Search

Село Мещерское понесло непоправимую утрату

Композиционный и градостроительный центр села, уникальный дом Кормилицыных (д. 28) уничтожен.

Село Мещерское понесло непоправимую утрату

С градостроительной и историко-художественной стороны этот памятник концентрировал в себе все старое Мещерское, являясь для архитектуры его главной улицы тем же, чем для архитектуры Невского проспекта в Петербурге является Казанский собор.

Дом Кормилицыных являлся красой Мещерского.

Равного ему по красоте, изяществу простых и благородных пропорций, богатству декора, свободной смелости объемно-пространственной композиции не было на территории Мещерского сельского совета.

Это был памятник русского крестьянского зодчества начала ХХ столетия.

Село Мещерское понесло непоправимую утрату

Фасады Дома Кормилицыных были украшены наличниками и фронтонами в неорусском стиле. Крыльца и выходящая на главный уличный (восточный) фасад терасса имели оригинальные завершения в виде древнерусских закомар на прямоугольных трибунах.

Гладь стен и донца кокошников были украшены стилизованными крестами и гроздями виноградной лозы.

Оконные наличники завершались треугольными фронтонами с тонким и богатым подзором.

Полисад был огорожен сходной по стилю с домом оригинальной авторской оградой.

Огромная историческая, художественная и мемориальная ценность этого дома (в нем жил последний перед закрытием староста Прохоровского храма, в нем жила и скончалась с Христианским напутствием старейшая жительница Мещерского Екатерина Кормилицына) оказалась не востребованной нашими современниками.

Дом снесен без всяких попыток его архитектурных обмеров и даже без научной фотофиксации. Вина за этот вандализм, несомненно – на органах охраны памятников Подмосковья, не позаботившихся о его охранном статусе. Но и – на каждом из нас, своим равнодушием к Русской культуре, своим историческим нигилизмом оставляющим Россию, собственных детей и внуков, без исторической памяти, и значит – без России.

Протоиерей Владимир Переслегин

9 мая 2012 года

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

40 Responses

  1. Не могу согласиться с уважаемым о. Владимиром, что вина за снос этого красивого дома лежит на всех нас. Также не могу согласиться с теми, кто ответственность за пролитие крови царственных мучеников возлагает на весь русский народ как иудеи на себя и детей своих за кровь Иисуса Христа. Если даже кто-то из прославленных ныне святых высказывал это мнение (о грехе цареубийства и вине всего народа), оно останется их частным мнением. О. Владимир, не нужно так обобщать. Совсем недавно на РНЛ один священник писал примерно так (по памяти), что те, кто активно не выступит против кощунниц в ХХС, становится соучастником преступления.
    Никак не могу согласиться с такими частными мнениями!

    1. Ваш комментарий, Михаил, прекрасно объясняет, почему такое происходит. Мы не чувствуем ответственности за всё происходящее в России. Я согласен: такая ответственность – чувство “иррациональное” в хорошем смысле, его нельзя обосновать логически. Оно либо есть, либо его нет.

  2. Присоединяюсь к Роману. Добавлю только, что позиция Михаила недаром прозвучала столь развернуто. Он сам добавляет к уничтожению памятника и грех цареубийства и грех кощунства, демонстрирует столь четко равнодушие к ним, что можно сказать, что открылось “помышление сердца”. Эта позиция и есть теплохладность, о которой Господь говорит в Откровении Иоанна Богослова.

    1. Честно говоря, я бы не стала делать таких острых выводов из мнения нашего собеседника Михаила о “помышлениях его сердца” и прочее. Мне кажется причина его мнения лежит в том, что он не вполне понимает, что такие грехи, как Богоубийство, цареубийство, издевательство, попирание святыни и пр. – накладываются на весь народ не по чьей-то воле, желанию или мнению: иудейских ли первосвященников, или “прославленных ныне святых”, а они накладываются в плане более серьезном, в плане – метафизическом. Тень от такого греха так обширна и тяжела, так стремительно она расползается не только в пространстве, но и во времени, что мы, не живущие в те времена, невольно попадаем под ее черное крыло…
      Ведь, согласитесь, возможность совершения такого злодеяния в среде народа сама по себе – не может быть случайна. Народ прежде явил такую высокую концентрацию нераскаянного совокупного греха отступничества, что такое злодеяние стало возможным… Не будь этого прежде – не было бы и преступления, не могло бы быть.. Не было бы почвы для сатанинской пляски.
      Кроме того, неоднократно в Священном писании звучит тема, что нераскаянные грехи отцов переносятся на детей, как, впрочем, и тема о праведнике, который уже благодетельствует своим еще не рожденным потомкам на много поколений вперед.
      Вот поэтому о. Владимир вслед за святителем Иоанном (Максимовичем) и, прежде всего, вслед за Священным Писанием настаивает о необходимости всенародного покаяния, которое состоит в личном покаянии каждого из нас. Только это и может разогнать мрачные тучи вышеназванных грехов и обратить дивный Лик Господа снова на нас.

  3. Нет, дорогие мои братья, это ни то и ни другое. С такими “иррациональными” чувствами и горячностью или ещё как назовете на нас можно что угодно повесить. И отсутствие общей (коллективной) ответственности, и равнодушие, и всё что угодно… Так как, например, гнев, раздражение и т.д. присущи в какой-то степени каждому из нас, то можно и убийство любимой собаки свалить на всех христиан. Это – грубо, но, думаю, понятно. Поэтому я и привел несколько случаев перекладывания вины на всех, на весь народ. Не стоит открывать здесь дискуссию.
    Про себя скажу только следующее: я особенно почитаю царственных мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Был однажды в Тайнинском на “чине покаяния”. Вот здесь полностью раскрылась “ревность” не по разуму многих православных мирян и младостарцев. Здесь было полно “икон” Воскрешающей Русь”, Григория Распутина и пр. и пр. Но это уже долгий разговор и другая тема. А насчет кощунства в ХХС и осквернения наших храмов и святынь почитайте мои комментарии на сайте “Благодатный Огонь”. Там вы увидите мои истинные сердечные помышления, так как я не могу лукавить. Михаил, не торопись с оценками! Спасайтесь с Божией помощью! Христос Воскресе!

  4. Святейший Патриарх Алексий II и многие другие архипастыри призывали к всенародному покаянию. Но ничего не было организовано, ни разработано чина. Поэтому имеем то, что имеем:самодеятельное стихийное покаяние, в результате того, что архипастыри не направили его в истинное русло. Складывается впечатление, что многие из них вообще не заинтересованы в этом. Не в осуждение будет сказано, больше заботят бессмысленные “диалоги” с еретиками и модернизация богослужения, чем насущные внутренние проблемы Церкви.

  5. Бессмысленно что-либо доказывать. Если есть осознание трагедии, то есть и чувство вины. Это наше время и мы за него отвечаем перед Богом.

  6. Почему- то мне кажется что на этом сайте никогда не появится критический разбор ‘царебожнической’ ереси…

      1. В разделе “вопрос-ответ” я интересовался Вашей точкой зрения. Причем у меня есть документальные свидетельства о высказываниях правящих архиереев об искупительном подвиге Св. Мученика Царя Николая. Речь идет о частных грехах его современников, совершивших клятвопреступление. Также, по всем признакам, ересь цареборчества во всем подобна иконоборческой ереси.

        1. В этом вопросе следует хорошо разобраться, и я лично не готов написать статью для нашего сайта на эту тему. Мое личное мнение никакого веса и значения здесь не имеет. Нужные твердые основания. Следует выяснить: какие взгляды осуждаются под именем “царебожнической ереси”, кто именно исповедует эти взгляды, кто именно осуждает эти взгляды? Не мог бы кто-нибудь хотя бы сделать подборку имен и цитат? Высылайте на vershil@hotmail.com

      2. Изъ службы Святымъ Царственнымъ Мученикамъ (мѣсяца Іулія въ 4-й день).

        По 2-й каѳизмѣ, сѣдаленъ, гласъ 7:

        Съ любовію веліею къ неблагодарнымъ людемъ, * принеслъ еси себе, великій страстотерпче царю, въ жертву за народъ твой, * якоже реклъ еси: * аще потребна есть жертва за народъ, азъ жертва сія буду. * Бóльши сея любве никтоже имать, * аще кто душу свою положитъ за други своя. * Нынѣ же предстоя Христу, Емуже послужилъ еси, * моли о насъ, чтущихъ любовію память твою.

        Эта служба помещена в Минею дополнительную, имеющую благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

      3. По 6-й пѣсни канона, икосъ:

        Зря вѣру Христову благочестивымъ царемъ во странѣ Россійстѣй укрѣпляему, и не терпя сего, врази Божіи погубити христолюбиваго царя мученика Николая умыслиша, и предаша его неповиннѣй смерти со благочестивою царицею и чады и слуги и со всѣмъ царственнымъ родомъ, но прельстишася, яко путь нечестивыхъ погибнетъ, праведницы же во вѣки живи будутъ, и вмѣсто пагубы и вреда, сотвориша ихъ славныя мученики и заступники предъ Богомъ. Кровію ихъ и новомученикъ всѣхъ страна Россійская, богоборцы угнетаемая, спасена будетъ, понеже кровь сія сѣмя новой жизни во Христѣ есть, тѣхъ молитвами, Господи, помилуй насъ.

        Прошу прощения, по-видимому эта служба составлена РПЦЗ, т.к. в Дополнительной минее совсем другой текст.

  7. Этот термин ввел о.Даниил Сысоев(если не ошибаюсь), есть его статья ‘богословские соблазны монархического движения’. После этой статьи много других появилось. Адепты этой ереси называют св. Николая II искупителем греха всего русского народа, который состоит в клятвопреступлении. У них есть свои еретические иконы, свои ‘старцы’…все это есть в сети

    1. Несомненно одно, что личность Святого Мученика Царя Николая II для современной России является ключевой.
      “Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть “удерживающее”. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать “вето” властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится” (Св. Феофан Затворник. Толкование на 2-е Послание Апостола Павла Солунянам, гл. 2, ст. 7).

      1. По-моему для современной России ключевой явл личность В.В.Путина… Сейчас на земле нет православных царств, но антихрист не появился.

      1. о. Даниил Сысоев смешивает такие понятия, как “воплощение Бога” (у сектантов-хлыстов) и образ Бога (по Св. Филарету Московскому).

      2. Главное что учение о царе-искупителе фактически отрицает догмат Искупления человеческого рода Господом Иисусом Христом.

      3. В разных источниках видел указание на Боголюбский монастырь как центр распостранения этих идей, и конкретно архимандрита Петра (Кучера). Сами же царебожники записывают в свои сторонники покойного старца Николая Гурьянова. Я сталкивался уже несколько раз на форумах со сторонниками этого учения, их не сразу отличишь от нормальных монархистов.

      4. о. Даниил Сысоев пишет: “Очевидно, что человек, искренне считающий императора искупителем, не может быть христианином, ибо тем самым он считает, что дело Господа было неудачно и потому нуждается в дополнении. Голгофа не смогла спасти русский народ, и Богу потребовалась еще одна жертва, которую Он принял в лице царя. Если эта мысль верна, у нас остается два выхода: или признать царя Богом (и нечто подобное нам слышится в наименовании августейшей семьи святым семейством), или утвердиться в том, что человек может быть спасен человеком же, тогда Христос становится явно ненужным”.
        Действительно, если бы те, кто говорит об искуплении царем греха клятвопреступления, считали, что жертва Христа неполна, это было бы ересью. И если кто-либо так думал, он поистине еретик.
        На самом деле, они выражают мысль, что для искупления клятвопреступления достаточно и жертвы царя, ибо не все требует совершенной жертвы. Есть выкупы и совсем несовершенные, подобно тому, как христиан выкупали из рабства у язычников просто за деньги. Поговорите с этими людьми. В верноподданнической клятве говорится: “обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю…” А так как верноподданные не уплатили этот долг Государю, в котором клялись Всемогущим Богом, пред Св. Евангелием, Царь всех простил, и оплатил его своей кровью, мученической смертью за Христа.
        Среди говорящих об искупительном подвиге Царя, есть разные различые группы со взаимно несовместимыми идеями, а также с самой различной эсхатологией: от святоотеческой – до созданной в состоянии духовного прельщения. Без различения этого, можно впасть в грех осуждения.

  8. Жертвенник

    В Небесах красота – там блистательный Град.
    У подножья Креста, пламенея, стоят
    Души тех, кто страдал, ад земной перенес,
    У которых сердца просолились от слез.

    Их к Кресту собирала Любви красота,
    Тихий Свет изливался от Древа Креста.
    Каждый тихо внимал красоте неземной
    И Любви – страшной Жертве, дающей покой

    На Кресте от любви Сам Господь умирал
    И любить, умирая, нам заповедь дал.
    Он из древа позора, Собой освятив,
    Сделал Жертвенник новый любви для других.

    И теперь тот, кто может смиреньем вместить,
    На кресте распинаясь, стремится любить
    Тех, кто гвозди вбивает, стегает бичом,
    Тех, кто копья вонзает и КТО “НИ ПРИ ЧЕМ”
    http://www.strannik-music.ru/

    “…Но что же мы, Господи, сделали Тебе, или чем угодили… Мы грехами распяли Тебя на Кресте, а Ты хочешь, чтобы мы были с Тобою?…” (Преп. Силуан Афонский)

    каждый наш грех, есть наш посильный вклад в оказании помощи силам зла в деле разрушения России, обмiрщении Церкви, и скорейшего воцарения антихриста.

    ” Многие недоумевают: за что Господь так сурово наказывает нас? Не правильнее ли было бы сказать: за что Господь еще терпит нас? – Он терпит нас ради неизреченной милости Своей, ради молитв угодников Своих, неведомых миру, – терпит, ожидая нашего покаяния” http://karelin-r.ru/duhov/print/9.html

  9. “На самом деле, они выражают мысль, что для искупления клятвопреступления достаточно и жертвы царя, ибо не все требует совершенной жертвы. Есть выкупы и совсем несовершенные”– Жертва грешного человека за других грешных людей не просто несовершенна, как вы пишите, но и безмысленна вообще. Имеет смысл только жертва Безгрешного за грешных, которую принес Христос.

    1. “Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой да свершится воля Божия” — молился Святой Мученик Царь Николай.
      Не нужно считать себя умнее и благочестивее Помазанника Божия, засвидетельствовавшего это кровью и мученической смертью.

      1. Все же следует быть осторожными при извлечении богословских выводов из этих прекрасных слов св. Царя-Мученика. Без точных формулировок возникает опасность размывания Единственности Искупительного подвига Спасителя.
        Нам надо быть православными во всем. И обсуждаем мы, напомню, следующий вопрос: что такое “ересь царебожничества”, существует ли она, каковы ее представители, каковы основные сочинения на эту тему. Если никто не может сделать такой обзор, тогда давайте не будем продолжать диалог.

      2. Не знаю правда ли это слова Николая II, ссылочку приведите на источник, только не на сайты царебожников. Но даже если и правда, эти слова нельзя трактовать в смысле заместительной жертвы. Царская Россия(ее властные институты, атрибуты и т.д.) погибла еще до его убийства, т.е. жертва не ‘помогла’ ее спасти.

  10. Роман наберите в поисковике: святой царь-искупитель НиколайII и выпадут ссылки на их сайты. Там четко изложено это учение, с цитатами, с иконами…

      1. Обратите внимание, по данной ссылке выходишь на статью, источником которой является сайт http://apologetik.ru, который явно симпатизирует о. А. Кураеву.

      2. На этом сайте можно найти и такое: http://www.svhram.ru/component/content/article/67-2012/640-ne-brosaj-pet-xriplym-golosom.html
        Вообще, по “странному стечению обстоятельств” о т.н. ереси царебожия говорят именно модернисты, но не могут адекватно доказать, будто кто-либо считает царя Богом.
        Истина же не в царебожии или цареборчестве, а в почитании православного царя.

      3. В миссионерском отделе этого сайта http://www.svhram.ru/kontent/biblioteka/katalogi/katalog-knig.pdf встречаются книги и таких авторов:
        Флоровский Г.В.
        Буткевич Т. И. прот.профессор ( http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Буткевич,_Тимофей_Иванович#section_1 )
        Лосский В. Н.
        Антоний (Сурожский), митр.
        Шмеман Александр,прот.
        Федотов Г. П. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Федотов,_Георгий_Петрович )
        Андрей (Кураев), дьякон
        Антоний (Храповицкий), митр.
        Булгаков .Сергий, прот…

        Роман, может быть Буткевич и Федотов будут Вам интересны. Дал на всякий случай ссылки на них в википедии.

      4. Посмотрел повнимательнее: вот любимые авторы приведенного выше сайта: ооо Николай Балашов, Андрей Кураев, Алексий Уминский, Ианнуарий Ивлиев…

        Цитаты:

        “Где просто – там ересей со сто”, – глумится п.д-н А.Кураев над изречением Преподобного Амвросия Оптинского.

        “Праздничные парады, представления, пляски, игра на волынках, виски и, конечно же, море пива — так в Москве (и во всей Европе) 17 марта празднуют День святого Патрика. Но невозможно назвать этот праздник исключительно светским. Ведь, несмотря на сочную этнографическую атрибутику, Патрик — это святой неразделенной Церкви, просветитель ирландских кельтов. Отчего кельтские герои так радушно приняты у нас? Может быть, дело в современном интересе ко всему экзотическому, а может быть, и в особенностях кельтского характера”.

        “Сказ о глупом и жадном попе”: Отца Николая и посетило искушение: сэкономить на шампуне. Он в многозвездочных нумерах до того не жительствовал, но наслышан был. И знал, что там в обязательном порядке должны предоставлять клиентам белые разовые тапочки, халат, а также туалетный комплект: свежее полотенце, мыло, шампунь. Шампунем батюшка и соблазнился: поехал в апартаменты с грязно-сальными волосами и слипшимся в скользкую сосульку крысиным хвостиком влас главы своея…”

        “Если внимательно читать 13-ю и 17-ю главы Апокалипсиса, становится ясно, что многоголовый “зверь из моря”, которого мы по привычке называем “антихристом”, но которого, судя по его описанию, скорее следует называть “антибогом”, имеет много ипостасей, которые символизируются его головами. Как истолковать эти символы в иной исторической и жизненной ситуации? Это вопрос герменевтики. И ответ на него прост. Сколько ситуаций, столько и истолкований. Сколько истолкователей, столько и истолкований. Сколько аудиторий, которым предназначено истолкование, столько и истолкований, – фантазирует Ианнуарий Ивлиев.

        “Если же разработчики пошли дальше и сознательно внедрили не простое число, а число, символизирующее антихриста, и таким образом обеспечили и первое, и второе условие существования символа, возникает вопрос о действенности этого символа. Совершенно очевидно, что действенным он может быть только тогда, когда будет соблюдено и третье условие, т.е. если человек с желанием и с готовностью примет этот символ, дабы с его помощью войти в единство с противником Христа. Если же этого не происходит и человек принимает ИНН с другой целью, т.е. с целью получения того или иного документа, то число 666 для него уже не является символом, а превращается в простую цифру, такую же, какая стоит, например, на 666-й странице Священного Писания”.

        “Фильм смотрится хорошо, но в нем опущены некоторые христианские сюжеты… Например, в фильм не вошла посмертная беседа Гарри Поттера и Дамблдора – там идет речь о возможности покаяния для Волан-де-Морта” (Кураев).

  11. Собственно о сути царебожнической ереси написал здесь Иоанн: “На самом деле, они выражают мысль, что для искупления клятвопреступления достаточно и жертвы царя, ибо не все требует совершенной жертвы”. Все понятно вроде – Жертва Христа не нужна для ‘искупления клятвопреступления’, а достаточно жертвы царя.

    1. Вас просили, если не можете сделать обзор, не продолжать диалог (а теперь уже монолог)…

  12. Кто нам откроет глубины если мы и на поверхности спотыкаемся ?
    Может все-таки вспомнить о “маленьком” беззаконии в селе Мещерском?

  13. Есть подозрение, что некоторые “очень хитрые” силы стремятся поскорее “вмазать” жертву царя в ересь чтобы даже не дать взойти росткам понимания этой “не всеискупительной жертвы”. Может быть даже и ересь специально под это организовали.

    1. Уважаемый тезка! Я очень Вас прошу: когда хотите оставить на форуме свой комментарий, и видите что на форуме УЖЕ есть человек подписавшийся именем “Виктор”, то пожалуйста (!) поступите по примеру Михаила Чернова (см. 3й сверху) и добавьте к своему имени Вашу фамилию, или часть ее.
      Это отнюдь не шутки: однажды я оставил на форуме вполне серьезного консервативного сайта ряд комментариев, направленных на обличение модернизации РПЦ и выступлений БГ в МДА, а зайдя туда через неделю обнаружил что кто-то, тоже Виктор, отстаивает модернистское лжеучение, о котором мне даже слышать больно (право грубо нарушать посты). Прошу отнестись к моей просьбе с пониманием.

      1. А с самим Черновым я вообще категорически не согласен: идет обсуждение статьи, людям предоставлено сказать свое мнение. Зачем переходить на личности?

      2. Уважаемый тезка, я к сожалению только что вновь появился в сети. Ваш упрек принимаю и впредь буду использовать какой либо другой имярек. Что касается происшедшего, я просто честно заполнил строчку, где было сказано – “Имя”, не покушаясь на чей то копирайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.