Сейчас – сегодня, завтра – в Белоруссии, а значит и в России, настало время роковой борьбы. Кому-то суждено погибнуть, и при любом повороте событий суждено погибнуть самому этому государству: «Белоруссия».
Гибель целого государства – грозное событие, значительное событие, а в настоящем случае это еще и страшное злодеяние. Два или три дня, смотря по ситуации, и Ниневия будет разрушена. Если грех убить человека, то каков грех на убийце государства?
Нас, христиан, тоже словно какая-то сила влечет к участию в этой борьбе. Любопытство, вера в собственные силы и, лишь отчасти, совесть понуждают принять участие в этом историческом событии. Но как?
Должны ли мы помочь А.Г. Лукашенко или нет? Должны ли оправдать жестокие действия милиции или дерзкие выступления демонстрантов? Привычно, как принято у некоторых церковных деятелей, призвать к сохранению мира, которого уже нет? Устраниться и не мешать совершиться тому, что суждено?
Сегодня все, даже самое глубокое равнодушие, становится формой участия. Поэтому нам так трудно выполнить свою задачу и остаться христианами. Нам, христианам, однако предписано не участвовать в делах мира. Нам предписано понять время, судить о событиях, и тогда мы будем действовать, но не смешиваться с миром.
Призрачное государство
С пониманием как раз большие затруднения, и отчасти они имеют действительные причины. Дело в том, что вся ситуация вокруг Белоруссии – это одна большая ложь, завернутая в несколько слоев обмана и полуправды. Объективной картины быть не может даже на видео и фото, потому что сама действительность является ложной. Ложной ее делает то, что люди не понимают, что делают, и не слушают никаких объяснений.
Протестуют рабочие, заводы которых при смене режима будут моментально закрыты. Услышав это, ты понимаешь, что пробраться к твердой действительности невозможно.
На иррациональные требования протестующих не может рационального ответа. Чтобы их удовлетворить, Лукашенко должен развеяться в воздухе, исчезнуть, никого при этом не задев.
Но иррационален и сам малый порядок, существующий в Белоруссии. Все это происходит в вымышленном и дважды вымышленном государстве. Первый раз Белоруссия была придумана как националистическая утопия несуществующего народа. Второй раз – уже силой политической воли Лукашенко – Беларусь изобретена как фантастический форпост вымышленной будущей России и якобы остаток Советского союза.
В этом многократно вымышленном государстве существует демократия – великая ложь нашего времени, с присущей демократии процедурой выборов, которая чужда человеку долга и чести. Но вот ведь на тебе! и эта великая ложь также сфальсифицирована к возмущению обманывающих себя избирателей.
Мир в Белоруссии был основан не на насилии, а на общественном договоре. Долгие годы действовал неформальный, но очень прочный пакт: Лукашенко правит и обеспечивает мир в обществе и относительный достаток. Этот договор, оплачиваемый Россией еще со времен Ельцина, сейчас хотят объявить небывшим. Но такой договор непросто расторгнуть, потому что это тоже структура сознания, идеологический продукт, закон души нового человека. Разорвать малый порядок – это значит убить человека, его создавшего, и родить еще более нового.
Таковы условия задачи, а где же объяснение?
Российские СМИ, как могу судить, с некоторой симпатией описывают протесты, а Лукашенко рисуют как нечестного партнера России, обманувшего надежды на объединение двух государств. Российские политологи оправдывают действия Лукашенко. Они рисуют свою программу действий, рассуждают с точки зрения выгоды для России. В этом отношении Лукашенко выглядит как меньшее зло. Пусть не в союзе с Россией, но хотя бы не с Западом…
Утилитарная мораль нам ничего не открывает. К чему эти оправдания? Они не служат общественному миру, а только компромиссу. Патологическое сознание неудержимо влечет к примирению с властью или революционерами. Пробиться к независимой истине невозможно. Больше всего на независимую истину походит предполагаемое вторжение извне. Случись оно, аналогия с судом Божиим над Белоруссией будет полной.
Как хотите, но речь тут идет только не о выгоде. Проиграют все, и все это должны знать. Людьми движут иррациональные чувства, то есть собственно такие, за которыми не стоит разум и расчет.
Люди с житейским опытом знают, чем все кончится. Скажем, до меня донеслось эхо свержения Хрущева в 1964 году. Далее, уже почти отчетливо, я помню чешские события, затем совершенно отчетливо – польские, потом 1991-й, 1993-й год и Белый дом в огне. Наконец, Майдан первый и второй, Болотные протесты… Но это всего лишь опыт и примеры. Они лишают надежды на что-то новое и лучшее таких стариков, как я, людей эпохи телевизора, но объяснения нет и у нас.
Оправдание той или иной стороны ничего не дает. Нужно не это. Нужно во всей этой смуте найти хоть что-то истинное. Практически приспособиться к революции тоже не получится, такое приспособление добавляет еще один толстый слой лжи. Например, программа бездействия ничем не хуже любого плана действий в такой ситуации.
Итак, объяснения безумству власти и протестующих нет. В лицах правителей и протестующих ничего нельзя увидеть, как нельзя узнать, что в душе Поклонской, Трампа и т.п. Что они думают и чувствуют на самом деле? За всемогущей фикцией трудно или невозможно разглядеть хоть одного человека во власти или в толпе. А человек-то все же есть.
Всемогущество
Итак, одна сила борется с другой и обе силы иррациональны. Но мы здесь анализируем не структуры власти, а структуры сознания. Сегодня нет собственно власти, которая была бы отражением Божественной власти над миром, душой и Церковью. Нет, в Белоруссии, США и России борются не власть и общество, а разные аватары всемогущества, мнимого всемогущества правителя, народа, частного человека. Отсюда такая острота момента: всемогущим может быть кто-то один, и если Божественная власть отвергнута, то борьба за это единственное место будет смертельной.
Но в чем тут правда, в чем точка приземления? Правда в том, что на самом деле человек безвластен. Только Бог всемогущ. Поэтому борются не власти, а мнимости, существующие только в больном сознании. Это сознание нельзя исцелить, хотя и можно призвать к покаянию.
А.Г. Лукашенко своим существованием говорит правду о том, что в современных государствах по всему миру правит не народ, а человек или группа людей. Поэтому нет и не может быть равенства, все не могут властвовать, что бы там не было записано в конституции. Так всюду, но Лукашенко показывает это явно, и это невыносимо раздражает.
Современный человек не знает, как все обстоит на самом деле. Он не знает, как устроен мир, что есть порядок, а что беспорядок. Он верит в миф народовластия, равенства и всеобщих справедливых выборов. И он всеми силами ненавидит того, кто, хотя бы бессознательно, разрушает эти мифы. Вот поэтому демонстранты разрушают малый порядок, но покушаются-то они на большой, Божественный.
Упорно ничего не менять
Итак, можно добиваться, чтобы мифы стали действительностью. Это будет настоящая идеологическая революция типа американской 2020 года, или как в Белоруссии. Либо нам остается ничего не менять, упорно и тяжело оставаться на месте. Но это работа, а люди хотят отдохнуть, развлечься. Неслучайно, мы постоянно слышим об усталости от Лукашенко, что он «надоел» и т.п.
У нас, христиан, нет средств для участия в событиях. И очень жаль, если они у нас все-таки есть.
Мы не можем участвовать в фикции выборов, мы не можем участвовать в массовых акциях поддержки и протеста. Это значило бы отказаться от Богом данного разума. Наша работа состоит в том, чтобы видеть, как дела обстоят на самом деле.
В этом отношении роль христианина сходна с ролью пророка, который ходил по городу и говорил: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» С той только разницей, что сегодня не надо что-либо говорить: события сами говорят за себя громче любого отдельного голоса. Сами события в их тотальной лжи судятся на глазах у всех, кто способен видеть.
Я сказал в начале, что события в Белоруссии грозные и значительные. На наших глазах гибнет плохая копия миропорядка. Гибнет и уже погиб порядок в душе, в слишком многих душах.
Возможно, это и значит, что злодеяния людей дошли до слуха Господа.
4 Responses
“Христианин! не употребляй во зло долготерпения Божественного, иначе ты собираешь «себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5), который «не приидет с усмотрением», но тогда, как ты мнишь иметь «мир и утверждение»” св. Иннокентий Борисов из проповедей
Это Суд Божий над Лукашенко, отрекшимся от исторической России. Это суд и над безумием безумной и тупой толпы, в пьяной радости восстания уничтожающей свое будущее. Но это и суд над нами. Каемся ли за 1989 год, когда с радостным интересом наблюдали, вместо того, чтобы молить Бога и плакать? И сейчас реакция кающихся во всех митингах, майданах и революциях Христиан – только плач перед Богом.
Спасибо за точную характеристику происходящего.