Search

Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.

архиеп. Феофан Полтавский

Се бо отныне ублажат
мя вси роди (Лк. 1:48).

Рождество Пресвятой Богородицы

Когда лукавому искусителю удалось прельстить наших прародителей в раю и разрушить их райское блаженство, тогда в лице наших прародителей все человечество тотчас же подпало осуждению смерти. Смерть прежде возвещенная предохранительно, а теперь уполномоченная самим Божественным Правосудием на владычество над человеческим родом,— стала наступать на человека по следам греха. Но тогда же милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения.

Чудным образом в слове осуждения частью скрыл Он, частью открыл тайну помилования, когда осужденному искусителю возвестил: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: Той твою сотрет главу (Быт. 3:15). То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков восстанет против тебя вражда, противоборство, брань. Она продолжится в их потомстве. Наконец, Тот, Который до времени сокрывается под таинственным наименованием Семени Жены,— Той твою сотрет главу, победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и, следовательно, возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти.

Итак, Божие определение о победоносном Семени Жены, то есть о рождении Христа Спасителя от Девы провозглашено было Самим Богом еще в раю. Но если оно провозглашено было еще в первые дни мира, то почему оно не исполнялось в продолжение столь многих веков?

Не дерзаем приписать себе способность дать на это полный ответ. Кто бо разуме ум Господень? (Рим. 11:34). Однако можем сказать не обинуясь, что не в Боге причина медленности. До скорости течет слово Его (Пс. 147:4). Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9). У Вечного всегда все готово, для Всемогущего всегда все возможно. Тварь медлит по необходимости, потому что движется в определенных кругах времени, которых не может ускорить. В твари свободной не достает готовности для принятия действия Божия, когда в ее воле не достает соответствия воле Божией. Особенно трудно устроить сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно восставлять и пересозидать. Слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения и неоднократно просиявало в последующих откровениях. Но мрак греховный продолжал тяготеть, и веки и тысячелетия должны были пройти прежде, нежели действительно Слово плоть бысть (Ин. 1:14), и Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16).

В это долгое время, благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира (Еф. 1:3-4), как молниеносный облак носилось над землею. Между тем как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою эту Божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, без опасения быть опаленною огнем Божества, и, таким образом, чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово. И, наконец, оно обрело сию вожделенную Деву, и чрез Нее совершилась тайна Боговоплощения и тайна спасения рода человеческого.

Братие-христиане! Находятся в настоящее время даже из числа верующих такие, которые не видят никакого смысла в ветхозаветной истории. И на этом основании отрицают самую Богодухновенность Ветхого Завета. Можно сказать о них одно: поистине не ведают они, что творят. О, нет! Ветхий Завет имеет глубокий смысл. От вечности в сокровенном совете Божием предрешено было спасти род человеческий чрез Боговоплощение. Но самое Боговоплощение не могло совершиться иначе, как под условием, чтобы в роде человеческом обрелась Святая и Пречистая Дева, достойная послужить тайне Боговоплощения. Для сей именно цели Высочайшая Премудрость Божия избирает еврейский народ, обособляет его от других народов и многообразными испытаниями очищает его. И хотя в большинстве своем Израиль, по слову Апостола, чего искал, не получил: избранные только получили, а прочие ожесточились (Рим. 11:7), но Промысел Божий все же достиг Своей цели: среди избранных, в заключение ветхозаветной истории, обрелась, наконец, Та вожделенная Дева, от Которой воплотился для нашего спасения Единородный Сын Божий.

Пресвятая Дева есть высочайший цвет и плод Ветхого Завета, и смысл настоящего праздника: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Чистую славно почтим, людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально. Аминь.

Публикуется по изданию:

архиеп. Аверкий (Таушев). Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Jordanville, NY. , 1974. СС. 35-36

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. И духовная радость этой праздник в большой части с юридическим характером

    Тропарь : Рождество́ Твое́, Богородице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце ПРАВДЬI Христо́с Бог наш,/ и, РАЗРУШИВ КЛЯТВУ, ДАДЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ,\ и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

    Кондак : Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ ВИНЬI ПРЕГРЕШЕНИЙ изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:\ непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

    Седален : ева Мария и Богородица истинно, / яко облак света, днесь возсия нам / и от праведных предгрядет в славу нашу. / НЕ КТОМУ АДАМ ОСУЖДАЕТСЯ, / и Ева от уз свободися, / и сего ради зовем, вопиюще со дерзновением единей Чистей: / радость возвещает рождество Твое всей вселенней.
    Песнь 5, Канон 2 : Днесь Ева разрешается осуждения, / разрешается же и неплодство, / и Адам древния клятвы о рождестве Твоем, / Тобою бо от тли избавихомся.
    Песнь 6, Канон 2 : Неплоды и матери, ликуйте, / дерзайте и играйте, безчадныя: / безчадна бо неплоды Богородицу прозябает, / Яже избавит от болезней Еву и клятвы Адама
    Песнь 7, Канон 2 : Празднуем, Чистая, / и верно покланяемся святому Твоему Рождеству, / поюще Сына Твоего, / Имже избавихомся древняго Адамова ныне осуждения
    Песнь 9, Канон 1 : Напраснаго древняго Отъятельницу осуждения и праматере исправление, / Юже рода к Богу вину присвоения, к Зиждителю мост, / Тя, Богородице, величаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.