Search

Слово в неделю сыропустную

св. Филарет Московский

Облецытеся Господем нашим Иисус Христом,
и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:14).

Сие наставление Апостола провозглашено ныне среди церкви: следственно, предложено нашему вниманию, уразумению и деятельному исполнению…

Благочестивая печаль не враждебна благочестивой радости, и даже сама раждает ее, как сие испытал и исповедал пред Богом Пророк: по множеству болезней моих в сердце моем утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19). Но дабы печаль, яже по Бозе, которая, как сказует Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7:10), возымела в человеке полное действие, и принесла плод, – для сего должен он предаться сей печали полным сердцем, и не расстраивать ее действия постороннею радостию, даже и благочестивою. Сего требует закон единства, который имеет великую силу как в природе, так и в делах человеческих, и особенно духовных. Едино есть на потребу (Лк. X. 42). Не можете двема работати (Мф. 6:24). Царство раздельшееся на ся не станет (Мф. 12:25). Человек потолику живет и действует на земли, поколику пребывает в единстве его душа и тело и существенные части состава телесного. Он достигает полного успеха и совершенства только в том деле, на которое одно устремлено все его внимание, мысль и воля. Разделяясь мыслями и желаниями на разные предметы, он не может не колеблясь идти к цели, подобно храмлющему на оба колена.

Благотворному закону единства подчиняет нас, а от опасной раздельности предостерегает, и слышанное ныне Апостольское наставление. Оно, как единственный предмет, который бы наполнял и обнимал наши способности, мысли, желания, деятельность, предлагает Господа нашего Иисуса Христа: облецытеся Господем нашим Иисус Христом; и возбраняет рассеваться мыслями и желаниями по предметам чувственного мира: плоти угодия не творите в похоти.

Чтобы верно воспользоваться сим наставлением Апостола, – должно приметить в оном определенность мысли и точность выражения. Он не говорит: не делайте ничего угодного плоти, не прилагайте о ней никакого попечения, совсем не обращайте на нее внимания. По естеству, как он же говорит в другом месте, никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5:29). Плоть, или иначе, тело, с его чувствами, силами, членами, по назначению Создателя, есть орудие или слуга души. Работающему орудием надобно пещись, чтобы орудие было исправно. Господину надобно пещись, чтобы слуга имел силу и способность делать дело, на него возлагаемое. Так, человеку надобно пещись о своем теле. Но говорит Апостол: плотоугодия не творите в похоти, не делайте плоти такого угождения, которого требуют не природа и рассудок, а пожелания чувственные, неуправленные разумом, прихотливые , страстные , необузданные , преобладающие. Потому что в сем случае плоть становится не только непокоривым слугою души, но даже властелином над нею, ее поработителем и мучителем.

Употребляй пищу и питие по требованию голода и жажды, для поддержания жизни, сил, здоровья: сего требует природа; сего не возбраняет закон; сего не отвергает здравое учение. Если и избранную пищу употребишь в праздник, в день радости, с благодарением Богу, дающему нам вся обильно в наслаждение (1 Тим. 6:17): и в сем оправдает тебя притча, на трапезе благовременного веселия предлагающая тельца упитанного (Лк. 15:23). Но дабы в след за естественным услаждением вкуса не подкралась похоть, а за нею неумеренность, объядение, пиянство, сладострастие, – для сего и обыкновенное благоразумие советует, и врачебная наука вразумляет, и правило духовной опытной мудрости повелевает, вообще – отсекать нечто от количества пищи, требуемого чувственным пожеланием, особенно же в некоторые времена и количество пищи уменьшать, и качество ее изменять, отлагать утучняющее, и согревающее, и употреблять легкое и прохлаждающее. Закон духовный предписывает употреблять пост, как оружие для отражения похотей плоти, давать пост и молитву, как крила, духу, для возвышения его к Богу. Впрочем, правило церковное, строгое против похоти, снисходительное к немощи, требует поста, и осуждает непостящегося, кроме препятствия от немощи телесные (прав. Апост. 69), следственно, позволяет облегчение поста, ради немощи телесные ; и весьма справедливо; потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть, укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе.

Подобно сему и в-отношении к одежде и жилищу, к действованию и отдохновению, к занятиям приятным и удовольствиям чувств, закон духа для плоти заключается в том, чтобы умеренно удовлетворять естественным ее требованиям, рассудительно снисходить к ее немощам, и притом не оскорблять достоинства духа и нравственного чувства, не противоречить намерениям Творца природы в дарах Его, не раболепствовать страстям и похотям. Плоти угодия не творите в похоти.

Если пред чистым зеркалом закона духовного поставим нашу действительную жизнь: как неблагообразны должны показаться многие дела, которыми многие не смущаются, а иные даже хвалятся!

Учащаемые пиршества без праздника, – ежедневные увеселения без случаев к веселию, – забавы, берущие более времени, и причиняющие более утомления, нежели труды, – зрелища, пред которыми скромность должна бы закрыть глаза, – песни, от которых целомудрие должно заградить слух, – и мало ли что можно было бы еще указать, в чем обличается угодие плоти в похоти, уже переставшее бояться обличения?

Странным показалось бы слово, которое прямо указало бы на некоторые странности, по прихоти людей сделавшиеся обыкновенными. – Не довольствуясь пристрастным угодием плоти, которому дает некоторый повод природа (как например, из потребности пищи и пития заимствует себе повод неумеренность в пище и питии), – они изобрели угодия плоти, мимо намерений природы; образовали у себя вкусы, которых естественное чувство не знало, и к удовлетворению их приспособили потребности, которыми природа не думала их обременять, и как в неестественном должно быть более зла, нежели в естественном, то мимо природы вымышленная прихоть предавшихся ей порабощает привычкою с большею жестокостию, нежели невоздержание в пище.

Может быть, скажут: стоит ли труда восставать против угождения плоти, хотя и с страстию соединенного, которое никому вреда не делает? – Не смущаюсь от сего упрека: потому что его делают не мне одному, но прежде меня святому Апостолу Павлу, который написал: плоти угодия не творите в похоти.

Для усмотрения, – что Апостол, проповедуя против угождения плоти в похоти, не об мелочах заботился, но предупреждал зло, не страшное в-начале, пагубное в-последствии, – довольно представить один пример из Св. Писания. Пророк Исаия говорит иудеям, что они – на краю погибели: разшири ад душу свою, и разверзе уста своя. От чего это? Как дошли до сего иудеи? Выслушайте объяснение Пророка! С гусльми бо и певницами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают, и дел руку Его не помышляют (Ис. 5:12–14). Необузданное плотоугодие довело их до забвения Бога: а удаляющиеся от Бога куда идут, если не к аду? И ад расширяет душу свою и разверзает уста своя, чтобы поглотить их.

Благодарение Апостолу Христову, который не только старается не допустить нас до сей опасности увещанием, но и показывает вернейшее средство и надежнейшую помощь к нашему охранению от оной. Облецытеся, говорит, Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти. Подвизайтесь исполнять первую часть сего наставления: и в сем найдете средство и помощь к удобнейшему исполнению второй.

Облеки во Христа твой ум посредством поучения в слове Его, и благоговейных о Нем помышлений, – твое сердце посредством веры в Него и молитвы и любви к Нему, – твою волю посредством послушания заповедям Его, – твою жизнь посредством подражания примеру жития Его: и твой дух облечется силою духа Его, к низложению мятежной силы плоти, к восполнению естественной немощи плоти.

Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.

Помяни Христа в яслях, на соломе: и ты устыдишься твоего мягкого одра.

Помяни Христа обнажаемого и облекаемого в одежду поругания: и для тебя не желательна будет изящная одежда.

Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.

Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, колена изнемогоста от поста (Пс. 108:24): и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества.

Приимите в сердце ваше Христа страждущего и умирающего на кресте: и умертвятся уды ваша, яже на земли (Кол. 3:5) и не дерзнут ожить страсти и похоти.

Святителю Отче Алексие! Как отец начинающему обмогаться от болезни сыну помогает облещись в одежду здравых: так и Ты нам, от немощей и болезней греховных возмощи желающим, силою молитв Твоих и данные Тебе благодати, помози облещися Господем нашим Иисус Христом, да в Нем ходим, и дойдем туда, где Ты со Христом живеши во веки. Аминь.

Публикуется по изд.:

св. Филарет Московский. Слово в неделю сыропустную и на память Святителя Алексия. 1852 г. // Творения. Слова и речи в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 144-149

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.