Search

Правый модернизм

комплекс идеологических явлений, которые объединены бесстыдным обнажением похоти (воли) к власти, где бесстыдство есть существенный, а не случайный признак или дополнительная краска.
правый модернизм

комплекс идеологических явлений, которые объединены бесстыдным обнажением похоти (воли) к власти, где бесстыдство есть существенный, а не случайный признак или дополнительная краска.

К ПМ относятся аморальные и разрушающие веру заявления, действия или символические акты, если одновременно утверждается верность Православию, традициям, порядку. Если говорить кратко, правый модернизм – это нигилизм, небрежно притворяющийся позитивным христианством.

Первообразом ПМ является национал-социализм (и его синонимы: «третий путь», «консервативная революция», «фашизм») со свойственными ему: консервативной безосновностью, оппортунистическим радикализмом, неверием в Бога и агрессивным использованием религиозных терминов.

Среди ведущих представителей ПМ: Новалис, Т. Карлейль, Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский и «почвенники», Р. Вагнер, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов, о. Павел Флоренский, Р. Генон. Постмодернизм также имеет не только марксистские, но и «право-модернистские» корни, как видно из анализа воззрений Ж. Батая, Э. Мунье, М. Бланшо, Поля де Мана. Среди современных представителей ПМ можно указать движение «политического исихазма» в Греции, а в России «Русскую народную линию», газету «Завтра» А. Проханова, а среди авторов: о. Андрея Ткачева, А.Г. Дугина и др. К ПМ относятся и разнообразные формы правого гностицизма в «православных» раскольнических и сектантских группировках.

о термине “правый модернизм”

Зонтичный бренд “правый модернизм” не является обозначением какого-либо отдельного богословского направления, противопоставленного обычному, «левому», модернизму. В понятие ПМ входит то, что он ни от чего не отделен: ни от гуманизма, ни от либерализма, ни от марксизма, ни от «левого» модернизма. В нем все погранично, все находится в полутьме сознания.

Таких модернистов, как В.С. Соловьев, митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Иоанн (Шаховской) или А.И. Осипов, легко рассматривать и как левых, и как правых. В частности, католический предтеча модернизма Иоанн Мёлер (1796-1838) послужил, с одной стороны, источником для русского славянофильства и «нравственного монизма», а с другой, для либерального «левого» богословия отцов Второго Ватиканского собора и о. Александра Шмемана.

Для условного описания очертаний ПМ, сопоставим его с «левым» модернизмом в таблице:

«левый» модернизм«правый» модернизм
синтезанализ
философиярелигия
знание, наукажизнь, действие
сонопьянение
аполлоническоедионисическое
психологизмонтологизм
трансцендентализмимманентизм
гностицизмгерметизм
рационализмиррационализм
персонализмколлективизм
субъективностьобъективность
дуализммонизм
“имяславцы”“имяборцы”
иудеохристианствоантисемитизм
идеализмматериализм
либерализмнеоконсерватизм
«левая» политика«правая» политика
любовьдружба, братство
прогрессвечное возвращение
И.С. ТургеневФ.М. Достоевский
В.С. Соловьевмитр. Антоний (Храповицкий)
А. БергсонФ. Ницше
о. С. БулгаковВ.Н. Лосский
З. ФрейдК.-Г. Юнг
Ч. ДарвинФ. Баадер
ВольтерЖ.-Ж. Руссо

бесстыдство

Наряду с глупостью и невежествомбесстыдство составляет третий компонент духовной катастрофы Нового времени вообще и, в частности, модернистской трансформации Православной Церкви в XX-XXI вв. Глупость представлена идеологами, т.е. в последнем случае – модернистами-оправдателями неверия и неправоверия. Идеологи свободно управляют массами, для которых характерно духовное невежество. Это невежество выражается в том, что учение модернизма принимается за православное, а разрушение основ государственности и морали – за возрождение России. Венчают эту пирамиду зла те православные, правые, монархисты и консерваторы, которые стали неуязвимы для чувства стыда.

Поскольку бесстыдство поставлено в центр ПМ, диалог или увещевание «правых модернистов» является невозможным. Ведь если утрачен авторитет веры, Церкви и разума, то единственная точка опоры в диалоге с оппонентом – это апелляция к его чувству стыда. Но если утрачен и стыд, то такое обращение к модернисту вызовет у него только ощущение дискомфорта или агрессию, но не приведет к исцелению духовной болезни.

пропаганда

В ПМ консервативные правые ценности присутствуют на уровне лозунгов, но никогда в существе дела. Поэтому правый модернизм в сущности есть только пропаганда, радикальная внешность и принадлежит, скорее, к массовой культуре, нежели к традиционной политике. Аполитической или метаполитической природе ПМ более всего соответствует лозунг «фашизм как стиль», причем таким стилем может становиться и Христианство, как, например, в движении «Православных хоругвеносцев».

Правый модернизм тяготеет к художественной, образной и вызывающе несистематической «профетической» форме. Это патологическое говорение, зачастую в жанре идеологической порнографии или «высоко концентрированного идиотизма» (highly concentrated imbecility.- термин Э. Фогелена), а также вещания, приказы, декреты, которые отсылают нас к существу ПМ как обнажения бесстыдной похоти, «воли к власти». Эти приказы и вещания совмещают в себе оппортунизм и неопределенность с внешним эффектом целостности и неразложимости.

Пропаганда сродни религиозному лжемиссионерству: Любая пропаганда должна быть народной и в своем интеллектуальном уровне равняться на восприятие самых ограниченных слушателей (Гитлер). Геббельс теоретизирует по этому поводу: Простые люди обычно еще более примитивны, чем мы думаем. Поэтому пропаганда должна быть простой и повторять все время одно и то же. По большому счету, достичь влияния на общественное мнение сможет только тот, кто сможет свести проблемы к простейшим словам и кто будет иметь смелость повторять их в упрощенной форме, невзирая на возражения со стороны интеллектуалов.

В ПМ язык становится новоязом, который начинает существовать независимо от человека, «произносит сам себя». В связи с этим вопрос об искренности убеждений в ПМ, в частности, и в идеологиях в целом не может быть успешно разрешен.

Принято считать антисемитизм Гитлера единственным определенным его убеждением и пунктом веры. Однако при этом не следует исключать и чисто риторический элемент его антисемитизма. Это вера, но вера в миф. Это вера, но такая, которая нужна человеку не для его внутренних нужд, а только для успешного овладения внешним миром в реальности или в мечте.

Й. Фест пишет о Гитлере, что для него мысль делает убедительной не ее ясность, а доходчивость, не ее истинность, а способность разить: “Любая, в том числе и самая лучшая идея,- заявит он с той не терпящей возражений нечеткостью формулировки, которая была так характерна для него,- становится опасной, если она внушает себе, что является самоцелью, хотя в действительности представляет лишь средство для таковой”. В другом месте он подчеркивал, что в политической борьбе насилию нужна поддержка идеей, а не наоборот,- и это весьма примечательно.

В главе «Майн Кампф» под названием «Об искусстве чтения» Гитлер сообщает, что он понимает под «чтением» нечто совсем другое, чем большинство нашей так называемой «интеллигенции:

Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее миросозерцание. Во всех случаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладывалось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том, чтобы обременять свою память определенным количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять свое миросозерцание.

В этой цитате отчетливо видна демоническая закрытость ПМ, которая даже на уровне приемов чтения и общения исключает всякое вразумление или научение чему-либо такому, что не соответствует «мировоззрению».

Родом из массовой культуры и основополагающий принцип ПМ: сочетание несочетаемого. Правый модернизм – это аполитическая политика, антиидеологическая идеология, теория антитеоретизма. Это антифилософия, которая философствует, чтобы все перестали философствовать, и это антибогословие, которое богословствует, чтобы прекратилось всякое богословствование.

Бесстыдные и безобразные сочетания включают в себя, например, Православие + аморализм; Православие + магия (о. П. Флоренский); Православие + активизм; популизм + элитизм, антисемитизм + филосемитизм (Розанов), нигилизм + оптимизм и т.п. Сюда же относятся откровенные фальшивки типа «православного социализма», «третьего пути» и «консервативной революции». Характерно в этом отношении применение принципа сочетания несочетаемого в образах «святых» преступников (Раскольников, Мармеладов) и «преступных» святых (Сонечка Мармеладова) у Ф.М. Достоевского.

Такой известный лжемиссионер как о. Сергий (Рыбко) утверждает, что спасение возможно только в недрах Православной Церкви при строгом исповедании догматов Православия, бескомпромиссном соблюдении духовно-нравственных норм, изложенных в Евангельских заповедях, участии в Таинствах, хранении Предания Православной Церкви, следовании канонам Вселенских и Поместных Соборов и правилам Св. Отцов.

Наряду с этими словами о. Сергий (Рыбко) поступает совершенно напротив истинной Христианской миссии. «Строгое соблюдение догматов и бескомпромиссное соблюдение нравственных норм» сочетается у него с заявлениями о том, что Спаситель был Первым Хиппи, величайшим Романтиком всех времен и народов, Бунтарем и т.д. Такая «двойственность» в одном лице является кощунством, соблазном даже для неверующих людей, не говоря о верующих и приходящих к вере. Сам же о. Сергий (Рыбко) оценивает кощунства и соблазны, которые он бросает в массы, как «Божие дело», тем самым добавляя последний элемент в картину распада: бесстыдство.

Как пишет исследователь итальянского фашизма Эмилио Джентиле, как мировоззрение фашизм всегда демонстрировал свое презрение к формальной и рациональной политической мысли, гордился своим духом действия, духом реализма и активизма, современным и прагматическим, всегда актуальным и готовым действовать в любой возникшей обстановке. С другой стороны, эта «антиидеологическая идеология» в конечном счете сводится к активистскому и релятивистскому отношению к жизни и политике, и к духу восстания против истеблишмента и буржуазных обычаев, в сочетании с резкой враждебностью к либерализму и социализму, пацифизму и интернационализму, а также к статичному традиционализму и консерватизму.

Такое сочетание несочетаемого ставит человека в тупик, оно разнуздывает и сковывает нравственные силы человека, причем разнуздывает то, что нужно сковывать, а сковывает то, что нужно высвободить. Неуловимая суть ПМ состоит в том, что в нем все сводится к одобрению, восхищению и поддержке наибольшего зла. Достаточно привести цитату из А. Дугина по поводу избрания военного преступника Ариэля Шарона премьер-министром Израиля в 2001 г.:

Победили наши, полярные, солярные евреи… Я очень рад. Искренне поздравляю израильтян с истинным выбором. Сделав его, вы невероятно помогли нам… ступайте смело на Храмовую Гору, как Ариэль Шарон… Я поздравляю Ариэля Шарона с этим великим успехом. Я вижу в этом знаки времени.

В духе посюстороннего мистицизма ПМ ожидает, что из сочетания несочетаемых должна родиться «третья сущность» – еще одна мифологема Нового времени. Согласно Новалису, «подлинное соединение происходит в третьей сущности, которая есть каждое из двух и одновременно больше их вместе взятых». Сюда же относится «третий путь» и др. право-модернистские фантомы. В идеологии о. Александра Шмемана в роли «третьей реальности» выступает мифологизированное «Царствие Божие», которое объединяет в себе Церковь и мир.

иррационализм, монизм, холизм, «философия жизни»

Для ПМ характерен крайний иррационализм, как в форме алогизма и адогматизма, так и в форме «священного безумия», нигилизма и нигилистического «чистого действия».

Например, Ф.М. Достоевский объявляет безжизненными и смертоносными не только теоретические положения, но и самое сознание: Строго говоря: чем менее сознает человек, тем он полнее живет и чувствует жизнь. Пропорционально накоплению сознания теряет он и жизненную способность. Итак, говоря вообще: сознание убивает жизнь. … Народы не могут без смеха смотреть, как сознание хотят нам выдать за жизнь. Вслед за Ф. Баадером Достоевский учит: Сознанье – болезнь. Не от сознания происходят болезни (что ясно как аксиома), но само сознание – болезнь.

В результате не остается никакого знания, никакой веры в определенные догматы. Есть лишь «мировоззрение» (Weltanschauung), но это совсем не то же, что определенные взгляды. Это, скорее, ширма из лозунгов, а не система понятий.

Центр тяжести переносится с сознания на целостную жизнь, а точнее – на острое ощущение жизни с ее радостями и трудностями. Откуда происходит такой известный фашистский лозунг как «трудная жизнь».

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон), а также экзистенциализм, дали пропагандистское обоснование этой антитеоретической акции правых модернистов. Сама жизнь без участия человека должна философствовать без помощи понятий, и такая жизнь будет непосредственно переживаться человеком. Генрих Риккерт пишет о философе жизни: Принимая мир как Все-Жизнь, он должен вместе с тем видеть, что он не умещается ни в какую систему. Его мышление должно приноровляться к ритмике и динамике никогда не покоящейся жизни. Живое мышление должно сменить статику системы.

Естественно, в “философии жизни” исчезает различие между порядком и беспорядком, космосом и хаосом. “Жизнь” – это еще одна «третья сущность», т.е. одновременно энтропия и экстропия, распад и самопостроение.

О. Павел Флоренский в русле «философии жизни» утверждает практическое удобство существования Истины: Я не знаю, есть ли Истина или нет ее. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. Сама религия определяется им вполне технически, как система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Такой практицизм на деле сводится к возможности произвольно оперировать Истиной в любом отношении.

За счет радикального алогизма и иррационализма культ «живой жизни» сочетается в ПМ с нигилизмом, т.е. верой в ничто, верой в смерть. Так, для А. Дугина всякая полноценная традиционная метафизика признает превосходство небытия над бытием. Небытие совпадает с наиболее глубинной сущностью смерти, а смерть доминирует как качество над всеми уровнями бытия. Соответственно, смерть – это положительная категория, а жизнь, дарованная человеку Богом,- это ограничение, негативная категория.

Расизм тоже во многом присущ ПМ именно в качестве разновидности иррационализма, поскольку пытается решать духовные и теоретические задачи с помощью биологии (не науки, а непосредственно самой плоти).

Культурный национализм и биологизм нашли свое выражение в ариософии, национал-социалистическом протестантизме. Не следует думать, что «православный» модернизм остался свободен от этого влияния. Здесь достаточно указать на «христианский материализм» митр. Антония Сурожского.

Радикальный модернист кон. XIX – нач. XX вв. Михаил Тареев сообщал в 1917 г.:

Святоотеческая литература была проводником в нашу культуру чужого, национально-греческого, упадочного, гностико-аскетического миросозерцания и жизнепонимания. В значении гностицизма и аскетизма – центр тяжести вопроса о принципе “отечества” в богословии. Гностицизм и аскетизм – заклятые враги русского гения. Гностицизм и аскетизм враждебны нам и в том смысле, что они глубочайше и органически несродны русской душе. Они враги наши и потому, что они давили и калечили душу нашего народа в течение многих столетий.

Митр. Антоний (Храповицкий) и митр. Сергий (Страгородский) находили, что ненавистный им юридизм (т.е. православное учение об Искуплении и спасении) якобы проникает в западное Христианство через плоть и кровь западной культуры, а также через иудеев.

демоническая воля

Поскольку Истина утрачивает в ПМ свое руководящее и объясняющее значение, то в качестве точки опоры остается только сам человек, а вернее, его демоническая воля, или «воля к вере».

Вместо веры в невидимое и вечное правый модернизм культивирует нигилистический «прыжок в ничто». Не важно, во чтó мы верим. Важно, что мы верим,- заявлял Геббельс, декларируя тем самым, что он утверждается на собственном ничтожестве.

Такая «вера» – это уже не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1), а вера в абсолютную свободу и всесилие человека: Мир будет таким, как я хочу! (Новалис). Будь, что будет!– поется в гимне юных фашистов – За Дуче, Отечество и Короля! Это доверено нам. Мы – выполним!

Согласно формулировке Й. Феста, для Гитлера все дело только в политической вере, вокруг которой кругами вращается весь мир, а политическая программа может быть насквозь идиотской, источником же веры в нее является твердость, с которой ее отстаивают.

«Воля к вере» являет собой некий род магии, которая должна преобразить мир вопреки всем внешним и внутренним обстоятельствам. Э. Фогелен приводит слова Бакунина:

Я имел только одну сподвижницу: веру, и говорил себе, что вера переносит горы, разрушает преграды, побеждает непобедимое и творит невозможное, что одна вера есть уже половина успеха, половина победы; совокупленная с сильною волею, она рождает обстоятельства, рождает людей, собирает, соединяет, сливает массы в одну душу и силу; говорил себе, что, веруя сам в русскую революцию и заставив верить в нее других, европейцев, особливо славян, впоследствии же и русских, я сделаю революцию в России возможною, необходимою. Одним словом я хотел верить, хотел, чтобы верили и другие.

Фогелен замечает:

Это пожалуй самое совершенное описание магии зла, творения реальности из ничего. Эта демоническая воля под видом веры является полной противоположностью Христианской воли подчиненной вере. Такая вера и воображение, рождаемые чистой волей, вмешиваются в ход истории, создают такие обстоятельства и производят почти невероятные результаты в среде изумленных современников, которые не могут поверить происходящему. Так у Бакунина впервые проявляется эта черная магия, которая позднее встретится у Ницше с его волей к власти, в ленинском упорстве в ожидании революционного момента, в гитлеровском “Триумфе воли”.

Для ПМ характерен культ «радости», «полноты жизни» и восторга от совершаемого «прыжка в ничто». Итальянские футуристы именно из этих соображений поддержали фашизм Муссолини. Им была близка его витальность, соединенная с героическим нигилистическим активизмом и оптимизмом.

Витальность непосредственно связана в ПМ с жестокостью, причем по большей части воображаемой, что вроде бы противоречит определению жестокости как «сферы практического применения» глупости. На самом деле реальное или воображаемое насилие преображают человека изнутри и в этом его практический смысл.

светский мистицизм

В основе ПМ, как и любого идеологического явления, лежит светский мистицизм, т.е. посюсторонняя вера, в том числе в виде оккультного знания и предания. Отсюда интерес правых модернистов к эзотерике, к коллективному бессознательному. Можно отметить также, что правый модернизм паразитирует на любых идеологических веяниях, лишь бы они были популярны в настоящий момент, и в частности, на течении оккультного возрождения XIX-XX вв., интересе к «вечной мудрости» Востока и т.д.

Укладывается правый модернизм и в русло «западного эзотеризма», который синтезирует разнородные оккультные идеи, делая акцент на религиозном творческом воображении, которое способно открывать для себя новые реальности в материальном и духовном мире, на вере в «преображение» человека по типу алхимической трансмутации, а также в то, что все подлинные духовные традиции являются вариантами одной «примордиальной» традиции.

В ПМ особенно ярко проявляется мистический коллективизм, впрочем, свойственный марксизму и либерализму в не меньшей степени.

Генсек Национальной фашистской партии А. Стараче отчитывался в 1939 г.:

Создание нового человека, нового итальянца Муссолини, способного верить, повиноваться, воевать, было нашей постоянной целью, к достижению который мы прилагали все усилия партии. В сложной партийной машине даже самые важные части могут быть заменены на другие, и наше движение вперед не остановится и наше направление не изменится. Это происходит потому, что несмотря на невероятный охват нашей организации, она основана на обезличивании: деятельность партии основана не на индивидуализме, а на идее, которая порождена безграничной верой в Человека, в котором партия без остатка отражена.

К мистике коллектива относится и учение о лидере (Furerprinzip национал-социализма). И сам гностический коллектив, и фюрер являются в гностицизме объектом веры, где вера в себя переходит в веру в фюрера и обратно.

Власть Муссолини, по словам одного из ведущих юристов режима, есть «сама в себе идеальная форма, это состояние благодати духа, это героическая диктатура». Главный философ фашизма Дж. Джентиле писал о Муссолини: Это герой, особенный и Провидением посланный дух. В нем воплотилась сама идея, и она непрерывно трепещет в нем в мощном ритме юной и цветущей жизни. Гитлер утверждал: У нас вождь и идея едины, и каждый член партии должен делать то, что прикажет вождь, воплощающий в себе идею и единственно знающий ее конечную цель.

Другим видом посюсторонней мистики является мистика времени. Правый модернизм совмещает здесь самые разнородные псевдомистические концепции: от хилиазма, до вечного возвращения. Т. е. правый модернизм, в характерном для себя иррациональном духе, не хочет делать выбора между линейным и циклическим временем, между революцией и статикой.

Даже далеко за пределами ПМ значительную известность получили идеи, порожденные правомодернистской мистикой пространства: оккультная геополитика, эмигрантское и советское евразийство, лозунги: «Кровь и почва», «жизненное пространство».

положительное христианство

Отношение ПМ к Христианству можно описать как критическое и оппортунистическое. Отвергая или принимая Христианство, правые модернисты считают его слабым и неэнергичным вариантом правого «положительного христианства».

О. Павел Флоренский и в Царское и в советское время выступал с резким отрицанием Православной Церкви: “Православие” учебников… на деле есть лже-православие, представляющее собою букет несовместимых ересей (1914); Вся Русская правящая Церковь никуда не годна. Все принадлежат к нецерковной культуре. В существе все, даже церковные люди, у нас позитивисты (1921). И наконец: Православная церковь в своем современном виде существовать не может и неминуемо разложится окончательно; как поддержка ее, так и борьба против нее поведет к укреплению тех устоев, которым время уйти в прошлое, и вместе с тем задержит рост молодых побегов, которые вы растут там, где сейчас их менее всего ждут (1933).

В среде правых модернистов Христианство осуждается как слишком буквалистское, фарисейское, которое боится запачкать руки участием в гностическом изменении мира.

Вместо «фарисейства» правый модернизм предлагает «положительное христианство» в духе программы НСДАП, которое очищено от понятия «греха» и ставит в центр обыденную жизнь и простую, радостную миссию Царства Небесного внутри нас, Сына Божиего, службы добру и пламенной защиты от зла (Альфред Розенберг).

Программа НСДАП (1920-1945) утверждает: Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве, если они не угрожают его целостности или не оскорбляют нравственных чувств и морали германской расы. Партия, как таковая, представляет точку зрения позитивного христианства без того, чтобы привязывать себя к определенному вероисповеданию.

Собственно, такое «положительное христианство» ничем не отличается от атеизма. В брошюре «Тебя зовут СС» указывается: Мы верим в Божественное Провидение, вдохнувшее осмысленность в каждую жизнь, избравшее нас орудием Божественной Воли… Вы сами вольны решать, каким путем пойдете в этой жизни. Вами не управляет слепой рок. Вы выбираете по собственной воле – следуйте наставлению совести, ибо это путь к Богу. Это путь из вечности в вечность.

Многие правые модернисты предлагают свои варианты «положительного христианства», в частности, В.В. Розанов, о. Павел Флоренский, о. Александр Шмеман.

Некоторые модернисты активно участвовали или участвуют в правых движениях. Здесь характерна судьба Бориса Вышеславцева, поддержавшего коллаборационистский режим Виши:

Во время оккупации Вышеславцев сотрудничал с немцами; ездил по странам русского рассеяния и что-то проповедовал относительно «нового порядка». Умер этот «рыцарь без страха и упрека» в Швейцарии, не решаясь вернуться в Париж и предстать перед французским судом.

Известна близость к нацизму такого ведущего католического центра «литургического возрождения» как немецкий монастырь Мария Лаах. В свою очередь, идеи Одо Казеля («любимого священника Гитлера») из этого монастыря решающим образом повлияли на о. Александра Шмемана и др.

Архиеп. Иоанн (Шаховской) приветствовал вторжение Гитлера в СССР. В газете «Новое слово» от 29 июня 1941 г. он писал в статье “Близок час”:

В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной – Войной исходит. “Я тебя породил, я тебя и убью!”- кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской , и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми; автору сих строк близкими) слова:”Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие”. И еще пророчествовал:”Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира”. Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые – русской науке, лучшие писатели – народу, отцы – детям своим, и дети – родителям, к женам вернуться с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание.

Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Было Провидено далее не выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, “христианские правительства”, которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень.

Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью – памяти “Всех Святых, в земле Русской просиявших”. Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков “Интернационала” с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. “Великое землетрясение” начинает “колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют” (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия.

Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.

Это будет “Пасха среди лета” , о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим.

Лето пришло. Близка русская Пасха…

Библиография

Арендт, Ханна. Истоки тоталитаризма. Москва: ЦентрКом, 1996

Бровко, Л. Н. Церковь и Третий рейх. Санкт-Петербург: Алетейя, 2009

Вериста. Основные начала российского фашизма: Тезисы русского фашиста. Париж: Клич, 1938

Вершилло, Роман . О мирном сосуществовании со злом // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/10/29/peace 29.10.2012

Вершилло, Роман. Дерзость запустения. Коллективный “Розанов” на “Русской Линии” // Moral.Ru. http://www.moral.ru/derzost.html 2006

Геббельс, Йозеф. Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках. Москва: Алгоритм, 2013

Геббельс, Йозеф. Последние записи. Смоленск: Русич, 1993

Гитлер, Адольф. Моя борьба. Ода, б.г.

Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство. Москва: Галарт, 1994

Деларю, Жак. История Гестапо. Смоленск: Русич, 1993

Дугин, Александр. Апокалипсис стихий // Элементы. 1996-1997 № 8

Дугин, Александр. Великая метафизическая проблема и традиции // Милый ангел. 1991. № 1

Дугин, Александр. Геополитика православия // Элементы. 1996-1997 № 8

Дугин, Александр. Десекуляризация: вторжение теологии в политику // Центр консервативных исследований. http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/030411000204.xhtml 03 04 2011

Дугин, Александр. Консервативная революция. Москва: Арктогея, 1994

Дугин, Александр. Конспирология. Москва: Арктогея, 1993

Дугин, Александр. Крестовый поход солнца // Милый ангел. 1996. № 2

Дугин, Александр. Метафизика благой вести. Москва: Арктогея, 1996

Дугин, Александр. Метафизика национал-большевизма // Элементы. 1996-1997 № 8

Дугин, Александр. Метафизический фактор в язычестве // Милый ангел. 1991. № 1

Дугин, Александр. Мистерии Евразии. Москва: Арктогея, 1996

Дугин, Александр. Проханов – последний прыгун империи // Арктогея. http://web.archive.org/web/20130509082848/http://www.arctogaia.com:80/public/txt-prohan.htm 02 12 2012

Зенкин, Сергей. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. Москва: РГГУ, 2012

Зибницкий, Эдуард. Нео-евразийство и вера отцов // Православие.ру. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/contrdugin.htm 21.12.2001

Известный лжемиссионер полагает, что православные готовы его убить // Антимодернизм.Ру. https://antimodern.ru/izvestnyj-lzhemissioner-polagaet-chto-pravoslavnye-gotovy-ego-ubit/ 23.01.2013

Иоанн (Шаховской), архиеп. Близок час // Новое слово. 29.06.1941

Канетти, Элиас. Человек нашего столетия. Художественная публицистика. Москва: Прогресс, 1990

Кирилл (Семенов) о. «Не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9, 55) // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=104359 24.05.2006

Кирилл (Семенов) о. В притяжении Розанова. К 150-летию со дня рождения // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=110180 03.05.2006

Ковалев, Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы: Великий Новгород: НовГУ, 2009

Ковалев, Б. Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941-1944. Москва: АСТ, 2004

Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель: М.: Алгоритм, 1997

Мельников, Д.; Черная, Л. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии 1933-1945. Москва: Издательство политической литературы, 1987

Молер, Армин. Фашизм как стиль. Новгород: Толерантность, 2006

Музиль, Роберт. О глупости // Эсхатологическое обозрение. http://vershillo.wordpress.com/2011/03/31/folly 31.03.2011

На путях: Утверждение Eвразийцев: М., Берлин: Геликон, 1922

Национал социализм и Христианство. Ужгород: Эстакада / Межрегиональный форум противодействия попыткам фальсификации истории, 2009

Переслегин, Владимир о. Линия безразличия // Moral.Ru. http://www.moral.ru/linia.htm 2006

Переслегин, Владимир о. Открытое письмо Протоиерею Андрею Ткачеву // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2013/07/11/o_tkachev 11.07.2013

Переслегин, Владимир о. Прорцы нам, Христе, кто есть ударей тя? // Moral.Ru. http://www.moral.ru/Rozanov.html 2006

Пруссаков, В. Оккультный мессия и его рейх. Москва: Молодая гвардия, 1992

Риккерт, Генрих. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998

Рогозянский, Андрей. «Псу живому лучше, нежели мертвому льву…» // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=104374 02.06.2006

Рогозянский, Андрей. Открытое письмо о. Александру Шаргунову // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=104386 13.06.2006

Рогозянский, Андрей. Так что же притягивает в Розанове? // Русская линия. http://rusk.ru/st.php?idar=104364 29.05.2006

Розенберг, Альфред. Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллинн: Shildex, 1998

Сергий (Страгородский), митр. Православное учение о спасении. Казань, 1898

Стефан, Джон. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. М.: Слово, 1992

Строев, Сергей. Опыт “Арктогеи”: свальный грех блудомыслия // Форум.мск. http://forum-msk.org/material/politic/7368.html 05.02.2006

Тареев, Михаил. Новое богословие // Богословский вестник. 1917. июнь-июль; август-сентябрь. С. 1–53; 168-224

Триумф Града Небесного (Манифест Русского Евразийства XXI века) // Центр Льва Гумилева. http://www.gumilev-center.ru/triumf-grada-nebesnogo-manifest-russkogo-evrazijjstva-xxi-veka 2011

Фест, И. К. Гитлер. Биография. В 3-х тт. Пермь: Алетейа, 1993

Фихте, И. Г. Речи к немецкой нации. Санкт-Петербург: Наука, 2009

Хибберт, Кристофер. Бенито Муссолини. Биография. 1996: РОССПЭН, 1996

Челноков, Алексей. «Три богатыря» в форме Waffen-SS: Известный телеведущий, исламский деятель и профессор МГУ создали в Москве клуб «интеллектуалов», которому дали название гитлеровской дивизии СС // Совершенно секретно. июль 2012

Чемберлен, Хьюстон Стюарт. Основания девятнадцатого столетия. В 2 т. Санкт-Петербург: Русский миръ, 2012

Чудинова, Елена. О некоторых консерваторах // Expert Online. http://expert.ru/2009/08/27/obraz 27.08.2009

Шаргунов, Александр о. Псы нелающие, хвостом виляющие // Moral.ru. http://www.moral.ru/Roz-ASharg.htm 2006

Ширер, Уильям. Берлинский дневник. Москва: Центрполиграф, 2002

Шкаровский, М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. Москва: Вече , 2007

Шкаровский, М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР.). Москва: Крутицкое патриаршее подворье, 2002

Шкаровский, М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2003

Шмулевич, Авраам. Интервью с Александром Дугиным // Вести (Израиль). 11.01.2001

Яновский, В. Поля Елисейские. New York: Серебряный век, 1983

Abrams, M.H. Natural Supernaturalism: Tradition and Revolution in Romantic Literature. N.Y.: W. W. Norton, 1971

Adam, Karl. The Son of God. New York: Sheed and Ward, 1934

Adam, Karl. Two essays. Christ and the Western mind; Love and belief. New York: Macmillan Company, 1930

Aguilar, Javier; Asensi, José María. Hitler y la iglesia. La mentira del ateismo de Hitler. Barcelona: Bau, 1976

Antliff, Mark Fascism, Modernism, and Modernity // Art Bulletin, The. 2002

Arendt, Hannah. The Origins of Totalitarianism. New York: Meridian Books 1958

Arvidsson, Stefan. Aryan idols. Indo-European mythology as ideology and science. Chicago: University of Chicago Press, 2006

Bergen, Doris L. Twisted cross. The German Christian movement in the Third Reich. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1996

Biehl, Janet; Staudenmaier, Peter. Ecofascism: Lessons from the German experience. AK Press, 1996

Blamires, Cyprian P.; Jackson, Paul. World fascism. A historical encyclopedia: ABC-CLIO, 2006

Bosworth, R. J. B. Mussolini. London, New York: Arnold; Oxford University Press, 2002

Bramwell, Anna. Blood and soil. Richard Walther Darré and Hitler’s “Green Party”. Abbotsbrook, Bourne End, Buckinghamshire: Kensal Press, 1985

Brenner, Lenni. Zionism in the age of the dictators. London, Westport, Conn: Croom Helm; L. Hill, 1983

Cameron, Norman; Stevens, R. H.; Trevor-Roper, H. R. Hitler’s Table Talk 1941-1944: His Private Conversations. New York: Enigma books, 2000

Chabrol, Claude. L’oeil de Vichy. Canal+. France. DVD. 1993

Cornwell, John. Hitler’s pope. The secret history of Pius XII. New York: Penguin Books, 2002

Crew, David F. Hitler and the Nazis. A history in documents. Oxford, New York: Oxford University Press, 2005

Davies, Peter; Lynch, Derek. The Routledge companion to fascism and the far right. London, New York: Routledge, 2002

Faivre, Antoine. Access to Western esotericism. Albany: State Univ. of New York Press, 1994

Fest, Joachim C.; Rieb, Werner; Herrendoerfer, Christian; Murray, Stephen. Hitler. Original title: A career. DVD. 2001

Fest, Joachim. Plotting Hitler’s death. The story of the German resistance. New York: Metropolitan Books, Holt, 1996

Fest, Joachim. The face of the Third Reich. Portraits of the Nazi leadership. New York: Da Capo Press, 1999

Flowers Ph.D., Stephen (aka Edred Thorsson). The Secret of the Runes: Destiny Books, 1988

Gentile, Emilio. The struggle for modernity. Nationalism, futurism, and fascism. Westport, Conn: Praeger Publishers; Praeger, 2003

Godwin, Joscelyn. Arktos. The polar myth in science, symbolism, and Nazi survival. Kempton, IL: Adventures Unlimited Press, 1996

Goldhagen, Daniel Jonah. Hitler’s willing executioners. Ordinary Germans and the Holocaust. 1st ed. New York: Knopf; Random House, 1996

Goodrick-Clarke, Nicholas; Goodrick-Clarke, Nicholas. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity: New York University Press, 2003

Goodrick-Clarke, Nicholas. Hitler’s priestess. Savitri Devi, the Hindu-Aryan myth, and neo-Nazism: New York University Press, 1998

Goodrick-Clarke, Nicholas. The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and Their Influence on Nazi Ideology; The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935: New York University Press, 1992

Gregor, A. James. Mussolini’s intellectuals. Fascist social and political thought. Princeton, N.J: Princeton University Press, 2005

Griffin, Roger; Feldman, Matthew. A fascist century. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan, 2008

Hauer, Wilhelm; Heim, Karl; Adam, Karl. Germany’s new religion; the German faith movement. With assistance of T. S. K. Scott-Craig, R. E. Davies. New York: The Abingdon press, 1937

Head, Peter M. The nazi quest for Aryan Jesus // Journal for the Study of the Historical Jesus. 2004. № 2 (1). P. 55–89

Hinz, Berthold. Art in the Third Reich. 1st ed. New York: Pantheon Books, 1979

Hitler and Mussolini: Color Photos of Chummy Warmongers // LIFE.com. http://life.time.com/history/hitler-and-mussolini-in-1938-color-photos-of-europes-warmongers/?iid=lb-gal-viewagn#1 30.09.2013

Hoffmann, Hilmar. The triumph of propaganda: film and national socialism, 1933-1945: Berghahn Books, 1997

Housden, Martyn. Hitler. Study of a revolutionary? London, New York: Routledge, 2000

Kallis, Aristotle A. Nazi propaganda and the Second World War. New York: Palgrave Macmillan, 2005

Kaplan, Leonard V.; Koshar, Rudy. The Weimar moment. Liberalism, political theology, and law. Lanham, Md: Lexington Books, 2012

Kershaw, Ian. Hitler, 1889-1936. Hubris. New York: W.W. Norton, 2000

Krieg, Robert Anthony. Catholic theologians in Nazi Germany. New York: Continuum, 2004

Krieg, Robert Anthony. Karl Adam, national socialism, and Christian tradition // Theological Studies. 1999. № 60. P. 432–456

Laqueur, Walter. Young Germany. A history of the German youth movement. New Brunswick, NJ: Transaction Books, 1984

Ludwig, Emil. Talks With Mussolini. Boston, 1933

Mees, Bernard. The science of the swastika. Budapest, New York: Central European University Press, 2008

Michael, Robert; Doerr, Karin. Nazi-Deutsch/Nazi-German. An English lexicon of the language of the Third Reich. Westport, Conn: Greenwood Press, 2002

Mohler, Armin. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918 – 1932. Darmstadt: Wiss. Buchges, 1989

Morgan, Philip. Fascism in Europe, 1919-1945. Routledge, 2003

Morgan, Philip. The Fall Of Mussolini: Italy, The Italians, And The Second World War: Oxford University Press, 2007

A New Paganism Germany’s New Religion : The German Faith // Tablet. 24.07.1937

O’Donoghue, Heather. From Asgard to Valhalla. The remarkable history of the Norse myths. London: I. B. Tauris, 2007

O’Brien, Mary-Elizabeth. Nazi cinema as enchantment. The politics of entertainment in the Third Reich. Rochester, NY: Camden House, 2004

Payne, Stanley G. A History of Fascism, 1914-1945: University of Wisconsin Press, 1995

Pietikainen, Petteri. The Volk and Its Unconscious: Jung, Hauer and the ‘German Revolution’ // Journal of Contemporary History. 2000. № 35 (4). P. 523–539

Pike, Sarah. New Age and neopagan religions in America: Columbia University Press, 2004

Pizza, Murphy; Lewis, James R. Handbook of contemporary paganism. Leiden, Boston: Brill, 2009

Poewe, Karla O. New religions and the Nazis. New York: Routledge, 2006

Poewe, Karla O. Scientific neo-paganism and the extreme right then and today: From Ludendorff ‘s Gotterkenntnis to Sigrid Hunke’s Europas Eigene religion // Journal of Contemporary Religion. 1999. № 14 (3)

Poewe, Karla; Hexham, Irving Jakob. Wilhelm Hauer’s New Religion and National Socialism // Journal of Contemporary Religion. 2005. № 20 (2). P. 195–215

Pyta, Wolfram; Kretschmann, Carsten; Ignesti, Giuseppe; Di Maio, Tiziana. Die Herausforderung der Diktaturen. Katholizismus in Deutschland und Italien 1918-1943/45. Tübingen: Niemeyer, 2009

Radloff, Bernhard. Heidegger and the question of national socialism. Disclosure and gestalt. Toronto, Buffalo: University of Toronto Press, 2007

Reuter, James M. Rendering unto Caesar: The Catholic Church and its confrontation with German National Socialism, 2008

Rickey, Christopher. Revolutionary saints. Heidegger, national socialism, and antinomian politics. University Park: Pennsylvania State University Press, 2002

Riefenstahl, Leni. Olympia. Olympia Film GmbH. Germany. 1938

Riefenstahl, Leni. Triumph des Willens. Leni Riefenstahl-Produktion, Reichspropagandaleitung der NSDAP. Germany. 1935

Ruhm von Oppen, Beate. Nazis and Christians // World Politics. 1969. № 21 (3). P. 392–424

The Sacred in Twentieth-Century Politics. Essays in honour of Professor Stanley G. Payne. Basingstok, New York: Palgrave Macmillan, 2008

Schoeps, Karl-Heinz. Literature and film in the Third Reich: Camden House, 2003

Scholder, Klaus. The churches and the Third Reich. Philadelphia: Fortress Press, 1988

Shirer, William L. The rise and fall of the Third Reich. A history of Nazi Germany. New York: Rosetta Books, 2011

Sluga, Hans. Heidegger’s crisis. Philosophy and politics in Nazi Germany: Harvard University Press, 1995

Spengler. The Laach Maria monster // Asia Times Online. http://www.atimes.com/atimes/Front_Page/GF01Aa02.html 2005

Steigmann-Gall, Richard. The Holy Reich. Nazi conceptions of Christianity, 1919-1945. Cambridge: Cambridge University Press, 2004

Ustorf, Werner. Sailing on the next tide. Missions, missiology, and the Third Reich. Frankfurt am Main, New York: P. Lang, 2000

Voegelin, Eric. Hitler and the Germans. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1999

Voegelin, Eric. The Growth of the Race Idea // The Review of Politics. 1940. № 2 (3). P. 283–317

Welch, David. The Third Reich: Politics And Propaganda: Routledge, 2007

Wolin, Richard. The seduction of unreason. The intellectual romance with fascism : from Nietzsche to postmodernism. Princeton, N.J: Princeton University Press, 2004

Woodley, Daniel. Fascism and political theory: critical perspectives on Fascist ideology: Routledge, 2010

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

5 Responses

  1. Правого модернизма не может быть в принципе.Модернизм всегда только левый.Правым может быть только ультраконсерватизм.Векторы двух крайностей направлены в разные стороны:влево модернизм,вправо ультраконсерватизм.Посередине православие.

    1. Православие не посередине, Артур. Православие не от мира сего.

  2. Памятник убийце двух священномучеников готов –
    http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/pered_bogoyavlenskim_soborom_v_orle/
    Свершилось.
    Поражает тут, конечно, буквально всё, но быть может особенно поражает объяснения того, почему 4,5 столетия этому правителю не было памятников – якобы виновата “пропаганда”.
    Конечно, радио “Свобода” прямо в начале XVII всё и испортила.
    Между тем всё просто как никогда: у русских людей в то время и мысли не могло появиться ставить памятник убийце священномучеников, это же как бы памятник новому Каину. Пусть и тысячу раз укрепившему государство – пусть даже на секунду допустим и это, хотя и тут более чем тяжёлые вопросы, как же это сверхукреплённое государство почти немедленно после окончания столь славного царствования рухнуло в смуту и по существу исчезло, чтобы возродиться, но уже как феникс из пепла и в том числе на началах покаяния в грехах того самого царствования.
    В общем, судя по всему открывается какая-то новая страница русской истории…

  3. Хорошо было бы указать в статье, хотя бы кратко на такие явления “правого модернизма”, как “царебожие”, почитание Григория Распутина, Сталина, Иоанна Грозного, а также на деятельность таких организаций, как общество “Хоругвеносцев”, движение “Сорок сороков” и др., порталов “Третий Рим”, “Благодатный Огонь”, “Русский Календарь”, “Русский Вестник”, “Аминь”, “Информ-Религия” и т.д. Из современных представителей ПМ приведены лишь о.Сергий Рыбко, Дугин и Проханов, а из сайтов только “РНЛ”. А где например, выпускник аспирантуры иеромонах Никодим (Шматько), отец-единоверец Кирилл (Сахаров), Василий Бойко-Великий, Владимир Семенко, Константин Душенов и другие?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.