25 мая 2016 г. в Патриархии Грузии состоялось очередное заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. На заседании председательствовал Католикос-Патриарх всея Грузии Святейший и Блаженнейший Илья II. Секретарем заседания был назначен митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири). Католикос-Патриарх Илья II обратился с приветственной речью к членам Священного Синода и поздравил грузинский народ с Днем Независимости.
На заседании священного Синода обсуждались события, связанные с двумя скорбными фактами, произошедшими в последние дни: вопрос о жестоком убийстве в селе Хурча беженца из Абхазии, жителя Гальского района, Георгия Отхозория и инцидента в селе Корцхели. Священный Синод выразил соболезнование семье погибшего и вознес молитвы за упокоение его души. Священный Синод, также, выразил сожаление по поводу инцидента в деревне Корцхели и призвал все политические и общественные силы проявлять спокойствие и взаимное уважение по отношению друг к другу.
Католикос-Патриарх всея Грузии обратил особое внимание на важность готовящегося к проведению Святого и Великого Православного Собора 16 июня сего года, и поблагодарил всех духовных лиц и мирян, принявших участие в заседаниях Всеправославных предсоборных подготовительных совещаниях. Далее Святейший и Блаженнейший Католикос–Патриарх Илья Второй предоставил слово архиереям, членам Священного Синода, чтобы они выразили свое мнение о документах, которые будут обсуждаться на будущем Соборе.
Представитель Грузинской Православной Церкви в секретариате Святого и Великого Собора митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава) сделал краткий обзор документов Всеправославного Собора.
О документах «Таинство Брака и препятствия к нему» и «Миссия Православной Церкви в современном мире» высказался митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе).
Священный Синод постановил, что в тексте документа «Таинство Брака и препятствия к нему» следует изменить два пункта. В частности, в 1 части 10 пункта документа «Таинства Брака» и подпункт «А» 5-го пункта «препятствия к браку».
1). 10-тый пункт 1 части документа «Таинство Брака и препятствия к нему» гласит: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного покаяния и любви, благословенной Церковью». Он должен быть изменен следующим образом:
«Церковь не приемлет сексуальный союз между лицами одного пола, а также любую иную форму сожительства, отличимую от христианского брака и осуждает этот грех. Церковь печалится о вечной участи бессмертных душ людей, живущих в этом грехе и направляет все свое пастырское усилие на то, чтобы они осознали всю крайность тяжести этого греха и удалились от него путем истинного покаяния».
2). Во второй части 5-го пункта, в подпункте «А» документа «Таинство Брака и препятствия к нему» сказано: «Брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви».
В отмеченном пункте следует оставить без изменения первую часть текста, где говорится, что «брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора)», а вторую часть, которая гласит, что «он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви», – следует изъять, т.к. она противоречит 72-му правилу Трулльского Собора VI Вселенского Собора.
Общеизвестно, что ни один собор не может противоречить, упразднять или изменять признанный Вселенскими Соборами канон.
В документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» должны быть внесены следующие изменения:
1). Из основного подзаголовка, в котором написано: «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций», должна быть изъята фраза – «прочих форм дискриминации», т.к. она может быть истолкована в различных значениях.
2). 3-тий пункт главы “А” ( «Достоинство человеческой личности») того же документа гласит: «Всеобщее признание высокой ценности человеческой личности может быть предпосылкой более широкого сотрудничества в области миротворчества. Православные Церкви призваны содействовать межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, а благодаря ему — преодолению любых проявлений фанатизма, ради укрепления дружбы между народами, торжества свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, независимо от расы и религии. Разумеется, это сотрудничество исключает как синкретизм, так и попытки доминирования одной религии над другими».
По постановлению Священного Синода, отмеченный текст должен быть изложен в следующей редакции: «Всеобщее признание высокой ценности человеческой личности может быть предпосылкой более широкого сотрудничества в области миротворчества. Православные Церкви призваны содействовать межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, а благодаря ему — преодолению любых проявлений фанатизма, ради укрепления дружбы между народами, торжества свободы и мира во всем мире на благо каждого человека, с целью его духовного очищения, обожения и обретения вечной жизни, независимо от расы и религии. Разумеется, это сотрудничество исключает как синкретизм, так и попытки доминирования одной религии над другими, что естественно, не исключает отказ от миссионерской деятельности Святой Церкви».
3). В первом пункте главы «В» («О мире и справедливости») должен быть сохранен следующий текст: «Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как «благовестие мира» (Еф. 6:15), ибо Христос, «умиротворив…Кровию креста» (Кол. 1:20), «благовествовал мир… дальним и ближним» (Еф. 2:17). Он стал «миром нашим» (Еф. 2:14). Этот мир, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27)».
Однако вторая часть того же пункта, которая гласит: «Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира» – должен быть изъят.
В тексте сохранится последняя часть того же абзаца: «Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих».
Таким образом, первый пункт главы В будет гласить: «Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как «благовестие мира» (Еф. 6:15), ибо Христос, «умиротворив…Кровию креста» (Кол. 1:20), «благовествовал мир… дальним и ближним» (Еф. 2:17). Он стал «миром нашим» (Еф. 2:14). Этот мир, «который превыше всякого ума» (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих».
По документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» с докладом выступил митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Были зачитаны замечания профессора кафедры догматики и патрологии Тбилисской Духовной Академии и Семинарии Эдишера Челидзе. Зачитанный текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вызвал расхождение во мнениях. Свои позиции высказали: митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе), митрополит Потийский и Хобийский Григорий (Бербичашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), митрополит Чкондидский Петр (Цаава), митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели), митрополит Бодбийский Иаков (Иакобишвили).
Было отмечено, что документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был изначально неприемлем для представителей Грузинской Православной Церкви и на предсоборном совещании грузинской стороной был подписан лишь потому, что в текст было внесено следующее разъяснение: «Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного совета церквей и, таким образом, не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах».
Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать.
По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил, создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду.
Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам.
Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе:
Католикос-Патриарх Илья II;
митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили);
митрополит Даниил Сачхерский и Чиатурский (Датуашвили);
митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе);
митрополит Ткибульский и Терджольский Георгий (Шаламберидзе);
митрополит Алавердский Давид (Махарадзе);
митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили);
митрополит Шемокмедский Иосиф (Киквадзе);
митрополит Николай Ахалкалакский, Кумурдойский и Южноамериканский (Пачуашвили);
митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе);
митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия);
митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе);
митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава);
митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили);
митрополит Сенакский, Чхороцкуйский и Австралийский Шио (Муджири);
митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели);
архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе);
архиепископ Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе);
епископ Тианетский и Пшав Хевсуретский Михаил (Габричидзе);
епископ Хорнабуджский и Геретский Дмитрий (Капанадзе);
епископ Самтависский и Каспийский Дамиан (Хупения);
епископ Цалкийский Григорий (Кациа);
епископ Бельгийский и Голландский Досифей (Богверадзе);
епископ Североамериканский Савва (Инцкирвели);
Никорцминдский епископ Вахтанг (Липартелиани);
Протопресвитер Георгий Звиададзе;
Архимандрит Давид Чинчараули;
Протоиерей Давид Шарашенидзе;
Протоиерей Кахабер Гоготишвили;
Иеромонах Михаил (Брегвадзе);
Монах Анфим (Джавахишвили).
P.S. По каждому вышерассмотренному вопросу, в ближайшем будущем, будет опубликована более детальная информация.
Источник
11 Responses
очень радостно читать о такой позиции Грузинской церкви!
http://sobor2016.com/georgia-sinod/#comment-7813
Слава Богу!
Владислав, Вы прочитали текст?
“Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов”.
Если это так, то кого же с кем примирил Христос «умиротворив…Кровию креста»?
Людей с людьми?
Нет, с Отцом Небесным души верующих. И только.
И “мир и справедливость, занимающие центральное место в жизни народов” к этому миру не имеют никакого отношения, так как это земной мир и земная справедливость как политические цели в земной борьбе народов за светлое будущее. Мир с Отцом Небесным, купленный Кровью Христовой – это не тот мир. Мир Мой даю вам. Не якоже мир дает, Аз даю вам.
Печально, что Вы не видите разницы между миром Христовым, всяк ум преимущим, и миром, который дает или обещает дать мир, лежащий во зле.
Дорогой о. Владимир, я должен признаться вот в чём.
Последнее время я думаю только об одном — о скором расколе. И эта тема у меня практически вытеснила все остальные, т. е. что мне делать и как поступать и т. д.
Это, наверное, маловерие, но вот так.
И постепенно единственной надеждой, которая у меня связывается с собором, стала та, что в его документах будут как-то заблокированы совсем ужасные вещи, чтобы остаться нам хотя бы при нынешнем “модернизме”, но не выйти уже прямо на унию, и вообще не отменить сразу и всё.
Чтобы не оказалось непосредственных канонических поводов к расколу.
И вот прочитав документ, я решил, что как будто все эти самые неприемлемые вещи Грузинская Церковь решила блокировать, обойти её позицию на соборе не смогут, они сами утвердили процедуры голосования, а идти против самих же себя они не пойдут, и значит мы остаёмся при более-менее нынешнем положении вещей с, так сказать, минимальными поводами к расколу.
Вот этому я и обрадовался.
Я последнее время думаю только о предстоящем расколе, честно говоря, всё остальное отошло на второй план.
Остаться бы при Осипове, лишь бы не раскол — вот и все мои мысли последнее время.
Может быть это маловерия — наверное.
Простите.
Прошу молитв.
Вот на Афоне уже выдвинули ультиматум с требованиями безупречными, но ведь заведомо невыполнимыми, не признают ведь сейчас ни за что Собор Св. Фотия VIII, а Собор Св. Григория Паламы IX Вселенскими, а подписей под этим ультиматумом уже немало, и это означает, что фактически процедура раскола уже запущена.
Т. е. раскол уже фактически произошёл.
«Если такой Собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой Собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».
Преп. Иустин (Попович).
Владислав, нас мне кажется запугивают расколом. Что угодно, только не раскол!
Но кроме соблазна и нестроений произойдет, наконец, отделение овец от козлищъ. И в Церкви останутся верные истине. У истины нет понятия кворума. Понятно, что большинство поплывут по течению, к несчастью…
Или я не прав?
Запугивания запугиваниями, это само собой. Но я пытаюсь говорить конкретно.
Вот афонский ультиматум — это уже раскол, это уже факт. Притом раскол на основаниях совершенно безупречных, тут ничего общего с разными истериками наших борцов с новым мировым порядком и пр.
А теперь представим, что будут подписаны документы, которые уже никак принять нельзя, например, про “иную дискриминацию” как вначале задумывалось, или как теперь, о наличии в мире многих церквей с провозглашением задачи их объединения, т. е. прямо против Символа Веры, ну и так далее — принять такое ведь нельзя.
Одно дело присутствие в академии Осипова, которому к тому же ещё и пальцем грозят, но другое дело когда представительнейшее собрание иерархов провозглашает целью фактическое достижение унии и тем самым признаёт, что в настоящий момент Единой Церкви просто нет.
И вообще, не будем себя обманывать: по итогам собора начнётся смута, смута неизбежна, т. е. нынешнее положение таково (в т.ч. и действия иерархии таковы), что смута неизбежна, вопрос только в степени разрушительности этой смуты. Таковы факты, надо просто смотреть правде в глаза.
И вот в связи с позицией Грузинской Церкви у меня, грешного, появились надежды, что смута в итоге локализуется, что потрясений удастся избежать. Мне стало радостно, вот я от радости и написал — слава Богу!
Я как-то воспрял духом.
Присоединяюсь к последнему комментарию Владислава Л: я тоже выдохнул облегченно, прочитав позицию Грузинской Церкви, именно по тем же соображениям.
Ещё я хотел спросить про последнее письмо афонских монастырей на 6 страницах – нет ли у кого русского перевода? а то я прочитал только краткую выдержку из этого письма http://agionoros.ru/docs/2425.html.