Митрополит (с 1943 г. – Патриарх) Сергий (Страгородский) может быть в будущем канонизирован — причислен к лику святых, заявил во вторник в интервью РИА Новости первый зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
Александр Щипков предлагает свою апологию сергианства:
На мой взгляд, Патриарх Сергий оказался тем звеном, которое соединяет воедино историю Церкви XX века, Церкви до- и послереволюционной. Ему удалось в невероятно сложных условиях сохранить апостольское преемство, на котором зиждется церковная традиция… Когда на всю Церковь оставалось всего-навсего три епископа, при этом большая часть епископата была уничтожена, остальные находились в лагерях и ждали своего печального конца, Патриарху Сергию выпала особая миссия — сохранить эту преемственность.
По мнению замглавы синодального отдела, тот факт, что после смерти Патриарха Сергия вышло большое количество критических работ в его адрес и его фигура “подверглась массированной атаке”, было обусловлено именно тем, что он “явился той самой спасительной, соединительной фигурой для Церкви”. “И все, что происходит вокруг его личности, — это попытка теперь уже задним числом все-таки “изъять” его из истории Русской церкви, образовать разрыв церковной истории”, — добавил собеседник агентства.
В этом, получается, повинны не только Новомученики, подвиг которых отрицал митр. Сергий и отрицают, как видим, его преемники. Виновны в попытке “изъять его из истории” и св. Виктор (Островидов), и новопрославленный святитель Серафим (Соболев).
“Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, что переживал патриарх Сергий. Но я глубоко убежден в том, что он будет канонизирован. Рано или поздно, не сегодня, так через 5, 10, 50 лет неизбежно произойдет осознание подлинных масштабов его личности и той колоссальной роли, которую он сыграл в истории Русской церкви”, — сказал Щипков.
Роль митр. Сергия в разрушении православного богословия действительно колоссальна: без него не было бы ни профессора Осипова, ни других адептов нравственного монизма. Только является ли это поводом для канонизации, или все-таки анафемы?
См. также
сщмч. Виктор Глазовский. Новые богословы
сщмч. Виктор Глазовский. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г.
Второе письмо изгнанников с Ангары (Весна 1928 г.)
архиеп. Феофан Полтавский. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
Р.А. Вершилло. О сергианстве
Р.А. Вершилло. О Благом Судии
12 Responses
Говорят какие-то чудеса совершались на его могиле. Так что, видимо, действительно очень надо его канонизировать. Мне вот кстати непонятно, как реагировать на такие канонизации? Просто не принимать?
Мария Скобцова та же. Но с ней проще, её канонизация произошла в другой поместной Церкви. А тут прям беда.
Да, у меня такие же вопросы и затруднения.
>Говорят какие-то чудеса совершались на его могиле.
Кто говорит, и нельзя ли указать источник? Я не нашёл.
Устно говорят.
Мария Скобцова таки мученичество приняла… А Сергий – других на мученичество посылал… С ним – гораздо сложнее… Но думаю, вряд ли его канонизируют…
У некоторых кстати сомнения по поводу святителя Луки есть.
А Александра Щипкова возможно в недалёком будущем повысят в звании и дадут медаль.
И снова слышим: «явился той самой спасительной, соединительной фигурой для Церкви».
Но в службе новомученников и исповедников читаем :
«Не человецы спасают Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги Ея, но Церковь спасает человеки силою Христовою, якоже подвиг ваш показа»
Эти слова кое-где уже стали изымать последние несколько лет.
А подскажите, пожалуйста, где можно найти эти слова? Какой момент службы?
Вообще посмотрел и возникло ощущение, что есть две разные службы новомученикам. Извините мою неграмотность, может я глупости говорю. Есть даже два разных указания о дне празднования. Одно указывает совершать службу в неделю, ближайшую к 15 янаваря, а другое – в неделю, ближайшую к 25 января.
можете сравнить службы новомученикам РПЦЗ 83 года и МП.
в этом-то и разница
Разве вы не знаете о том, что бывают ложные чудеса?
“Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут
великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если
возможно, и избранных.”
ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ИХ ЕСТЬ РЕЦЕПТ:
“По плодам их узнаете их”.