мифическое средневековое общество теософов: ученых, алхимиков, религиозных и общественных реформаторов. Невидимое и тайное содружество Р. якобы ставило своей целью изменение природы мира в целом для установления нового оккультного миропорядка.
Возникшая в начале XVII века легенда о Р. послужила средством для продвижения в образованной среде идей герметизма в союзе с естественнонаучным экспертиментальным методом. Как организационная структура, общество Р. явилось прообразом для научного сообщества в его современном виде. Миф о Р. в значительной мере определил характер масонского движения с XVII века до наших дней. Тем самым Р. сыграли свою роль в формировании идеологии и структуры власти в современном мире.
О существовании таинственного ордена сообщалось в нескольких анонимных манифестах Р., опубликованных в Германии: “Откровение общества Розового креста” (1614) и “Исповедание общества” (1615). В 1616 г. в Страсбурге был опубликована “Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца”, автор которой в отличие от прочих Р. манифестов известен, это Иоанн Валетин Андреэ (Johann Valentin Andreae) (1586-1654).
Сочинения вызвали фурор в Европе: в промежуток между 1614 и 1620 гг. вышло около 400 книг и рукописей, в которых обсуждалось учение и организация Р. С Р. связывались надежды на новую реформацию, однако Р. так и не обнаружили себя явно, а все попытки с ними связаться остались тщетными.
Тайное общество якобы исповедовало учение, основанное на герметизме, и подготовляло Всеобъемлющую и Всеобщую Реформацию всего этого пространного Мира в целом.
Средством для такой реформации объявлялось объединение всех ученых и просвещенных мужей в единую невидимую структуру, чтобы научно-алхимически-астрологически-магическим путем постичь и преобразовать природу. Если бы ученые мужи объединились, они смогли бы уже ныне извлечь из “книги Натуры” “Истину” – некий совершенный принцип всех искусств.
Принципиально важным нововведением Р. был призыв к регулярному общению лично и письменно “мудрецов”, что было весьма необычно для Европы того времени. Образцом для подражания объявлялся арабский Восток. Речь идет не просто о прогрессе научных знаний, но, что гораздо важнее, о просветлении сознания, имеющем религиозную и духовную природу. Новая философия вот-вот будет возвещена миру, что повлечет за собой всеобщую реформацию. В качестве мифических агентов, распространяющих новую мудрость, выступают розенкрейцерские Братья. Братья все немцы и христиане-реформаты, ревнители евангелического благочестия. Их вера, похоже, тесно сопряжена с исповедуемой ими алхимической философией.
Религиозное движение, которое обращается к алхимии как к средству укрепления евангелического благочестия и предлагает обширную программу научных изысканий и реформ, несомненно представляет собой интересный феномен. При этом сама наука мыслится в ренессансных герметико-каббалистических терминах, то есть представляется неразрывно связанной с магией и каббалой.
Среди подлинных источников розенкрейцерских манифестов указывают на “Иероглифическую Монаду” английского оккультиста и ученого Джона Ди (1527-1608 или 1609). Их приписывают также Френсису Бэкону, главному пропагандисту экспериментального метода в естественных науках.
В круг авторов розенкрейцерского толка входят англичане Роберт Фладд и Элиас Эшмол и немец Михаэль Майер (1568-1622). Фладд (1574-1637) был врачом; его философские взгляды сложились под влиянием ренессансной магии и каббалы – с присовокуплением Парацельсовой алхимии и учения Джона Ди. Он писал в защиту Р., объясняя, что они прибегают только к благим видам магии: они пользуются в основном математической и механической магией, а также магией каббалы, научающей вызывать ангелов, произнося их священные имена. Магия, каббала и астрология – в том виде, в коем их изучают розенкрейцерские Братья, – суть и научны, и святы.
Эшмол (Elias Ashmole) (1617-1692) – крупный английский культурный и общественный деятель, последователь Ф. Бэкона в области экспериментального метода, один из основателей первой Академии – Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе Один из первых известных масонов.
Легенда о Р. дала образец соединения религии, науки и магии в одно целое. Безрелигиозное в своей сущности представление о всеединстве – всеобщности мира – находит свое истолкование во всеобщности теософии (см. теософию В.С. Соловьева).
Благодаря мифу о Р. в обществе Нового времени наука утвердилась в качестве института, отвечающего за нравственное истолкование миропорядка, а носители прогрессивных идей заняли свое нынешнее место новых нехристианских “святых”. Было осознано их ключевое значение для достижения благополучия путем разрушения Церкви и государства. По образцу Р. в современном мире существуют многочисленные сообщества экспертов, “невидимые”, поскольку обладают неопределенным набором функций и полномочий.
В аналогичный невидимый “интернационал” собраны в наши дни и сторонники либерализма, и в частности, религиозные модернисты. Достаточно ознакомиться с методикой крупных модернистов-организаторов, чтобы понять: цепь учебных и научных заведений как нельзя лучше служит распространению идей модернизма и толерантности.
В последние века неоднократно встречаются разносторонние личности, такие как Гете, А. Эйнштейн или о.П. Флоренский, сочленяющие в своем мировоззрении мнимую религиозность, научный экспериментальный метод и архаические оккультные суеверия.
Эти фигуры приобретают ключевое значение в оккультно-научном мировоззрении Нового времени, внушая мнимую надежду на будущее духовно-научное преображение вселенной.
Источники
Gruber, H. (1912). Rosicrucians. In The Catholic Encyclopedia.
F. Yates. The Rosicrucian Enlightenment (1972)