Search

Мечты или реальность?

Вообще подобным авторам, пишущим интересные и правильные вещи, хотелось бы пожелать идти до конца в своих суждениях и с Божией помощью порвать с миром рока. Или хотя бы не писать на эту тему, дабы не сбивать с толку людей своими несбыточными мечтами.
Мечты или реальность?
Дом из гитар. Рисунок Ирины Федоровой

На сайте «Татьянин день» появилась статья Владимира Савинова «Рок – свобода или смерть?» Хотя сама статья имеет апологетическую направленность, она содержит интересную и полезную информацию, которая стоит того, чтобы её привести.

Автор, опираясь на знания и свой личный опыт, хочет подвести итоги своего пребывания в рок-культуре и ответить на вопрос: «Что может дать рок-музыка и рок-культура «неокрепшим умам», что она несет — созидание или разрушение?» По сути, он отвечает: «Разрушение»,- однако, выводы делает совершенно другие.

К выводам мы вернёмся позже, а сейчас процитируем предшествующую им часть его ответа. Это весьма ценное свидетельство, особенно, из уст защитника рока.

Автор пишет о становлении рок-музыки и сопутствующих этому процессах:

Еще в те времена, когда биг-бит, блюз и рок-н-ролл только начинали околдовывать мир первыми ударами, общественность не преминула расслышать нечто инфернальное в звучании «шестой ноты», превращающей пентатонику в блюзовую гамму. И эту новую бесшабашную музыку с ее дикой, первобытной энергетикой поколение отцов тут же объявило не чем иным, как проделками лукавого. Что весьма позабавило поколение детей, не преминувших в ответ погромче врубить гитары и микрофоны, поставить весь мир на уши и закатить в ритмах рок-н-ролла новые волны всевозможных протестов и революций… Новые дети растили волосы и вплетали в них цветы и бисер, уходили из домов с рюкзаками и книгами, искали истину в любви и музыке, в поэзии и дорогах, расширяли сознание посредством психотропных средств и неизведанных религий, учились жить без денег и вещей и любить весь мир и каждого в нем. Попадали в психушки, выходили из окон, умирали от передозов. Сдавались, возвращались, устраивались на работу, рожали детей.

А новое поколение «детишек» стремилось, в свою очередь, во всем перещеголять экс-хипповых родителей: ставили ирокезы и обвешивались цепями, еще громче врубали рок. Да и сам рок менялся в угоду публике, становился все более жестким и злым. Спрос рождал предложение, и вот уже на смену лозунгам в духе «мир, любовь, свобода» пришли «секс, драгз и рок-н-ролл», «живи быстро, умри молодым» и подобное. На смену добрым битлам — злые дяди в черной коже, которые на концертах лихо откусывали головы летучим мышам и в открытую распевали оды нечистым силам и песни о дорогах в ад. На раз свергались все «отцовские» морали, догмы, заповеди.

О деструктивном характере рока:

В СССР он был назван духовным СПИДом. Проводились исследования, подтверждающие, что низкие частоты, ритмика и запредельная громкость рок-музыки оказывают разрушительное влияние на психику и физиологию человека, действуя при этом как наркотик, заставляя впадать в транс, подобный тому, в который впадают шаманы при исполнении своих ритуалов.

Об его оккультно-языческой сущности:

Действительно, один из основных критериев рока — это «драйв», что можно перевести как способность музыки приводить к ощущению «катарсиса». И действительно, в исполнительской манере рок-музыкантов часто просматривается очевидная схожесть с древними ритуальными формами музыки и танца. То есть рок-музыкант должен быть еще и заклинателем, шаманом, пророком, гипнотизером, уметь доводить зал до экстаза. А публике, находящейся в измененном состоянии сознания, можно в ритмах рока буквально вдолбить в голову любые установки… Не случайно исследователи обращали внимание на то, что в рок-поэзии текст часто строится как заклинание, как мантра — фраза афористична, лаконична, предельно образна, экспрессивна, одни и те же словосочетания повторяются многократно, при этом между образами часто отсутствуют логические смысловые связи. Вот, например: «Ты умеешь плакать — ты скоро умрешь / Кто-то пишет на стенах — он скоро умрет / У нее есть глаза — она скоро умрет / Скоро станет легко — мы скоро умрем» (Егор Летов, «Оптимизм»).

Про «русский рок»:

Далеко не весь русский рок был белым и пушистым. Взять, к примеру, творчество того же Летова. Основная тематика его песен — разрушение мира и себя («…покончив с собой, уничтожить весь мир…»), уход в иные сферы сознания («…из земной юдоли — в неведомые боли…»), сумасшествие и тотальная самоизоляция как способ противопоставления лирического героя «слишком нормальному» миру («Вечная весна в одиночной камере…») и т.д. и т.п. Подобные темы характерны и для творчества многих других рок-групп, например «Агаты Кристи», «Арии». И даже в творчестве таинственного «Наутилуса» можно найти «двойное дно»: вечные романтико-декадентские мотивы жестокости мира, одиночества, несчастной любви, но все это в итоге приводит к трагедии, к желанию уйти из реальности — и часто посредством суицида. Характерна и влюбленность в смерть, несущую избавление от страданий. В качестве примера можно привести тексты песен «Я хочу быть с тобой», «Падал теплый снег», «Одинокая птица», «Сестры печали». Кстати, один из исследователей русской рок-поэзии обратил закономерное внимание на то, что она (рок-поэзия!) обнаруживает сходство тематики, образности и литературных приемов с «анти-традициями» в искусстве: романтизмом, модернизмом, постмодернизмом. То есть внимание к темным, разрушительным началам в искусстве не является чем-то новым… Просто рок-музыка дала новую силу и энергию вечным деструктивным идеям.

И несмотря на все сказанное им, согласно Савинову, рок неоднозначен. Каким образом он может быть неоднозначен при такой однозначной картине? А вот таким: Даже у «страшного» Летова есть такие строки: «Светило солнышко и ночью, и днем / Не бывает атеистов в окопах под огнем / Добежит слепой, победит ничтожный / Такое вам и не снилось…». То есть, можно найти рок-песни с хорошими словами. Однако последнее (хорошие слова) можно найти и у антихристианских философов. Это что-то меняет?

Почему мы должны оценивать явление не в целом, не по тому, что ему свойственно, не исходя из его сути, а по каким-то частным или даже исключительным случаям? Если уж на то пошло, неужели в ненавистной рокерам попсе (или же в шансоне) нет ни единой песни с хорошим или нормальным смыслом? Я лично могу привести примеры. Будем тоже говорить о неоднородности этих направлений, или же тут действуют двойные стандарты?

Автор продолжает: То есть, как и любую иную энергию, мощнейший потенциал рок-музыки можно использовать по-разному, направив его как на разрушение, так и на созидание. Каким образом безумную экстатическую наркотическую музыку можно направить на созидание? Это абсурд. Кто-то скажет: за счёт правильных текстов. Помилуйте, как тексты могут влиять на музыку?

Затем: Исконный роковый нонконформизм и протест можно обратить против систем зомбирования и засилия масс-культуры.

Начнём с конца. Рок-музыка – такая же часть массовой культуры, индустрии развлечений. Массовой культурой изгонять массовую культуру невозможно. Рокерский протест – это горделивый саморазрушительный бунт. Он несовместим с Христианством. Ну а про показной рокерский нонконформизм хорошо сказал Егор Холмогоров.

Как видим, для подобных выводов и теоретических построений нет никаких оснований. Однако, по Савинову, помимо рока, неоднозначна также рок-культура. Но сначала приведём, как он её описывает.

Создание культа из рок-музыки и рок-кумиров:

Нам казалось, что мы — последние из могикан, для которых рок — не просто музыка, но и образ и даже смысл жизни.

Мы изо всех сил старались пройти по следам рок-героев: слушали и пели их песни, писали свои, создавали рок-группы, искали единомышленников, вместе с которыми пытались проложить новые пути в жизни. И пути эти часто лежали совсем не там, куда пытались направить нас старшие.

Нравы рок-среды:

Нормой поведения тогда был эпатаж, конфликт со старшими, подчеркнутая асоциальность и психическая неуравновешенность. Так, разбить руки в кровь о струны гитары при игре было «особым шиком», это означало глубину и силу чувств и эмоций, истинное понимание смысла песни…

По-разному складывались пути многих знакомых мне людей, но, к счастью, никто не спился, не сторчался и с собой не покончил: хотя пробы всех этих действий у некоторых были весьма активными.

И какие же плюсы отыскивает автор в этой маргинальной помойке? Из субкультурного опыта удалось вынести ряд великих ценностей: искреннюю, испытанную годами, городами и дорогами дружбу со многими замечательными людьми, стремление ко взаимопомощи, любовь к красоте и творчеству, дух позитивного авантюризма и поиска нового. Да и просто светлых, ярких воспоминаний нам хватит на всю жизнь. Не может ли сказать подобное бывший член молодёжной банды: про дружбу, взаимопомощь и авантюризм? Многие напиваются, совершают безумные поступки, чтобы потом было, что вспомнить. И что, это служит оправданием саморазрушительного пути?

И как всё это совмещается с опасениями, высказанными автором в начале насчёт современных неформалов: эмо и готов? Цитата: Мы…относимся к ним… с пониманием и тревогой, внимая новым цифрам мрачной статистики суицидов и иных страшных случаев. Какой вообще вывод должен извлечь читатель из статьи? Мол, да, рок, рок-культура – это вредно и опасно, однако, как ни парадоксально, это ещё и хорошо. И если вы не повредите себе, выживете, то получите определённую пользу и массу воспоминаний. Не бойтесь идти и оставаться в зыбком болоте.

В конце Савинов от теоретизирования переходит к мечтаниям:

Быть может, сегодня нам нужна новая субкультура, которая вобрала бы в себя и объединила самые лучшие, самые яркие и светлые образцы как рок-музыки и рок-поэзии, так и других направлений… А в качестве идеологической основы можно использовать исключительно позитивные установки субкультуры… И кто знает, может быть, именно в мехах рок-культуры свежий сок светлой, озорной, игристой энергии молодости превратится в драгоценное вино? Ведь многим из нас очень хотелось бы считать рок именно музыкой жизни, а не смерти.

Вот и она, настоящая причина наблюдаемой нами непоследовательности.

Вообще подобным авторам, пишущим интересные и правильные вещи, хотелось бы пожелать идти до конца в своих суждениях и с Божией помощью порвать с миром рока. Или хотя бы не писать на эту тему, дабы не сбивать с толку людей своими несбыточными мечтами.

Антон Тарасюков

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.