Как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения, для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей
св. Феофан Затворник
За несколько времени пред сим я говорил вам, что затрудняюсь в выборе предметов для поучений, полагая, что вы все знаете.— Точно так думаю я и доселе.— Но вот,— недавно, беседуя с одним человеком, вздумал я навесть речь на догмат о Пресвятой Троице, чтоб удостовериться, как он его знает.— Оказалось, что он знает, что есть Пресвятая Троица, а как определительно выразить учение о ней — не умеет.— Я перенес речь на Божественное лице Господа Спасителя нашего; и здесь видно было, что он благоговейно поклоняется Господу и Спасителю нашему,— а какое учение о лице Его содержится св. Православною Церковию, определительно сказать не мог.— И это был человек, читающий, бывающий в церкви и не нерадящий о спасении души своей.— Верно, он уверен, что знает хорошо все догматы святой веры нашей; но никогда не поверял своего знания и не брался расширять и утверждать его посредством чтения, размышлений и бесед. Почему, о всем другом читая и размышляя, этой части ведения не касался, считая ее законченною.
Случай сей навел меня на мысль, что, верно, не один этот, а много и других есть таких, кои думают, что знают хорошо догматы святой веры, а на деле знают их неполно, неясно и неопределительно, оставляя сие знание в том виде, в каком оно образовалось в первоначальном обучении.— Отчего бывает, что проповеди, например,— не слушают?— Думают себе: проповедь,— верно, о вере и добродетели. Но кто этого не знает!— И уходят.— Отчего мало читают духовных книг?— Бывает, что по холодности не читают, а то больше оттого, что считают предметы веры известными.— Что, подумает иной, и время тратить,— и берет себе читать историю какую, путешествия, описание физических явлений, а то и не совсем что хорошее.— А предметы веры все дальше и дальше отходят от внимания, заслоняясь другими вещами и картинами, все более и более тускнеют и затмеваются в сознании.— Отчего, случись услышать, или прочитать что противное здравому учению православия, смущаются и колеблются,— и сразу готовы бывают истине веры предпочесть какое-либо чуждое учение.— Не подобает сему так быть, братие.— Надлежит нам приобресть знание учения святой веры ясное и определительное, и потом постоянно его поновлять, расширять, очищать и утверждать всякого рода основания,— и блюсти всякую часть его, как зеницу ока. Как бережливый торговец часто пересматривает и перечищает свои товары, чтобы не залежались и были всегда, как новые: так истины веры, познанные и сложенные, как в магазин какой, в память сердца, надо почасту пересматривать внимательным размышлением, чтоб ведение о них всегда было ново. Как хозяин окна дома своего часто велит перетирать, чтоб не затускли от пота, пыли и жара: так надо и нам истины святые, из которых каждая есть окно в духовный мир, протирать воспоминанием и размышлением, чтобы не затмились и не сделали для нас мира духовного неудобно-видимым.
Святая Церковь руководит нас к сему, не оставляя ни одного Богослужения и ни одного даже малого молитвословия без чтения священного Писания и символа веры, который есть сокращенное изложение содержания всего Божественного откровения. Что говорит она сим? Говорит: слушай, рассуждай и поучайся.— И надобно рассуждать и поучаться. Желающим предложу самый простой способ к уяснению истинной веры. Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей.— Стоит в символе: верую,— посмотри в катехизис, что оно значит и затверди то. Стоит: во Единого Бога Отца,— прочитай,— чему учат слова сии и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца,— просмотри, какие истины содержатся здесь и заучи их.— Так всякое слово символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом почасту перечитывая символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его; что забудешь, опять посмотри в катехизис, и затверди. Так, в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать символ веры, в мысли твоей будет проходит вся картина Божественного домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем,— и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом.— И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему.
Тогда, если кто спросит о Пресвятой Троице, не будешь стоять в недоумении,— а прямо скажешь: о Пресвятой Троице так исповедую: Бог есть един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын и Святый Дух; но не три Бога, а един есть Бог, в трех Ипостасех познаваемый.— В Сей Пресвятой Троице ничто же есть первое, ничто же последнее. Отец, Сын и Святый Дух — равны суть и соприсносущны.— Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый.— Безначален Отец, безначален Сын, безначален Дух Святый. Но ина есть Отчая, Сыновняя и Духа Святого Ипостась. Отец не рожден, Сын рожден, Дух Святый исходящ.— Равно спроси кто о лице Господа и Спасителя, не станешь ждать, а тотчас скажешь: Единородный Сын Божий, един Сый Святые Троицы, благоволил воплотиться и принять в свою Ипостась человеческое естество, из души и тела состоящее.— И есть потому истинный Бог и истинный человек;— два естества в едином лице Сына Божия соединенные неслитно, нераздельно и неизменно.
Так и всякий другой догмат — ясно и определительно исповедуешь и изложишь в утешение и назидание верующему, в утверждение и вразумление колеблющегося и сомнящегося. Тогда свет ведения Божия все более и более расширился бы среди нас,— и все бы мы ходили в сем свете, как среди дня.— Тогда не смел бы показаться в среду нашу ни невер какой-либо, ни раскольник. Как нетопырей ослепляет свет дневной, так ослеплял бы их свет ведения Христианского, разливающийся в кругу нас.— И уст своих не смел бы таковый открыть тогда, боясь сильного и основательного обличения.
Поревнуем, братие, дойти до этого, молясь Господу, да пошлет Он нам свет Свой и истину Свою,— и да научит нас в свете лица Его ходить и о имени Его радоваться во веки.— Аминь.
4 октября, 1864 г.
В неделю 17-ю, в соборе Владимирском
Публикуется по изд.:
св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 80-82
Один ответ
Аминь.