Search

Рок-фанатизм и “неформальное фарисейство”

Рок-фанатизм и "неформальное фарисейство" - вот, что мы рассмотрели и определили.

Антон Тарасюков

На этот раз разговор пойдёт о ряде психологических причин рок-миссионерства. Разумеется, ими не исчерпывается сие разрушительное явление, однако они многое объясняют. И это поможет нам понять его глубже с несколько иной позиции. Мы также дадим определение некоторым вещам, чтобы правильно называть то, с чем регулярно приходится сталкиваться.

Рок-фанатизм и "неформальное фарисейство"
О. Сергий (Рыбко) на рок-концерте.

До этого ярых любителей рока мы, как правило, называли поклонниками. Однако , выражаясь точнее, следует говорить с музыкальном фанатизме, проявляющемся в той или иной мере. В чём выражается рок-фанатизм? Как было многократно показано раньше, рокеры из рок-музыки делают своеобразный культ. Фанатизм, с одной стороны, не терпит критики в адрес предмета фанатичного поклонения, с другой, навязывает его всем остальным.

Рокеры весьма болезненно воспринимают критику рок-музыки и так же отвечают на неё, особенно, если это касается их любимых направлений рока и рок-групп: живите в своем сером мире!почитайте власть!и будте рабами не своей земле!это же так просто ДА?Вечно будут существовать ведущие субкультуры!… неформальная молодежь это шаг вперед! [1]

Не нравиться… не слушайте!! мыслящие люди слушают металл!а такие безмозглые эмбицылы слушают попсу тупорылую , созданную для дебилов!!!; Ну и слушайте своего Биланчика с ранеточками!!! Я за тяжелую музычку а не сопливое нытьёёёёё.. И вы все сгорите в АДУ!!!!!!!ПОПСЁРЫ.

Рокер считает, что року не дают пробиться, что всё заполонили попса и гламур. Разделение музыки только на рок, попсу и шансон (как вариант – рэп, клубная музыка) является рокерским стереотипом и чаще всего показывает ограниченный музыкальный кругозор его носителя. О существовании другой музыки (например, классической) среднестатистический рокер знает теоретически (в лучшем случае он слышал, но не смог воспринять) и в расчёт её не берёт. Выбор ограничивается роком, попсой и шансоном, и этот “выбор” навязывается всем, включая тех, чьи музыкальные познания значительно шире: Что тогда можно слушать… православным людям?… Аллу Пугачеву…?

Другой известный рокерский стереотип, что рок учит думать, почему рокеры считают себя интеллектуальной и культурной элитой общества, “думающими людьми”. И, соответственно, это “элитарное” искусство они зачастую навязывают окружающим, притом порой в довольно агрессивной форме: а как же еще метал слушать? правильно,на полной громкости. пускай соседи слушают свою отстойную попсурэпдиско на минимуме,а я буду назло им наслаждаться металом так,чтоб стены тряслись и дом ходуном ходил; Я вот однажды дамочку одну подвозил поставил Кранбериз. Через пять минут она попросила что нибудь русского. Я зло ухмылнулся и поставил Ленинград.

Конечно, этими подростковыми стереотипами рокерское мировоззрение не ограничивается, существует ещё рок-идеология, которую рокер разделяет в той или иной мере, и само его пристрастие к року. Но вот рокер – православный. И нарисованная выше картина усугубляется тем, что “Его Величество Рок” (выражение игумена Сергия (Рыбко) считают сатанизмом. Что остаётся делать человеку, если он – фанат рока? Агрессивно и нетерпимо реагировать на любую критику рок-музыки, клеймя оппонентов “инквизиторами”, “фарисеями” и тому подобным, и пропагандировать окружающим своё пристрастие.

Представим следующую ситуацию: в церковной среде была полемика о греховности катания на роликах, в результате которой пришли к выводу, что это занятие не греховно. Была бы публичная его пропаганда и возведения его в культ? Нет. Были бы фантазии, что оно приводит к Богу и является прекрасным средством для миссионерства? Нет. Был бы многолетний ажиотаж вокруг него, агрессивное затыкание ртов тем, кто считает иначе? Думаю, нет. И мы считаем, что все эти безобразия с рок-музыкой возникли во многом благодаря затронутым чувствам её фанатов, когда они почувствовали возможность для их проявления. Поэтому вначале мы говорили именно о фанатизме. Однако нам следует помнить, что, несмотря на свою многочисленность, фанаты рока – это представители маргинального инфантильного мировоззрения.

Какой урок мы можем извлечь отсюда для себя? То, что в полемике с рокерами не надо подаваться их пропаганде и начинать мыслить, как они. Утверждения: “Рок лучше попсы”; “Рок учит думать”, не являются доказанными истинами, и их можно и нужно оспорить, задав соответствующие вопросы: “Почему рок лучше поп-музыки?”; “Почему его надо сравнивать именно с ней?”; “О чём и как рок-музыка учит думать?”

Ещё хотелось бы коснуться одного распространённого безобразного явления, лживых и клеветнических обвинений в фарисействе тех, кто “посмел” критиковать рок-миссионерство или даже просто рок (!). Этими обвинениями критикам приписывают отвержение идущих в Церковь неформалов, превозношение над теми, кто слушает рок-музыку и примыкает к субкультурам, следование букве, а не духу и тому подобное. Всё это наглая ложь и клевета. Ведь само беспокойство о том, что рокеров вводят в заблуждение рок-миссионеры, есть проявление неравнодушия к ним в положительном смысле. Считаю, что православным не нужно оправдываться в данном случае, а требовать извинения от лжецов и клеветников.

Если же внимательно присмотреться к этому, то мы увидим, что это и есть настоящее фарисейство: “Благодарю, что я не такой, как этот фарисей, слушаю рок, тусуюсь с неформалами и поддерживаю обновленческое “миссионерство”. Сие явление, выворачивающее всё наизнанку, можно охарактеризовать как рок-фарисейство или неформальное фарисейство. Это отнюдь не ярлык, а определение, которое поможет понять суть того, с чем мы имеем дело, как бы ни возмущались различные демагоги.

Рок-фанатизм и “неформальное фарисейство” – вот, что мы рассмотрели и определили. Это было внесено в церковную среду, и теперь нам приходиться с этим регулярно сталкиваться. Однако, называя вещи своими именами, стремясь узнать эти имена, мы получаем преимущество, поскольку понимаем, что перед нами находится, чему надо противостоять.

Примечания

[1] Цитаты взяты из форумов и социальных сетей. Очень грубые выражения пропущены или заменены на приемлемые аналоги. Орфография и пунктуация – авторские.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. Спаси Господь за хорошую статью, Антон!
    Не могли бы Вы пояснить, почему рок является выражением маргинального инфантильного мировоззрения?

  2. И Вам спасибо!
    Не могли бы Вы уточнить: вы имеете в виду саму музыку или мировоззрение рокера? Прошу прощения, не совсем понял Ваш вопрос.

  3. Чем, в основном, выделяются рокеры? Они зациклены на роке, поддерживают рок-культуру, выступают против попсы, считают, что общество (или «система») подавляет их индивидуальность и свободу.

    Что здесь маргинального? – Их позиция: «Вокруг – стадо, а я – думающий человек, слушаю рок, общество подавляет мою индивидуальность и свободу». То есть они ощущают себя как бы в конфронтации с обществом.

    Что здесь инфантильного? Вера, что попса есть одна из главных проблем человечества, что рок борется против неё, что он – некоммерческое элитарное искусство. Культ рок-музыки и рок-кумиров: «Попса – отстой! Рок – навсегда!»; «Цой жив!» Сам рокерский протест: шум, грохот, визг, вопли, эпатаж, подростковый максимализм, показной нонконформизм, обличительный пафос, – серьёзный конструктивно-настроенный человек не сойдет до подобных форм проявления несогласия. Внешняя рокерская атрибутика (косуха, дикие причёски и тому подобное) и вызывающее поведение как протест обществу, назло окружающим (однако не все до этого доходят). Ну и то, что люди в возрасте (например, Кинчев) скачут на сцене так, словно им 17 лет. Думаю, что всё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.