Search

Отец А. Шмеман: мир этот и мир иной

Для атеистического монизма нестерпима мысль о существовании мира иного.

Мировоззрение о. Александра Шмемана

Отец А. Шмеман
Отец Александр Шмеман.

Для атеистического монизма нестерпима мысль о существовании мира иного. В сочинениях о. Ш. учение о Царствии Небесном, о пакибытии подвергается даже не анализу, а осмеянию, унижению и уничтожению, невиданному по своей последовательности и откровенности со времен Просвещения.

В этом вопросе о. Ш. вплотную приближается к атеизму Дидро и Ламетри, когда утверждает, например: «Чтобы утешить себя, человек построил мечту о другом мире, где смерти нет, и тем самым отдал этот мир, подчинил его до конца смерти» (Шмеман 2003b, 110).

Для него есть только один мир, и это наш наличный, видимый мир. Везде, где в Писании и Предании говорится о небе, речь идет, утверждает о. Ш., о мире сем. Небо – это мир сей, а не благодать и пакибытие: «Когда мы говорим о Царстве Божием, мы говорим… не о чем-то загадочно-отвлеченном, не о другом, загробном мире, не о том, что будет после смерти» (Шмеман 2003b, 37). Сама христианская вера, согласно нашему автору, «обращена не к материальному небу, не к какому-то „священному пространству“, а к духовной реальности присутствия Божьего. Небо здесь – это утерянное „измерение“ мира и жизни, восстановленное Христом» (Шмеман 1983, 33).

Для о. Ш. мир иной – в лучшем случае мир мнимый, «тусклое загробное житие». (Шмеман 1989, 74). «Мир иной» неизменно ставится о. Ш. в кавычки, чтобы никто не заподозрил, что он по-настоящему верит в загробную жизнь: «Человеку же в виде награды за соблюдение, то есть ненарушение, этого „строя и лада“ обещано спасение в „мире ином“» (Шмеман 1996, 75).

В область небывшего попадает заодно и мир прошлого, и в том числе церковное Предание. О. Ш. критикует: «Православие переживается всюду главным образом как представительство иного мира (то есть как то, что делает этот иной мир присутствующим) – мира прошлого, который, хотя и может быть спроецирован в будущее как мечта или надежда, в принципе остается отчужденным от мира настоящего» (Шмеман 1996, 84), а такового отчуждения о. Ш. простить никак не может.

«Последние времена» (Шмеман 1996, 178–179), «мир грядущий» (Шмеман 1996, 90) также помещаются в кавычки для обозначения их фантастичности.

Для о. Ш. мир не загробный, а «какой-то „загробный мир“» (Шмеман 1983, 91). Равным образом отнесено в область не сущего «бессмертие души и ее жизнь в некоем загробном мире» (Шмеман 1989, 68), а также «какое-то таинственное развоплощенное существование в каком-то таинственном эфирном потустороннем мире» (Шмеман 2003b, 110). Загробный мир удостаивается именования «расплывчатым» и противопоставляется светски понимаемому Царству как «полноте жизни, полноте радости, полноте знания» (Шмеман 1989, 81).

«Об этом потустороннем мире и не знает ничего человек» (Шмеман 2003b, 104). «Когда мы говорим о Царстве Божием, мы говорим, следовательно, не о чем-то загадочно-отвлеченном, не о другом, загробном мире, не о том, что будет после смерти» (Шмеман 2003b, 37). Если о. Ш. ничего не знает о загробном мире, то почему он учит о воскресении тел? Потому что это же воскресение тел, а следовательно, не мир иной, а тот же самый наш мир.

И мир сей неуничтожим, как пакибытие не отлично от нашего мира: «Воскресение есть воссоздание мира в его первозданной красоте и целостности, это полное одухотворение материи и полное воплощение духа в создании Божием. Мир дан человеку как его жизнь, и потому, по нашему христианскому, православному учению, – Бог не уничтожит его, а преобразует в „новое небо и новую землю“, в духовное тело человека, в храм Божьего присутствия и Божьей славы в творении» (Шмеман 1989, 73–74).

Однако мир не дан человеку как его жизнь, а то, что мир будет духовным телом человека – это оккультная фантазия, выдвигаемая взамен учения Писания о том, что мир будет уничтожен: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:10–13).

Поэтому о вознесении на небо о. Ш. учить отказывается. Для него небо – это не другой мир, поскольку для мониста существует лишь один мир: «Первобытная космология делила мир, вселенную на три этажа: небо, земля, преисподняя, и, естественно, святое, Божественное, высокое поселяла на небе, а злое, греховное и страшное – в преисподней. Так и в физическом мире, в физическом опыте небо „естественно“ прекрасно, светозарно, чисто, возвышенно». «Христианство не имеет к этой космологии никакого отношения», – учит о. Ш. (Шмеман 1989, 75–76).

Страшный Суд в таком мировоззрении отнюдь не страшен: «Апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам говорит о радости этого пришествия: „И тогда, – говорит он, – мы всегда с Господом будем…“. Однако постепенно, на протяжении веков, радость эта как бы растворилась в страхе – страхе последнего суда, который христиане стали называть страшным» (Шмеман 1989, 78).

Не страшен, потому что Страшный Суд всего лишь притча: «Притча эта – „О Страшном Суде“, как издревна называют ее христиане, – читается за неделю до Великого поста, когда призывает нас Церковь проверить себя, свою совесть, свою жизнь всей полнотою христианского благовестия, то есть учения Христа, и, по возможности, вернуться к главному, к самой сердцевине этого учения» (Шмеман 1989, 157).

Роман Вершилло

Продолжение следует…

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо сто второе

св. Тихон Задонский. Письма келейные Понеже сия материя есть нужна нам к спасению, то я еще о том же пишу тебе: ты внимай и рассуждай. Надобно 1) тщаться и просить

По разделам

4 Responses

  1. Получается, что священник А. Шмеман совсем-совсем не веровал в загробный мир? Или верил, но с искажениями (оккультно)?

      1. А почему тогда он оставался в Православии? В Церкви?
        Зачем проповедовал, если не веровал? Ведь это бессмысленно.
        Или он так “карьеру” делал?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.