Search

Серафим (Роуз). 40 лет со дня преставления

Этот человек различал Православие от лжеправославия.

2 сентября 1982 года ко Господу преставился духовный писатель, подвижник благочестия иеромонах Серафим (Роуз).

Серафим (Роуз)

Отец Серафим (Роуз) спустя 40 лет

Когда-то, в 1989-1990-е годы, личное живое присутствие о. Серафима (Роуза) ощущалось очень остро. Могу сказать о себе, что работа над переводами о. Серафима для журнала «Пчела» была возможностью прямо поговорить с о. Серафимом. Такое ощущение сохранилось у меня и по сей день, хотя очень многое переменилось в мире и Церкви.

За прошедшие 40 лет из ужасного обскуранта, изгоя среди изгоев, отец Серафим (Роуз) превратился в популярного, не самого радикального автора. Он даже удостоился чести появиться в издательстве о. Тихона (Шевкунова) на пару с митр. Антонием Сурожским.

Отец Серафим здесь не избежал участи Святых отцов и самого Священного Писания. В этом нет ничего удивительного, но в результате уже трудно вспомнить, в чем его значение. Чем он отличается от таких деятелей, как его ровесник митр. Каллист (Уэр), скончавшийся несколько дней назад?

Русская Зарубежная Церковь

Самое первое, что следует сказать об о. Серафиме, это то, что он не был представителем «американского» или интернационального Православия.

Он принадлежал и принадлежит только Русскому Православию через Русскую Зарубежную Церковь. Для него самого это было важно и принципиально. И это были не пустые слова, в отличие от многих наших современников. Он доказал свою верность РПЦЗ, несмотря на враждебное отношение в ней к «конвертам» и прямые репрессии в отношении Братства св. Германа, которое он основал вместе с о. Германом (Подмошенским).

Новомученики

Светочами на пути к истинному Православию для о. Серафима были Новомученики и Исповедники Российские. Им посвящен его труд “Russia’s Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs” (Platina, Ca.: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1982), основанный на книге Ивана Андреева.

Наставники

Иеромонах Серафим (Роуз) был учеником свт. Иоанна (Максимовича). Его духовный путь освящен и благословлен этим великим святым XX века.

Наставниками о. Серафима был архиеп. Аверкий (Таушев), а через его посредство – архиеп. Феофан Полтавский. В богословии о. Серафим был учеником о. Михаила Помазанского, последнего русского богослова.

Такие благотворные влияния образовали духовную личность о. Серафима, истончили его глубокий философский ум.

Отец Серафим (Роуз).
Отец Серафим.

В чем это видно более всего? В общем серьезном тоне, православной интуиции. Этот человек различал Православие от лжеправославия.

Антимодернизм

Позицию о. Серафима мы бы сейчас определили как антимодернистскую. Здесь выражается его сущность, вот то самое живое ядро его личности. В противостоянии с модернизмом отразилось его серьезное желание быть правым во всем, быть православным на самом деле полностью, без изъянов.

Поэтому он был замечательным критиком:

Все, как и следовало ожидать от чада РПЦЗ.

Но он же был критиком и лжеучения митр. Антония (Храповицкого) об Искуплении, то есть всего нравственного монизма. А митр. Антоний, как основатель РПЦЗ, был в ней неприкасаем, и его крестоборческая ересь распространялась почти беспрепятственно.

Эпоха Отступления

Философ и подвижник о. Серафим (Роуз) исследовал эпоху Отступления и человека эпохи Отступления. Здесь достаточно вспомнить его неоконченную работу “Царство человеческое и Царство Божие” (The Kingdom of Man and the Kingdom of God), из которой сохранились некоторые части: в частности, «Недочеловечество» и «Корни утопизма».

Он оставил замечательные указания о нашей ситуации. Как он говорил в своей беседе 17 марта 1977 г.:

Сам феномен Апостасии, феномен отпадения от Истины, заключается в том, что люди не могут свежо воспринять Благовестие. Они уже слышали о нем, и у них есть прививка против него.

Это очень глубокая мысль и из нее следуют важные выводы, ответы на то, почему бессильна современная миссия, почему люди отходят от Церкви или почему приходят к Церкви со всем багажом эпохи Отступления и вносят его в нее.

Подвижник и философ, о. Серафим (Роуз) молится за Русскую Церковь в ее нынешнем бедственном положении. К нам обращены его слова:

«Сейчас позже, чем ты думаешь»

Содержа в уме эту отрезвляющую мысль, отец Серафим принес благие плоды подвига Единому Спасителю душ и телес наших, Господу Иисусу Христу.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

3 Responses

  1. Вечная память иером. Серафиму, истинному подвижнику православия, истинному христианину, миссионеру, свободному высокообразованному и очень талантливому человеку. Царствие небесное. С уходом из жизни его сотаинника и друга иером. Германа, память о этих великих людях уходит, но, хочется верить, что их подвиги были не зря

  2. Надо отметить его противостояние массовой религии, охватившей наше общество в 1970- е – 1980-е годы. В книге “Православие и религия будущего” он блестяще доказал, что духовность нью- эйдж является бесовщиной. И этим вызвал, между прочим, беснование в стане последователей о. В. Шпиллера. Они называли его мракобесом, тогда как он явился неотразим в своих выводах. Он доказал, что НЛО видят представители “космической эры”. Проложил, так сказать, грань между Христианами и людьми века сего. Грань, которую отказываются признавать модернисты. В 1993 бесы воплотились и грань сделалась кровавой. А до тех пор, вся Перестройка и все предперестроечное время, были временем экстрасенсов, НЛО и – веры в демократию. Люди сходили с ума вместе с временем и не хотели этого замечать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.