Search

Розенкрейцеры

мифическое средневековое общество теософов: ученых, алхимиков, религиозных и общественных реформаторов.
розенкрейцеры. "Храм розового Креста", 1618 г. Daniel Mögling
“Храм розового Креста”, 1618 г. Daniel Mögling

мифическое средневековое общество теософов: ученых, алхимиков, религиозных и общественных реформаторов. Невидимое и тайное содружество Р. якобы ставило своей целью изменение природы мира в целом для установления нового оккультного  миропорядка.

Возникшая в начале XVII века легенда о Р. послужила средством для продвижения в образованной среде идей герметизма в союзе с естественнонаучным экспертиментальным методом. Как организационная структура, общество Р. явилось прообразом для научного сообщества в его современном виде. Миф о Р. в значительной мере определил характер масонского движения с XVII  века до наших дней. Тем самым Р. сыграли свою роль в формировании идеологии и структуры власти в современном мире.

О существовании таинственного ордена сообщалось в нескольких анонимных манифестах Р., опубликованных в Германии: “Откровение общества Розового креста” (1614) и “Исповедание общества” (1615). В 1616 г. в Страсбурге был опубликована “Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца”, автор которой в отличие от прочих Р. манифестов известен, это Иоанн Валетин Андреэ (Johann Valentin Andreae) (1586-1654).

Сочинения вызвали фурор в Европе: в промежуток между 1614 и 1620 гг. вышло около 400 книг и рукописей, в которых обсуждалось учение и организация Р. С Р. связывались надежды на новую реформацию, однако Р. так и не обнаружили себя явно, а все попытки с ними связаться остались тщетными.

Тайное общество якобы исповедовало учение, основанное на герметизме, и подготовляло Всеобъемлющую и Всеобщую Реформацию всего этого пространного Мира в целом.

Средством для такой реформации объявлялось объединение всех ученых и просвещенных мужей в единую невидимую структуру, чтобы научно-алхимически-астрологически-магическим путем постичь и преобразовать природу. Если бы ученые мужи объединились, они смогли бы уже ныне извлечь из “книги Натуры” “Истину” – некий совершенный принцип всех искусств.

Принципиально важным нововведением Р. был призыв к регулярному общению лично и письменно “мудрецов”, что было весьма необычно для Европы того времени. Образцом для подражания объявлялся арабский Восток. Речь идет не просто о прогрессе научных знаний, но, что гораздо важнее, о просветлении сознания, имеющем религиозную и духовную природу. Новая философия вот-вот будет возвещена миру, что повлечет за собой всеобщую реформацию. В качестве мифических агентов, распространяющих новую мудрость, выступают розенкрейцерские Братья. Братья все немцы и христиане-реформаты, ревнители евангелического благочестия. Их вера, похоже, тесно сопряжена с исповедуемой ими алхимической философией.

Религиозное движение, которое обращается к алхимии как к средству укрепления евангелического благочестия и предлагает обширную программу научных изысканий и реформ, несомненно представляет собой интересный феномен. При этом сама наука мыслится в ренессансных герметико-каббалистических терминах, то есть представляется неразрывно связанной с магией и каббалой.

Среди подлинных источников розенкрейцерских манифестов указывают на “Иероглифическую Монаду” английского оккультиста и ученого Джона Ди (1527-1608 или 1609). Их приписывают также Френсису Бэкону, главному пропагандисту экспериментального метода в естественных науках.

В круг авторов розенкрейцерского толка входят англичане Роберт Фладд и Элиас Эшмол и немец Михаэль Майер (1568-1622). Фладд (1574-1637) был врачом; его философские взгляды сложились под влиянием ренессансной магии и каббалы – с присовокуплением Парацельсовой алхимии и учения Джона Ди. Он писал в защиту Р., объясняя, что они прибегают только к благим видам магии: они пользуются в основном математической и механической магией, а также магией каббалы, научающей вызывать ангелов, произнося их священные имена. Магия, каббала и астрология – в том виде, в коем их изучают розенкрейцерские Братья, – суть и научны, и святы.

Эшмол (Elias Ashmole) (1617-1692) – крупный английский культурный и общественный деятель, последователь Ф. Бэкона в области экспериментального метода, один из основателей первой Академии – Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе Один из первых известных масонов.

Легенда о Р. дала образец соединения религии, науки и магии в одно целое. Безрелигиозное в своей сущности представление о всеединстве – всеобщности мира – находит свое истолкование во всеобщности теософии (см. теософию В.С. Соловьева).

Благодаря мифу о Р. в обществе Нового времени наука утвердилась в качестве института, отвечающего за нравственное истолкование миропорядка, а носители прогрессивных идей заняли свое нынешнее место новых нехристианских “святых”. Было осознано их ключевое значение для достижения благополучия путем разрушения Церкви и государства. По образцу Р. в современном мире существуют многочисленные сообщества экспертов, “невидимые”, поскольку обладают неопределенным набором функций и полномочий.

В аналогичный невидимый “интернационал” собраны в наши дни и сторонники либерализма, и в частности, религиозные модернисты. Достаточно ознакомиться с методикой крупных модернистов-организаторов, чтобы понять: цепь учебных и научных заведений как нельзя лучше служит распространению идей модернизма и толерантности.

В последние века неоднократно встречаются разносторонние личности, такие как Гете, А. Эйнштейн или о.П. Флоренский, сочленяющие в своем мировоззрении мнимую религиозность, научный экспериментальный метод и архаические оккультные суеверия.

Эти фигуры приобретают ключевое значение в оккультно-научном мировоззрении Нового времени, внушая мнимую надежду на будущее духовно-научное преображение вселенной.

Источники

Gruber, H. (1912). Rosicrucians. In The Catholic Encyclopedia.

F. Yates. The Rosicrucian Enlightenment (1972)

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.