Search

Содержание патологического сознания. Концепты

В патологическом сознании мы обнаруживаем факты (концепты) и процессы.

Мы дали определение патологического сознания, описали его устройство, мотивы и свойства. Далее будет естественным обратиться к содержательной стороне ПС.

Определение

В ПС мы обнаруживаем 1) факты и 2) процессы, которые вместе составляют весь обозримый для нас внутренний пейзаж ПС.

Содержание патологического сознания
Картина Пауля Клее.

ПС мыслит то одно, то другое, без всякого порядка, но эти мысли, в свою очередь, владеют ПС, хотя эта власть и особого рода. ПС управляет и управляемо, отсюда понятно типичное для ПС помешательство на теме управления сознанием.

Мысль ПС – ложная, потому что сообщает ложь о действительности, говорит то, чего на самом деле нет. ПС не отвечает на страшные вопросы, не смотрит на реальность честно, не идет к реальности за проверкой своих мыслей.

Напротив, ПС закрывает от себя целые области реальности и делает это для своей пользы и для развлечения.

Мысль ПС ложная еще и потому, что это не мысль вообще, а только притворяется таковой.

Обращаясь вовне, к реальности, ПС противоречит само себе и становится чрезмерно богатым, потому что содержит и ложь, и истину (истину во лжи). ПС черпает свое содержание из своеобразной игры с реальностью, когда факты и процессы сознания служат не проявлением разумной воли, а прикрытием воли неразумной.

За счет этого ПС фальсифицирует все, к чему прикоснется, и поступает соответственно тому, что ложно помыслило и ложно ощутило.

ПС реагирует на стресс, о котором мы говорили выше:

  1. практически – через компромисс или агрессию,
  2. интеллектуально– через иррационализм,
  3. а нравственно– через аморализм.

Отсюда вытекает вся пестрая и, в то же время, однообразная продукция ПС. Со стороны содержания ПС предстает перед нами как духовно-рациональный континуум (термин Л. Леви-Брюля), где ничто не находится вместе и ничто по-настоящему не разделено.

Свои мысли ПС излагает на патологическом языке, так как на разумном языке их изложить невозможно. Таким образом, патологическое говорение служит безошибочным симптомом духовной болезни.

Концепты и процессы рождаются каждый раз заново, но всегда в готовом, штампованном виде, готовом к употреблению и вне пользы не имеющем никакого смысла. Процессы ПС идут как по рельсам, проложенным идеологами.

Функции

Процессы и факты исполняют важную функцию в ПС. Это магические, то есть ложные и мнимые посредники между правдой и ложью, между Богом и человеком, между христианином и новым человеком. В этом смысле ПС есть средство коммуникации.

Факты и процессы ПС призваны работать, приносить реальную, желательно – измеримую, выгоду носителю ПС. Для гностика польза важна как точка опоры в непостижимом и текучем (для него) мире.

«Концепты», или Факты патологического сознания

Факты патологического сознания я буду называть «концептами», чтобы отличить их от идей и мыслей.

Концепты – это продукты смешения понятий, ложное общее, универсалии патологического сознания, атомы глупости. Они служат универсальным символическим языком Нового времени, который понятен без перевода тем, кто болен одними и теми же духовными болезнями.

Образование концептов

Когда мы говорим о концептах, то ведем речь об особого рода сознательных заблуждениях ума, возникающих при религиозном обращении человека к самому себе, то есть к управляющей части сознания.

Концепты возникают как бы ниоткуда, всегда как только единичные мысли. Концепты каждый раз рождаются в голове заново. Каждая новая мысль – отдельный концепт. Поэтому концептов неопределенно много.

Каждое новое употребление мифа «София», хотя бы и одним и тем же автором – это новый миф.

В то же время концепты утомительно повторяются у разных людей, больных одними и теми же духовными болезнями. Носитель ПС ошибается каждый раз и всегда одинаковым образом. Объяснение этого противоречия между оригинальностью и стереотипностью следует искать в раздвоенности ПС.

Концепты обозначают результаты ложного познания человеком своей природы. Концепты осмысливают процессы ПС. Например, связь по смежности (разные вещи лежат рядом) осмысливается в пустом концепте «связь».

Концепты возникают в сознании как «моментальные боги», которым больное сознание совершает внутреннее идолослужение. Это своего рода галлюцинации, возникающие в сознании, которое испытывает стресс. Концепты внезапно овладевают душой, заменяют человеку ум, и исчезают. Поэтому в отличие от разумных мыслей, концепты существуют не отдельно друг от друга, а кучей в одном духовном континууме. Они в прямом смысле непостижимы, как уникальные случайные ошибки мысли и их соединения.

В ПС всегда возникают только мнения, и даже истина присутствует в нем как одно из мнений. В ПС верные и ложные мнения одинаково образуются через смешение, то есть неправое объединение и неправое разделение.

У описываемого нами смешения есть свои мотивы, внутренние качества, которые делают концепт – концептом. О двух существенных мы несколько раз говорили. Концепты – это неверные, уклончивые, несерьезные ответы на основные вопросы бытия, о которых носитель ПС вспоминает в состоянии стресса. Но есть и другие многочисленные мотивы, порождающие концепты. В целом их можно охарактеризовать как светские мистические мотивы, то есть, собственно, магические.

Из сказанного вытекает, что носитель ПС не единомыслен даже с самим собой, отлучен от общего ума, изъят из цепи человеческих интеллектуальных влияний, из череды ответов на страшные вопросы внутри истории. С этой стороны концепты – это символические верования, где символы имеют произвольное значение, а не условное или по природе.

Внутри демонически замкнутого сознания «концепты» выполняют роль методов, то есть объясняют сами себя. Концепт рождается, уже снабженный методом истолкования. Авторитетное понимание сразу заложено в мысли и высказывании.

Содержание патологического сознания
Институт марксизма-ленинизма за монументом Свободы. Москва, 1930. Источник фото.

Собственно это означает, что концепты рождаются в раздвоенном сознании и отражают деление общества на управляемых и управляющих. Управляющая часть сознания порождает концепты в душе нового человека, в развращенном обществе они рождаются у авторитетных авторов и в авторитетных сочинениях, дают особую власть над умами и приобретают эту власть, становясь модными, начинают свое социальное бытование, где соревнуются с другими концептами за власть. Отдельная тема – концепты специально разрабатываемые в мозговых центрах, как, например, Институт марксизма-ленинизма (концепты: «марксизм-ленинизм», «научный коммунизм») или Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (концепты «экуменизм», «мирология»).

Концепты как часть реальности

Концепты символизируют разрыв человека с реальностью: человек их мыслит и считает себя свободным поступать как хочет. В этом главная польза и удобство, создаваемое концептами. С этой стороны концепты – это жизненные позиции, мысль, ставшая делом.

Любой концепт имеет две стороны: он сообщает ложное знание, но также и осуществляет то, о чем трактует. На разумном языке трудно объяснить, как это происходит. Зато можно непосредственно это зафиксировать.

Концепт «общее» есть не только ложное понятие об общем, но оно еще и приобщает к этому «общему».

Разговор о «свободе» – это не просто речь, а в каком-то смысле сама свобода, даже если свобода толкуется как несвобода.

Само порождение концепта «личность» делает человека личностью в большей мере, чем до разговора, связывает личность с личностями.

Если идет патологический разговор об антиномии (см. сочинения о. Павла Флоренского или Вл. Лосского), то само слово «антиномия» сочетает несочетаемое, а не является отдельным и непротиворечивым понятием, каким оно является в разумном сознании и в разумной речи.

Разговоры о коммунизме приближают и даже в каком-то смысле осуществляют коммунизм.

Концепт «всеобщего спасения»: неопределенный и, скорее, негативный. Он просто отрицает всякие различия в пакибытии. Но зато сколько всего «полезного» и «приятного» совершают такие разговоры! Участники разговора становятся причастниками чего-то всеобщего, а в ПС это всегда вызывает положительные эмоции. Они приобщаются чему-то неопределенно «спасительному»: то есть не спасительному в прямом религиозном смысле, но все же хорошему, желаемому, поднимающему настроение, избавляющему на время от напряжения.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Бог говорит человеку

Богообщение тоже происходит через слово, через прямое Откровение в Священном Писании.

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.