Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже, во образе Божии Сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек (Фил. 2:5-7).
О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Иному владыке не много нужно умалить себя, чтобы показаться в виде раба, но когда Господь великий и вышний является в образе раба, то есть, в состоянии полного рабства и глубокого, какое свойственно рабству, уничижения, тогда на столь чрезвычайное умаление Великого поистине невозможно взирать без чувства умиления и ужаса. Но не только явлением в образе раба, Он умалил Себя и в самых обстоятельствах Своего земного рождения. Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться. И Он избрал из всех народов земных малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощаемый, близкий к новому порабощению, некогда благословенный, но уже едва не отверженный. Надлежало избрать город. И Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий ему пророк не может скрыть сего нарекания на него и не находит иного средства его возвеличить, как Именем Рождающегося в нем Иисуса (Мих. 5:2). Надлежало избрать и матерь и чтобы до времени скрыть от неверующих Тайну Воплощения, надлежало узами закона, но не плоти, присоединить к ней и мнимого отца. И вот избраны, хотя потомки царские, чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один — древодел, а другая — бедная сиротствующая Дева. И что еще? Если бы Господь родился в малом собственным или наемном жилище Иосифа, и Мария положила бы Его в бедной колыбели, зрак раба Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какие его составлять могут. Ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова и колыбель беднее Марииной.
Что же изобретает бесконечно Великий, ищущий бесконечного умаления?
Августовым повелением написати всю вселенную (Лк. 2:1) приводит в движение народонаселение земли Иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступило время родиться истинному Господу вселенной. И таким образом, Умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до скотских яслей, вместо младенческой колыбели. Но и сим не ограничивается умаление Господа вселенной. Смотрите, как принимает Его земля, для спасения которой от греха, проклятия и смерти приходит Он!
Приходит Он на землю, чтобы спасти ее, но погибельная земля не сретает, не прославляет, даже не видит своего Спасителя. Даже Иудея, где ведом Бог (Пс. 75:2), и она не ведает, что Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16) для спасения ее. А Иерусалим — град Божий (Пс. 86:3)? — И он не в радости со Христом, пришедшим спасти мир, но в смятении с Иродом, ищущим погубить Отроча.
Так не только умалил Себя во Образе Божии Сый и равный Богу и Бог Сый, но еще приял новый вид умаления от невежества и небрежения тех, из любви к которым Он умалил Себя.
Но что много говорить о безмерно великом умалении безмерно великого Спасителя нашего?
Конечный ум не может следовать за Ним, как в Его восхождении превыше всех небес, так и в Его нисхождении до бездн нашего падшего естества.
Чем же мы воздадим Ему за столь великое Его смирение, подъятое ради нас и нашего спасения?
Ничем иным, как соответствующим первообразному смирению Господа своим собственным смирением. Мы сами должны смириться и как бы облечься в ризу Божественного смирения. Мы из бездны небытия призваны к бытию и не имеем ничего собственного, кроме греха, и потому так естественно нам смирение! Бог творит из ничего и наше спасение. И доколе мы хотим и думаем быть чем-либо, до тех пор Он не начинает в нас Своего дела, которое есть дело нашего спасения.
Братие-христиане! независящими от нас обстоятельствами мы поставлены в условия жизни, крайне для нас унизительные. Лишены мы отечества, живем в бедности, а иногда и в нищете. В эти тяжелые мгновения нашей жизни вспомним, что первым прошел путем крайнего уничижения Сам Начальник нашего спасения Христос и Своим прохождением освятил этот путь. С этого времени путь уничижения есть воистину Божественный путь. Будем же терпеливо шествовать по нему вслед за Начальником нашего спасения. Ибо и по слову Апостола, если мы ныне терпим с Ним, то в свое время с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:12). Аминь.
архиеп. Феофан Полтавский
Публикуется по изд.
архиеп. Аверкий (Таушев). Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Jordanville, NY. , 1974. С. 44-45.
19 Responses
С Праздником! Да укрепит Господь, в холоде и на соломе Возлежащий, в стремлении в Его Царство, не от мира сего сущее – и да снабдит Своим миром, вооружающим дущу не искать примирения с миром и не бояться его.
Спаси всех Христос! Поздравляю православных братьев и сестер с наступившим Рождеством Христовым!
Отцу Владимиру сердечная благодарность за ясное и правдивое слово!
С Праздником!
С праздником Рождества Христова! Милостивый Господь да подаст Роману Алексеевичу и всем сотрудникам единственного в своем роде издания “Антимодернизм. Ру” душевных и физических сил в богоугодном деле противостояния лжи модернизма!
С Праздником Рождества Христова! Вот и прошел еще один год необходимой и очень полезной работы издателей «Антимодернизма». Остаюсь постоянным читателем сайта!
С Рождеством Христовым, братья и сестры!
Благодарим всех читателей сайта и поздравляем с великим Праздником Рождества Христова!
С Рождеством Христовым и святками!
С Рождеством Христовым! http://www.youtube.com/watch?v=-IwCykxhzs0
С Праздником!
От Рождества Христова для всех начинается новый отсчет времен. С Праздником!
С Праздником, с Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!!! Мира всем, избавления нашей Церкви от модернизма и спасения во Христе! Спаси Господи за сайт.
С Рождеством!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!