Search

Сомнительные предложения по организации церковной жизни

В редакцию «Благодатного Огня» прислали распространяемое среди благочинных и настоятелей ряда московских храмов «Предложение по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы» от 10.02.2011 г., составленное епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым) для обсуждения на заседании Епархиального совета с участием всех благочинных гор. Москвы 25 марта в Храме Христа Спасителя.

В редакцию «Благодатного Огня» прислали распространяемое среди благочинных и настоятелей ряда московских храмов «Предложение по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы» от 10.02.2011 г., составленное еп. Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым) для обсуждения на заседании Епархиального совета с участием всех благочинных гор. Москвы 25 марта в Храме Христа Спасителя.

Нас заинтересовали следующие «проблемы в приходской жизни находящихся на территории благочиния храмов», волнующие владыку Пантелеимона.

Так, например, владыка сетует, что «почти повсеместно отсутствует трансляция богослужения на улицу».

Транслировать литургию на улицу – противно духу Евангелия и является откровенной профанацией литургии. Господь наш Иисус Христос пожелал установить Евхаристию не на стогнах мiра сего, а в Сионской горнице, где присутствовал только узкий круг Его учеников. Далее владыка Пантелеимон сетует, что «в храмах мало молодежи». В связи с чем он предлагает «предложить в храмах в обязательном порядке распечатывать на принтере и раздавать всем желающим листки с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке».

Сейчас мы видим нездоровые проявления «массовой миссии»: попытка привести молодежь в храмы не традиционными и проверенными веками способами (прежде всего своей христанской жизнью, которая только и способна привлечь молодых людей, ищущих подлинной духовности и не принимающих никакой «геномодифицированной» фальши), не церковными проповедями, не красотой нашего древнего православного церковнославянского богослужения, а проповедями на стадионах, рок-концертах и листовками!

Листовка – это не Евангелие. Место листовки – в урне, а место Евангелия – на престоле храма и на полке в святом углу. Привлекать людей в храмы посредством листовок – это чисто сектантский прием.

И не стоит особо горевать, что в храмах мало молодежи. Молодежь повзрослеет. И потянется к вечному, не суетному, не подверженному моде и конъюнктуре. Теперешние молодые люди рано или поздно все равно окажутся в церкви, но только не посредством сомнительных листков, а когда их посетит Сам Господь скорбью, болезнями, невзгодами, смертью близких… Господь Иисус Христос не сказал: придите ко мне все добры молодцы и красны девицы, рокеры и байкеры… Но «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Как пишет известный современный пастырь архимандрит Рафаил (Карелин), «православие настолько глубоко и мистично, что не может быть передано проповедниками, которые “рыщут везде”, что особенно характерно для сектантов. Такое христианство легко воспринимается, уже потому, что оно поверхностно; ему можно научиться, прослушав несколько проповедей или прочитав несколько брошюр. Православие неразрывно от богослужения, оно требует от человека неизмеримо большего, – возвращения того, что потерянно современным человеком – способности к созерцанию. Протестантские и католические миссионеры обходят весь мир, но вопрос: что они дают людям? Неужели то, что давно потеряли сами? Православие распространялось преимущественно через общение с подвижниками, которые показывали Православие своей жизнью, и пленяли людей благодатью Духа Святого, а не через школьные программы, которые могут остаться безжизненными без внутреннего духовного опыта. Православие имеет свое миссионерство, – это монастыри и правильная монашеская жизнь, храмовое богослужение, а в частной жизни – аскеза и внутренняя молитва».

Господь сказал, что «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13), а не избой-читальней листовок, «распечатанных на принтере с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке», как предлагает владыка Пантелеимон. Кого мы хотим вырастить в наших храмах: настоящих богомольцев, любящих нашу Русскую Церковь, или церковных хунвэйбинов, начитавшихся листовок с сомнительными переводами, готовых беспощадно крушить все церковные традиции?

“Благодатный огонь”

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

14 Responses

  1. Сейчас мы видим нездоровые проявления «массовой миссии»: попытка привести молодежь в храмы не традиционными и проверенными веками способами (прежде всего своей христанской жизнью, которая только и способна привлечь молодых людей, ищущих подлинной духовности и не принимающих никакой «геномодифицированной» фальши), не церковными проповедями, не красотой нашего древнего православного церковнославянского богослужения, а проповедями на стадионах, рок-концертах и листовками!
    Листовка – это не Евангелие. Место листовки – в урне, а место Евангелия – на престоле храма и на полке в святом углу. Привлекать людей в храмы посредством листовок – это чисто сектантский прием.

    Абсолютно согласен с этой темой.У нас в Улан-Уденской Епархии ПРЕОСВЯЩЕННИЙШИЙ ЕПИСКОП Савватий, предлагает создать или уже создал НОЧНЫЕ КЛУБЫ ДЛЯ ПРВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖЫ к православию…КАКОВ прием, у СВЯТЫХ ОТЦЕВ таког не могло быть.А новостильные священнослужители, предлагают РОК ПОП музыка, сокращение службы и много еще чего можно писать..
    С уважением и с ПОСТОМ и МОЛИТВОЙ Сергий.

  2. Не согласна с автором статьи. Много натяжек.
    1. Много ли храмов в Москве имеют выход на улицы города? Большинство имеет церковный двор. У нас, например, во время службы около храма находятся мамочки с маленькими детьми: послушать службу хочется, но детки, в большинстве, не могут долго тихо себя вести. Родители благодарят за возможность слышать службу!
    2. В храме св.Цар.Димитрия, где еп. Пантелеимон настоятель- дружный большой приход, разновозрастный. Слова,вообще, очень легко тянуть в разные стороны, а лучше съездить и посмотреть, много ли в его службах и в жизни прихода модернистского.
    3. Предложение: «предложить в храмах в обязательном порядке распечатывать на принтере и раздавать всем желающим листки с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке» я понимаю по-другому: дать возможность прихожанам иметь перед глазами текст стихир и тропарей на ц.-сл.языке, а тексты Апостола и Евангелия разве предлагается читать диаконам и священникам на русском?

    1. Уважаемая Елена! А Вас не смущает фраза предложить в обязательном порядке? Если для чего-то нужно, то почему не распечатать на принтере тропари и стихиры. Но почему надо это делать обязательным?

  3. “предложить в обязательном порядке?”

    А как в принципе можно предложить в обязательном порядке? Предложение по – моему предполагает некую возможность выбора. Тогда нужно так написать “приказать в обязательном порядке” вот тогда с логикой будет всё в порядке.

  4. Знаю, что бывает такая проблема, когда прихожане не могут разобрать, что поется и читается в храме. Недавно Святейший Патриарх Кирилл обращал на это внимание пастырей.
    Думаю, Ваш вопрос, простите, как раз для времени Великого Поста:))

  5. На мой взгляд от этого очень сильно веет протестантизмом, где практически отсутствует благоговение. Сейчас не 1990-е годы, когда еще сложно было купить богослужебный сборник, но никто не роптал на “непонятность стихир”. Сейчас ничто не мешает пойти и купить книгу содержащую практически любую службу – магазины православной литературы уже трещат от этих брошюр. Купи и читай, или – скачай из интернета – где есть все, ознакомься, распечатай, если уж так хочется, а потом, после службы, аккуратненько дома где-нибудь положи вместе с молитвословом и святоотеческими творениями. А так, получается, пришел в храм, тебе листочек, дали, ты его почитал, потом кто-то из захожан в ближайшую мусорную корзину выкинул, и все. Листочек с напечатанным текстом – это не книга, к нему отношение несерьезное. А там ведь какие слова, какие ИМЕНА напечатаны будут?! Совсем нас хотят отучить ради Господа трудиться.

  6. “Привлекать людей в храмы посредством листовок – это чисто сектантский прием”
    ————————-

    извините, но это бред.
    сектанты читают Библию и даже изучают её на своих собраниях.
    и что теперь? может нам перестать читать Библию?

    у католиков отлично отлажен процесс помощи нищим. и что? нам перестать помогать нищим?

    сыны века сего догадливее сынов света в своем роде“(Лк.16:8)

    а то что листовки являются отличным инструментом для миссии показывают многолетний опыт миссионерского движения о.Даниила.

    1. В проповеди Православия не все средства хороши. Мы ведь не иезуиты, чтобы любые средства оправдывать благой целью.
      Приемы с листовками протестанты не сами придумали, а заимствовали из массовой политической и коммерческой пропаганды.

  7. А как, по-Вашему, написана данная статья? Разве не манипуляционно? Начиная с того, что читающим не предоставлен текст полностью, а вырваны отдельные фразы, и, крайне змоционально, из слов еп.Пантелеимона, делают выводы.
    При просмотре видео становится ясно насколько владыка доступен для вопросов и разрешения недоумений, но авторы этим не воспользовались. Фильм был снят в декабре! И поставленные “больные” вопросы обретают совсем другие ответы.
    Мне хочется спросить:
    – Неужели священник не имеет права составить небольшие брошюры или листки (но не листовки!- “листовки подкладываются, передаются из рук в руки, разбрасываются с самолетов”(wikipedia)),если они востребованы ЖЕЛАЮЩИМИ?
    – У нас в храме для пения прихожанами тропаря и кондака святому, которому посвящен храм, используются напечатанные листки (служат уже не первый год). По-Вашему, это листовки? Из текста размещенного с сайта “Благодатный огонь” можно вывести именно такой вывод.

  8. Еще хочется спросить: на сайте “Благодатный Огонь” редакция поздравляет с 50-летием “друга и соратника в деле возрождения Православия в нашем Отечестве” А.Д.Степанова, но на главной странице РНЛ присутствует рекламная ссылка на книги об Иоанне Грозном, изменяющие нашу историю, вызывающие неверие в Церковь, ее предание, отрицающие подвиг нескольких святых мучеников.
    Это, видимо, мелочи, как говорят, жизни. А вот листики-листочки страшный грех!
    Простите. С большим уважением к Вашему труду, Роман!

    1. Относительно Ивана Грозного и “Линии” Вы правы, Елена. Из этого следует то, что нам всем есть, в чем каяться и исправляться. Поэтому и Церковь наша так страдает от недостатков всех нас, от нечестности и “кружковщины”.
      Но “Благодатный огонь” много раз писал против этих искажений: http://www.blagogon.ru/articles/127/ и т.д. Никто так последовательно не боролся против лжеправославного почитания Грозного и Распутина как это издание.
      И в случае статьи, которую мы перепечатали, это крик православной души, а никакая не манипуляция. Факсимиле редакция “Благодатного огня” может и напечатать, от этого ничего не изменится.

  9. Со временем, надеюсь, все встанет на свои места.
    Спаси Господь за ссылку! Рада, что редакция имеет четкую позицию в данном вопросе и прошу прощения за поспешное обвинение!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.