Search

Слово в неделю 17-ю по Пятидесятнице

Как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения, для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей

Как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения, для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей

св. Феофан Затворник

За несколько времени пред сим я говорил вам, что затрудняюсь в выборе предметов для поучений, полагая, что вы все знаете.— Точно так думаю я и доселе.— Но вот,— недавно, беседуя с одним человеком, вздумал я навесть речь на догмат о Пресвятой Троице, чтоб удостовериться, как он его знает.— Оказалось, что он знает, что есть Пресвятая Троица, а как определительно выразить учение о ней — не умеет.— Я перенес речь на Божественное лице Господа Спасителя нашего; и здесь видно было, что он благоговейно поклоняется Господу и Спасителю нашему,— а какое учение о лице Его содержится св. Православною Церковию, определительно сказать не мог.— И это был человек, читающий, бывающий в церкви и не нерадящий о спасении души своей.— Верно, он уверен, что знает хорошо все догматы святой веры нашей; но никогда не поверял своего знания и не брался расширять и утверждать его посредством чтения, размышлений и бесед. Почему, о всем другом читая и размышляя, этой части ведения не касался, считая ее законченною.

Случай сей навел меня на мысль, что, верно, не один этот, а много и других есть таких, кои думают, что знают хорошо догматы святой веры, а на деле знают их неполно, неясно и неопределительно, оставляя сие знание в том виде, в каком оно образовалось в первоначальном обучении.— Отчего бывает, что проповеди, например,— не слушают?— Думают себе: проповедь,— верно, о вере и добродетели. Но кто этого не знает!— И уходят.— Отчего мало читают духовных книг?— Бывает, что по холодности не читают, а то больше оттого, что считают предметы веры известными.— Что, подумает иной, и время тратить,— и берет себе читать историю какую, путешествия, описание физических явлений, а то и не совсем что хорошее.— А предметы веры все дальше и дальше отходят от внимания, заслоняясь другими вещами и картинами, все более и более тускнеют и затмеваются в сознании.— Отчего, случись услышать, или прочитать что противное здравому учению православия, смущаются и колеблются,— и сразу готовы бывают истине веры предпочесть какое-либо чуждое учение.— Не подобает сему так быть, братие.— Надлежит нам приобресть знание учения святой веры ясное и определительное, и потом постоянно его поновлять, расширять, очищать и утверждать всякого рода основания,— и блюсти всякую часть его, как зеницу ока. Как бережливый торговец часто пересматривает и перечищает свои товары, чтобы не залежались и были всегда, как новые: так истины веры, познанные и сложенные, как в магазин какой, в память сердца, надо почасту пересматривать внимательным размышлением, чтоб ведение о них всегда было ново. Как хозяин окна дома своего часто велит перетирать, чтоб не затускли от пота, пыли и жара: так надо и нам истины святые, из которых каждая есть окно в духовный мир, протирать воспоминанием и размышлением, чтобы не затмились и не сделали для нас мира духовного неудобно-видимым.

Святая Церковь руководит нас к сему, не оставляя ни одного Богослужения и ни одного даже малого молитвословия без чтения священного Писания и символа веры, который есть сокращенное изложение содержания всего Божественного откровения. Что говорит она сим? Говорит: слушай, рассуждай и поучайся.— И надобно рассуждать и поучаться. Желающим предложу самый простой способ к уяснению истинной веры. Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей.— Стоит в символе: верую,— посмотри в катехизис, что оно значит и затверди то. Стоит: во Единого Бога Отца,— прочитай,— чему учат слова сии и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца,— просмотри, какие истины содержатся здесь и заучи их.— Так всякое слово символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом почасту перечитывая символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его; что забудешь, опять посмотри в катехизис, и затверди. Так, в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать символ веры, в мысли твоей будет проходит вся картина Божественного домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем,— и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом.— И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему.

Тогда, если кто спросит о Пресвятой Троице, не будешь стоять в недоумении,— а прямо скажешь: о Пресвятой Троице так исповедую: Бог есть един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын и Святый Дух; но не три Бога, а един есть Бог, в трех Ипостасех познаваемый.— В Сей Пресвятой Троице ничто же есть первое, ничто же последнее. Отец, Сын и Святый Дух — равны суть и соприсносущны.— Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый.— Безначален Отец, безначален Сын, безначален Дух Святый. Но ина есть Отчая, Сыновняя и Духа Святого Ипостась. Отец не рожден, Сын рожден, Дух Святый исходящ.— Равно спроси кто о лице Господа и Спасителя, не станешь ждать, а тотчас скажешь: Единородный Сын Божий, един Сый Святые Троицы, благоволил воплотиться и принять в свою Ипостась человеческое естество, из души и тела состоящее.— И есть потому истинный Бог и истинный человек;— два естества в едином лице Сына Божия соединенные неслитно, нераздельно и неизменно.

Так и всякий другой догмат — ясно и определительно исповедуешь и изложишь в утешение и назидание верующему, в утверждение и вразумление колеблющегося и сомнящегося. Тогда свет ведения Божия все более и более расширился бы среди нас,— и все бы мы ходили в сем свете, как среди дня.— Тогда не смел бы показаться в среду нашу ни невер какой-либо, ни раскольник. Как нетопырей ослепляет свет дневной, так ослеплял бы их свет ведения Христианского, разливающийся в кругу нас.— И уст своих не смел бы таковый открыть тогда, боясь сильного и основательного обличения.

Поревнуем, братие, дойти до этого, молясь Господу, да пошлет Он нам свет Свой и истину Свою,— и да научит нас в свете лица Его ходить и о имени Его радоваться во веки.— Аминь.

4 октября, 1864 г.

В неделю 17-ю, в соборе Владимирском

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 80-82

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.