуждались темы: “Об отношении Церкви к интеллигенции”, “Лев Толстой и Русская Церковь”, “Об отношении между Церковью и государством”, “О свободе совести”, “О духе и плоти”, “О браке”, “О догматическом развитии Церкви”. Протоколы собраний публиковались в журнале “Новый путь”, затем вышли “Записки Петербургских религиозно-философских собраний” (СПб., 1906).
Распространенная оценка РФС, как проявления религиозно-философского возрождения, оживления русской богословской апологетической мысли и т.п., не совпадает с обличительным словом св. прав. Иоанна Кронштадтского “О старом и новом пути спасения” (март 1903 г.). 5 апреля 1903 г. постановлением К.П. Победоносцева РФС были закрыты.
Согласно замыслу организаторов, в ходе РФС под видом обсуждения животрепещущих вопросов религиозно-гражданской жизни Церкви предлагалось пересмотреть отношение к православным догматам, к еретическим учениям, к государственной власти и браку, и тем самым преодолеть некий “внутренний кризис”, якобы мешающий Русской Православной Церкви исполнить “великую задачу общественного спасения”. В первом же докладе В.А. Тернавцев призвал Церковь дать ответ не словом, а делом на общечеловеческие запросы. В последующих выступлениях выдвигались идеи религиозного обновления общества, “неохристианства”, ради спасения России в ее “безысходном” положении.
Итоги РФС, этой встречи “двух миров”, участники, как правило, оценивают отрицательно, отмечая отсутствие диалога, взаимопонимания сторон, скорое закрытие собраний. Несмотря на это мнимое огорчение результатами РФС, с т. зр. модернистов, акция по-своему удалась. Представители православного духовенства, за исключением св. Иоанна Кронштадтского, не дали церковно-канонической оценки новым лжеучениям, которые были озвучены в ходе РФС.
Последствия РФС, как проявления модернизма в Русской Церкви, прослеживаются далеко вперед, вплоть до начала XXI в. Буквально каждая из идей, прозвучавших на РФС: гностическое смешение Церкви и мира, догматическое развитие, аморализм, “коллективное спасение”, выступление против устоев христианской государственности и общественности и т.п.- получила дальнейшее развитие, как в ближайший период обновленческого раскола, так и в последующие годы. В этом можно убедиться на примерах учения мирологии, материалов конференции “Таинство Брака – Таинство Единения” (СПб, 2008 г.), учения проф. А.И. Осипова, сектантской деятельности о. Г. Кочеткова и др.
Цитаты из выступлений на РФС
Д.С. Мережковский – Для нас богословская наука не последний авторитет, не безапелляционная инстанция. Если она мешает идти ко Христу, то мы признаем, что ее надо разрушить, не оставить камня на камне.
В.А. Тернавцев – С догматами, хранимыми Церковью, решительно нечего делать ни в государстве, ни в художественном творчестве, ни в борьбе за устройство благой общественной жизни. Да, с ними можно отрекаться от всего этого, но не созидать… В то время как Христианство трагически разделено на враждующие исповедания и стоит в противоречии с государством и культурой, нам говорят, что в учении Церкви все завершено. Это несчастливейшая ошибка нашего схоластического школьного богословия.
Д.В. Философов – В наших врачах, курсистках, студентах, шедших в голодный год на служение ближнему, была бессознательная “религиозность”, поскольку верны они были истинной любви к “земле”. Но “религиозность” — не религия. Вера в Бога была подменена у них верой в прогресс, цивилизацию, в категорический императив. И вот на наших глазах сознание общества выросло, и старые идеалы перестали его удовлетворять. Тщету их наглядно показали Достоевский и Ницше, чтобы не говорить о духовных писателях. Во имя любви к ближнему без любви к Богу не может быть истинного делания на земле. Без Бога не может быть настоящей культуры, охватывающей всю полноту бытия человечества… Церковь, в противоположность интеллигентному обществу, поняла и приняла сознательно лишь первую половину заповеди: “Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею”. И не вместив второй, она стала отрицать ее, довела свою любовь к Богу, свое служение Ему — до ненависти к миру, до презрения к культуре. Историческое христианство, вплоть до XX в., сосредоточивало все свое внимание лишь на аскетической стороне учения Христова, на служении Богу, пренебрегши в своей односторонности тем Божиим миром, часть которого — работающие в поте лица ближние.
Источники
св. Иоанн Кронштадтский. О старом и новом пути спасения // Миссионерское обозрение. 1903. № 5. СС. 690-692
прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937
С.М. Половинкин. На изломе веков (Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге в 1901-1903 гг.) // “Россия XXI”. 2001. №6
5 Responses
Хорошо было бы найти текст Указа обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева о закрытии с кратким и точным изложением враждебной Христианскому вероучению ментальной сути этих мерзких собраний.
Попробуем!
I wrote on this group in an article in “Pravoslavnaya Rus” (Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA) in the 1990’s. The article was about the “Parliament of the World’s Religions.” The Religio-Philosophical Society continuyed into the 1920s-many of the members were “paid” to leave the USSR by the bolsheviks, and many were responsible for the “leanings” of the St Sergius Institute in Paris, and on to the St Vladimir’s Seminary of the Orthodox Church in America. They were also VERY influenced by Theosophy (created by Madame Blavatsky) and Anthroposophy (Rudolf Steiner) who both preacehed tha “truth” that “all religions are one.” “Unity” was found in that simple belief-“all religions are one,” – this did away with any requirement for the creation of “One Church” for all; if one believed “all religions are one,” then all religions were the same, united, and “one” in spirit. This society did much harm to the Orthodox Church-both inside and out. I think most of the “Silver Age” (also known as “decadents”-Russian literature) writers and poets were once part of this Religio-Philosophical Society. I am glad to see this society recognized for what it really was here on this website!
The role of The Religio-Philosophical Society was quite outstanding. It remains to be explored in full. Our article is just a sketch.
The article is accessible at:
http://prav-rus.com/concept_album/Православная%20Русь/1994
P. Rus, #11, 1994, pp. 8-11, section entitled “Nichego Novago Pod Solntsem,” on p. 10. Also a lot of inofrmation in: “No Religion Higher than Truth: A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875-1922” by Maria Carlson, Princeton University Press, 1993.