Search

Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы

архиеп. Феофан Полтавский
Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы

Возлюбленные о Господе братия!

В ныне прослушанном Вами Апостольском чтении св. ап. Павел повествует о себе, что он был однажды восхищен в Рай и слышал неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12:4 – чтение в 19-ую неделю по Пятидесятнице).

Не один ап. Павел удостоился такой чести.

Удостаивались ее и многие из других святых после ап. Павла. Удостоился сей чести в числе их и св. Андрей, Христа ради юродивый, с именем которого неразрывно связано установление празднования ныне празднуемого праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Жил сей святой в Х веке. Подвизался трудным подвигом юродства. Претерпевал многие скорби, лишения и озлобления. В один из самых тяжких для себя дней, когда он помышлял даже о смерти, внезапно он восхищен был на небеса. Видел здесь многоразличные обители святых и ангелов Божиих. Наслаждался их блаженством. Удостоился сначала поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню, а потом и Самому Господу Иисусу Христу. Был благословлен Им и утешен. Но не видел только Пречистой Богоматери. И когда недоумевал о сем, то получил вразумление от Ангела: Ты желаешь поклониться Царице Неба и земли, – сказал он ему, – Ее нет здесь. Она на земле и утешает всех страждущих, скорбящих и озлобленных на ней. – Ты увидишь Ее там.

Чудное восхищение св. Андрея кончилось. Он снова оказался на земле и здесь, действительно, удостоился видеть Богоматерь. В один из воскресных дней он был при Богослужении во Влахернском храме. И когда возвел очи свои горе, вдруг увидел необыкновенное зрелище. Увидел Богоматерь с Предтечею и Иоанном Богословом, окруженную множеством святых и ангелов Божиих, со слезами молящуюся пред Сыном Своим за весь род человеческий и простирающую над ним в знамение невидимого благодатного покрова священное свое одеяние – “мафорий”.

В память этого чудесного видения св. Андрею и учрежден празднуемый ныне праздник Покрова Божией Матери.

Замечательно, что, хотя явление это было в Византии, во Влахернском храме Константинополя, праздник этот празднуется только в России. Не празднуется он ни в Византии, ни в других славянских странах. Этим русский народ выразил свою особенную веру и свою особенную любовь к Богоматери и свою веру в благодатный покров Ее над ним. И эта вера, и эта любовь русского народа к Богоматери не остались бездейственными и неоправданными. Нет ни одной более или менее значительной области в обширной Русской Земле, где бы ни было чудотворной иконы Божией Матери. И множество чудес совершается от этих чудотворных икон Ее. Но не только через чудотворные иконы проявляет Свою благодатную помощь русскому народу Богоматерь. Нередко Она является и Сама непосредственно Своим избранным святым. Так являлась Она и древним святым, так является и новым святым. Величайшим из новых святых, без сомнения, является преп. Серафим, Саровский подвижник и чудотворец. Двенадцать раз являлась Богоматерь преп. Серафиму в продолжение его жизни. Но особенно замечательным из них было последнее, бывшее незадолго до кончины Преподобного. Чудесное явление это последовало ранним утром в праздник Благовещения. Свидетельницей его, кроме преп. Серафима, была дивеевская инокиня Евдокия. По приказанию преп. Серафима инокиня Евдокия пришла к нему накануне праздника Благовещения вечером. Великий Старец встретил ее словами: Радость моя! Я тебя давно ожидал. Какая нам с тобою готовится милость и благодать от Божией Матери в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас! Хотя и недостойна ты, – говорил он ей, – но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость. Будем молиться. И они начали молиться. Молились долго. Наконец, великий Старец воскликнул: Не убойся, не устрашись. Благодать Божия к нам является. Поднялся шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Послышалось пение. Дверь в келлию старца открылась сама собой. Воссиял необычайный свет, и благоухание наполнило келлию. Старец упал на колена и, воздев руки к небу, воскликнул: Се Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам. И, действительно, открылось шествие небожителей. Впереди шли два ангела, держа один в правой, а другой в левой руке по ветви, украшенной цветами. За ними – св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. Далее – Сама Богоматерь и за Нею двенадцать святых дев. Когда они вошли в келлию, то озарил ее свет светлее солнечного. Инокиня Евдокия при входе небожителей в келлию от страха вне себя упала на землю и очнулась только тогда, когда Богоматерь спросила у Преподобного: Кто это у тебя? Старец ответил: Это та самая сестра, о которой я просил Тебя, Владычице, быть ей при явлении Твоем. Тогда Богоматерь подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, сказала: Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною.

Объятая великою радостью, Евдокия встала и спросила Старца: Где мы? кто это? я думала, что я уже не живая. Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Сначала Евдокия подошла к ангелам и спросила их: Кто Вы? Они отвечали: Мы – ангелы Божии. Потом с таким же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и ап. Иоанну Богослову, и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к св. девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, преп. Макрина и муч. Иустина, великомуч. Иулиания и муч. Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь.

Между тем Богоматерь продолжала беседовать с преп. Серафимом и что-то много говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла расслышать лишь немногое. И вот, что она услышала: Не оставь дев моих дивеевских, -говорила Богоматерь. Старец ответил: О, Владычице, я собираю их, но сам собою не могу их управить.

Я тебе, любимче Мой, во всем помогу.– сказала Богоматерь,- Возложи на них послушание; если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом. Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: Вот, посмотри на сих дев моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же.

Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала преп. Серафиму: Скоро, любимче мой, будешь с нами. И благословила его. Простились со Старцем и все святые. А Евдокии было сказано: Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия. Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Св. Старец ответил: Помни и говори всегда в молитве: “Господи, как мне будет умрети? как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица Небесная, помоги мне”. Благословив затем сестру, Преподобный отпустил ее от себя, сказав: Гряди, чадо, с миром.

Воистину, замечательно это явление Богоматери преп. Серафиму! Если св. Андрей удостоился видеть Богоматерь горе на воздусе, то к преп. Серафиму Она Сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного Она говорила ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ей последние слова: Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же. Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних Отцов. В древнем Патерике сохранилось следующее сказание: Св. Отцы (находившиеся в Египте) Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Он сказал: они достигнут половины нашего дела. А после них что? И сказал Исхирион: не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших (Древний Патерик, гл. 18, пар. 10).

Это древнее пророчество святых подвижников сбывается на нас, братия. Нам дано, как говорит Апостол: Еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Фил. 1:29). Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся; аще отвержемся, и Той отвержется нас (2 Тим. 2:11-12). Аминь.

архиеп. Феофан Полтавский

Публикуется по изданию

архиеп. Аверкий (Таушев). Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Jordanville, NY. , 1974. СС. 40-43

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

6 Responses

  1. Спаси Господи издателей сайта “Антимодернизм”! “Особенно примечательные последние слова Владычицы Небесной”, приводимые Владыкой Феофаном в его проповеди на праздник Покрова: “как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же”, – в полной мере применимы к тем, кто без оглядки на конъюнктуру подвизается за чистоту Православной веры. “Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени”.
    “Мы не можем не вспомнить, – говорит сегодня в своей проповеди на Покров протоиерей Александр Шаргунов, – что сейчас в Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, великий праздник. О чем он напоминает? О том, что истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, которое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Романа Сладкопевца.
    Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому, – тоже скифу, нашему предку, близкому по крови человеку. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье, и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг все оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара – драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было все земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова”.
    То, чем занимается “Антимодернизм” выглядит безумием для “премудрых”, юродством, глупостью. Ни один доцент, ни один профессор не позволяют себе обличать со святоотеческих позиций “критику юридизма” или “критику теории пресуществления”, в обилии содержащуюся в модернистской письменности и идущей вразрез с вероучением Церкви, зафиксированном в Ее символических книгах, усвоенных Ее Полнотой – Послании Восточных Патриархов и Пространном Катехизисе. Мы не слышим обличения нравственного монизма проф. Осипова, открыто учащего верующих, что Бог никого не наказывает, а человек, якобы, наказывается сам… Мы не видим реакции духовных мужей, академиков и “богословов” на открытое поношение протопресвитерои Шмеманом основ Христианской Веры: “Христианство двусмысленно по определению”; “Я люблю Православие и я не люблю, не могу любить Православную Церковь”, – пишет он. И нет реакции. А есть все новые и новые издания Шмемана нашими высшими учебными ззаведениями. И только юродивый сайт “Антимодернизм” позволяет себе это. О чем это говорит? О том, что “истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, которое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Романа Сладкопевца”. И что это смирение – в любви к Истине Христу.

  2. Истинное богословие должно быть соединено со смирением, не случайно все ереси происходили от горделивых попыток познать и объяснить православные догматы с позиции человеческого разума. Если православный христианин не смирится перед святоотеческой мудростью “Точного изложения православной веры”, “Пространного катехизиса” он может изобрести новую догматику, которая будет плодом его лжеименного разума. Если бы человек был способен вполне понять умом и логически обосновать Божественные догматы, то зачем тогда верить в них. Только благодать открывает ум разумети Писание, но Бог смиренным дает ее.

  3. “Если православный христианин не смирится… он может изобрести новую догматику”, – пишет Г. В. Бежанидзе. Она уже есть – новая догматика, изобретенная людьми, считающими себя православными. Это именно законченная догматическая система. В ней, этой новой “ортодоксии”, есть все разделы вероучения. И во всех разделах – “догматы”, прямо противоположные Христианству. Слово Божие – Библия – для них предмет человеческой критики и экстраполяций. Первородного греха – не существует. Искупления, Жертвы, удовлетворения Божественному правосудию – нет. Пресуществления проскомидийных хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Божию – нет. Суда, наказания и награды за гробом – нет. Угождения Богу – нет. Религии – нет. А есть “жизнь с Богом”. Есть “православная медицина”. “Церковь правильно организует человека, его сознание. В Церкви человек может избавиться от депрессии и прочих негативных состояний через исповедь, покаяние, причащение святых Христовых Таин. Человек должен получать подпитку от Бога” (цитата одного из священников, выступающих на “Русской Линии”). Да, это новая догматика. Она сознательно опирается не на Слово Божие, а на “жизненный опыт” “верующих”. Да, для противостояния этой “догматике отступников” нужно иметь смирение, потому что по-человечески это выглядит безумием, диссиденством, бунтом против “общепринятого”. Но это и есть верность Господу и Его Православной Церкви.
    Истинное богословие, пишет Г. Бежанидзе, должно быть соединено со смирением. Какое смирение нужно иметь в наше время, чтобы не стыдиться защищать истину школьного Богословия, давшего великих светильников веры: Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадского. И каким еще может быть истинное Богословие, как не Школьным, классы которого восторгнуты в пищу души? Где смирение, если школа оплевана? Зато превознесена антишкола, училище произвола и хаоса мысли – “Парижская школа”. Требуетя большое смирение, большая послушность доброго ученика, чтобы не побояться реакции распоясавегося класса и не только не участвовать в общем гвалте, в общем “доведении” педагога до крайних мер, но, отбросив трусость и конформизм, заявить протест, вызвать общее негодование. Это – юродство богослова.
    В школьном Богословии – истинное Боголюбие.
    В этих “школах” нет Боголюбия, а есть пресмыкательство и заискивание перед миром.

  4. Хочу присоединиться к словам о.Владимира и поздравить православных людей и сайт с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Не устаю благодарить издателей этого сайта за несомненную пользу.
    “Требуетя большое смирение, большая послушность доброго ученика, чтобы не побояться реакции распоясавшегося класса и не только не участвовать в общем гвалте, в общем «доведении» педагога до крайних мер, но, отбросив трусость и конформизм, заявить протест, вызвать общее негодование. Это – юродство богослова.”
    Воистину! С вами правда,а значит Бог! И это самое главное!
    Отцу Владимиру отдельное спасибо за его комментарии.
    Храни вас Бог!

  5. С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.