Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух
(Ин. 3:6).
«Православные христиане в единстве с Римским престолом» ‒ очередной неологизм, исполненный множества невысказанных ожиданий. Неологизм, настолько своеобразный и многозначительный, что может вдохновить любого мало-мальски грамотного человека соткать целый ковер из кричаще ярких неологизмов собственного производства. Но в связи с действиями Константинопольского Патриархата по учреждению так называемой «Православной Церкви на Украине» (ПЦУ) подобные словесные феномены стали повседневностью.
В интервью ВВС[1] Памфилийский архиепископ Даниил, один из двух стамбульских экзархов, работавших по созданию ПЦУ, заявляет, что объединение украинских униатов из УГКЦ (Украинской Греко-Католической церкви) с новосозданной ПЦУ уже вполне возможно, потому что
«исторически греко-католики пытаются найти свою идентичность. Они являются православными христианами в единстве с Римским престолом, но они постоянно возвращаются обратно к киевской традиции, к Крещению, принятому от Константинополя».
Архиепископ – бывший униат, для него, возможно, подобные мысли допустимы. Но в православной традиции до сих пор такие «православные христиане» назывались коротко и точно ‒ «униатами» ‒ и считались не православными, а предателями православной веры, принявшими католицизм, пусть даже сохранившими при этом некоторые внешние формы православного обряда. Для принятия униатов обратно в Православие существует чин, содержание которого менялось в различные исторические периоды, но в большинстве случаев совпадало с чином для принятия римокатоликов. Если вкратце, то единство с Римским престолом приводит православного христианина к немедленной потере звания православного и к отпадению от Церкви. Но, как уже было сказано, Стамбул, похоже, вошел в эпоху великих исторических, канонических и лингвистических открытий.
Возвращаясь, однако, к ожиданиям, заложенным в основу вышеуказанного неологизма, само его появление можно рассматривать и как кульминацию невысказанных до сего момента или двусмысленно сформулированных стамбульских устремлений. Потому как вот они, уже окончательно озвученные: православные христиане должны быть в единстве с Римским престолом.
Кто-то может возразить, что именно эти стамбульские вожделения не остались невысказанными, или по крайней мере неоднократно показывались или внушались. И это тоже верно. Но нельзя отрицать, что новым словесным открытием предоставляется широкая полоса для взлета бесчисленных крылатых призывов, как то: «православные христиане в единстве с Кентерберийской архиепископией», «православные христиане в единстве с Далай Ламой», «православные христиане в единстве с сибирскими шаманами (конкретное предложение России)», «православные христиане в единстве с… последователями одного неизвестного гобоиста из Балетного симфонического оркестра Сан-Франциско в 1940-е годы»[2] и т.п.
Некоторые озвученные ожидания в интервью архиепископа Даниила Памфилийского
Как говорит архиепископ в своем интервью ВВС, присоединение других митрополитов канонической и общепризнанной (до недавнего времени ‒ и Стамбулом!) Украинской Церкви (УПЦ МП) – лишь вопрос времени.
«Идут переговоры, – доверительно сообщает архиепископ. ‒ Архиереи, которые были с нами на связи, теперь говорят с владыкой Симеоном и владыкой Епифанием, чтобы определить, как им присоединиться к ПЦУ вместе со всеми своими епархиями или с их частью. С другой стороны, есть большое противостояние ‒ идет своеобразное финансирование определенными олигархами, депутатами Верховной Рады, которые пытаются заблокировать процесс и помешать духовенству и архиереям осуществить свой свободный выбор».
На данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ
Разумеется, имена участвующих в данных переговорах со стороны УПЦ МП не называются, как и имена финансирующих сопротивление ПЦУ «олигархов и депутатов Верховной Рады». Умалчивается и факт, что один из присоединившихся к ПЦУ митрополитов – Александр (Драбинко) ‒ управлял не епархией, а викариатством (Переяслав-Хмельницким викариатством Киевской епархии УПЦ МП), а большинство прихожан и священнослужителей епархии другого присоединившегося митрополита, Симеона, выступило против его решения еще до «объединительного собора» 15 декабря, а впоследствии приняло законно назначенного митрополита Винницкой епархии ‒ Варсонофия. Практически на данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ.
Получается, что и речи не может идти о продолжении процесса, начало которому явно не было положено. Нововозникшая на Украине религиозная организация представляет собой лишь попытку искусственного и незаконного «узаконивания» (Стамбульский патент) наличных украинских раскольнических группировок.
Невысказанными в интервью архиепископа Даниила остаются и причины отказа от участия в «объединительном соборе» самого убежденного сторонника автокефалии из рядов УПЦ МП – митрополита Черкасского и Каневского Софрония. На вопрос интервью о содержании проведенных (по сведению митрополита Софрония) бесед между двумя церковными деятелями в Черкасской епархии архиепископ Даниил ответил:
«Я не встречался с ним, потому что в это время был в Австралии. С ним встречался владыка Иларион вместе с одним священником, чтобы на встрече был и другой человек. Я не хочу говорить о содержании разговора, на котором я не присутствовал, и не хочу сейчас его комментировать».
То, о чем промолчал архиепископ Даниил, высказал митрополит Софроний. Причина отказа от участия состояла в том, что митрополит Софроний еще до «объединительного собора» ознакомился с подготовленным Стамбулом уставом для ПЦУ, и некоторые положения из этого устава ему не понравились, а именно:
«Я – человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас на Украине образовалась греческая церковь. Они сделали (церковь) полностью зависимой от греков. Я буду ездить за миро к грекам? Знаете, сколько это будет стоить? То есть я буду все спрашивать у греков, что мне делать на Украине?! Извините. Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].
Эти слова находят подтверждение в сказанном архиепископом Даниилом:
«Какие-либо изменения в уставе, даже мелкие, ПЦУ обязана донести до сведения Константинополя, потому что Константинополь дал им этот устав, дал им и томос, и потому должно быть согласование, общий язык».
В том же духе и непринятие канонизации Царя Николая II и его семьи, потому что, по мнению архиепископа, канонизация была «внутренней, только для Московской Церкви»:
«Мы, Украинская церковь за границей, не признаем канонизации Николая II. Так бывает, что Церковь прославляет своих внутренних святых, но они не выходят на всеправославный уровень».
Бывает, хотя с новыми греческими святыми вопрос явно ставится по-другому…
Разница между канонической Церковью на Украине и появившейся 6 января неканоничной украинской формацией ясно проявилась и в праздновании Рождества Христова. В то время как в новосформированной украинской псевдоцеркви переживали лихорадку от земных политико-церковных эмоций и ехидно потирали руки от получения томоса («Да, хоть и не достигли чего хотели, но теперь мы не с Москвой…»), то в Церкви Московского Патриархата «в веселии и простоте сердца» (ср. Деян. 2, 46) праздновали Христово Рождество.
На праздничной службе в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в своем знаменательном Рождественском слове выразил мысли православных верующих законной Украинской Церкви:
«Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть – это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя как от Мессии иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его».
После нового разделения на Украине – потому что Стамбул принес разделение, а не объединение – перед всеми нами встает выбор из двух путей: пути Креста и пути властолюбцев века сего. Не каждая Поместная Православная Церковь располагает достаточным ресурсом, чтобы создать комиссию экспертов для обстоятельного изучения всех наличных документов, касающихся подведомственности Киевской митрополии в историческом и каноническом аспекте. Но Господь позаботился, чтобы и несведущие в этих вопросах поняли, что именно родилось на Украине в канун Рождества Христова. Всем нам нужно решить, на чьей мы стороне. Предпочтем мы «Закон Божий и вечную жизнь» или же выберем «притворную, привременную»[4]. Среднего пути между этими двумя нет.
Перевод с болгарского Янины Алексеевой
Примечания
- Екзарх Константинополя Даниїл: Православна церква України може стати патріархатом // https://bbc.in/2TL3arH
- Сатанист Антон Шандор Ла Вей.
- Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся // https://bit.ly/2VQ0qek
- Из службы Усекновения главы Иоанна Предтечи, святого пророка и Крестителя Господня, кондак, гл. 5.