Как неумеющему читать можно успеть в уяснении догматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому
св. Феофан Затворник
Хочу и ныне продолжать слово о том же, о чем беседовал к вам прошедший раз,— именно — об уяснении и утверждении познания нашего о предметах святой веры нашей, или познания о Боге и вещах Божественных.— Умеющий читать, говорил я, изучай веру при помощи катехизиса, или чрез чтение других благочестивых книг.— А неумеющий читать, скажу теперь, умножай, уясняй и утверждай свои познания о вере посредством слуха.— Слушай, внимай, размышляй и поучайся,— именно — здесь, в храме Божием.
Я уже не раз говорил, и еще повторю,— что наши храмы с своим многознаменательным устройством, с своим благолепным и глубоко-таинственным Богослужением — суть воистину училища премудрости Божественной,— всеобъятной, изъясняющей — и нынешнеее и грядущее, и наше и всего мира состояние и действование.— Возьми ты — всенощную.— Она представляет нам все течение миробытия от начала до пришествия в мир Христа Спасителя,— представляет, как из мрака ничтожества все возведено было к бытию и прекрасно устроено, как прародители введены в рай сладости и в обладание всем, как наместники Божий на земле,— как по горьком падении померкло счастие их и благосостояние всех вещей,— как Господь, не осудив их в конец, обетовал им восстановление чрез семя жены,— как потом непрерывно поддерживал чрез прообразы и пророчества сие сладкое упование спасения, которое с приближением времени Его пришествия все становилось яснее и определеннее, пока явилось в полном свете, и само небо призвало к славословию показавшего сей свет — в Ангельской песни: слава в вышних Богу.— Возьми ты Божественную литургию:— она представляет всю земную жизнь Господа и Спасителя нашего с Его рождением, возрастанием, исходом на проповедь, страданием, воскресением и вознесением на небо. А в этом не все ли, в лицах и действиях, изображается дивное домостроительство нашего спасения?! Между тем здесь не только это общее, но и всякая вещь, и всякое действие, и всякая песнь и слово имеют свою мысль, и свое предлагают учение истины:— только внимай и умудришься! Возьми самое простое слово: Господи, помилуй!— Посмотри, на какие трогательные наводит оно мысли!— Кого наказывают, тот чувствует боль и, желая прекращения ее, кричит к наказующему его: помилуй. И мы все за преслушание заповеди несем наказание скорбного пребывания на земле и, желая облегчить его, к Господу, праведно наказующему нас, взываем: Господи, помилуй!— Кому готовится казнь, тот обращаясь к судье своему вопиет: помилуй!— За грехи наши и нам готовится казнь вечного осуждения в огне.— Страшась сей горькой участи и желая избыть ее, и мы умоляем милосердого Господа: Господи, помилуй!— Кто погряз в тину, или утопает в воде, или окружен врагами, тот, обращаясь туда и сюда, ко всякому кричит: помилуй, помилуй!— В тине грехов погрязаем и мы, волны моря житейского борят нас и враги во множестве окружают нас, пожрати нас хотя;— почему, ниоткуда помощи не чая, к Единому Господу взываем: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Вот одно слово сколько мыслей дает! Но таково и всякое слово и всякое действие Богослужения нашего. А о том уже и не говори, сколько святых истин содержит всякий Апостол и всякое Евангелие, читаемые на литургии. Тут — стань размышлять,— и конца не дождешь течению мыслей твоих и открыванию тайн, которые будут разверзаться в уме твоем.
Таково-то наше Богослужение!— Итак, ходи на него неопустительно,— слушай, внимай, размышляй о том, что поется, читается и действуется в продолжение его,— и будешь все более и более умудряться во спасение в Боговедении.— Бывают же такие, кои, не умея читать, а только поучаясь в том, что предлагает святое Богослужение, до того умудряются, что ясно и определительно могут объяснить всякую истину святой веры нашей к немалому назиданию слушающих.— Сим и поревнуйте.—
Сие же все предлагаю вам ради того, чтоб возбудить ревность вашу — самим, своим личным трудом доходить до точного познания догматов веры и правил жизни.— Не все ждать, пока придет кто, да научит.— Сам возбуди вопрос, и сам найди ему решение, посредством ли чтения и размышления, или посредством беседы с кем. Действуя так, необоримую крепость ума стяжешь и явишься сильным поборником истины. Тогда, как усыпленною и невнимательною содержа мысль свою, будешь все более и более ослаблять ум свой, который уже не в силах будет устоять против всякого возникающего внутри недоумения, и всякого слышимого совне сомнения.—
Всяко однако ж ведайте, что не в одной крепости ума — сила. В злохудожну душу, говорит Премудрый, не внидет премудрость. Попекитесь же сделать душу свою доброхудожною. Благонравие соделывает душу не только сосудом, пригодным к содержанию небесной мудрости; но и пространным вместилищем, в которое сама собою течет и теснится сия мудрость. Господь не сокрыл своей мудрости в себе. Она явлена Им в устроении всего окружающего нас,— и непрестанно является в устроении участи каждого из нас и всего рода нашего, и всего, что благословил Он учредить ради нас. Мудрость Божественная движется вокруг нас и в нас, и коль скоро душа наша доброхудожна, втекает в нее, дается ей сама и исполняет ее.— Да и Сам Господь — источник всякой мудрости и всякого ведения — всюду есть и все исполняет, исключая душ нечистых. Коль же скоро душа чиста и украшена благонравием, Он, посещая ее и с Собою принося выну приседящую Ему премудрость, исполняет ее всяким светом ведения и разума духовного.
Вот вам благонадежный путь к просвещению разума! Он же есть и путь спасения! Ибо и спасение чем стяжается?— Содержи разумно догматы веры и сердце возымей доброе, под действием благодати чрез Таинства и под таинственным наитствованием душ чрез святое Богослужение.— В светском просвещении не так.— Там знание может идти отдельно от настроения сердца; в духовном же образовании они идут рука об руку, и, одно другим поддерживаясь, растут и приходят в силу вместе.— Здесь знание с благонравием, и то и другое со вкусом духовным вместе развивается,— и надлежащее приемлют образование в духе нашем.
В сем-то чине и да дарует вам Господь духа премудрости и откровение в познание Его — и просвещенна очеса сердца вашего (Еф. 1:17),— да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. 3:19). Аминь.
11 октября, 1864 г.
В неделю 18-ю
Во Владимирском соборе
Публикуется по изд.:
св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 83-85