Мы дали определение патологического сознания, описали его устройство, мотивы и свойства. Далее будет естественным обратиться к содержательной стороне ПС.
Определение
В ПС мы обнаруживаем 1) факты и 2) процессы, которые вместе составляют весь обозримый для нас внутренний пейзаж ПС.
ПС мыслит то одно, то другое, без всякого порядка, но эти мысли, в свою очередь, владеют ПС, хотя эта власть и особого рода. ПС управляет и управляемо, отсюда понятно типичное для ПС помешательство на теме управления сознанием.
Мысль ПС – ложная, потому что сообщает ложь о действительности, говорит то, чего на самом деле нет. ПС не отвечает на страшные вопросы, не смотрит на реальность честно, не идет к реальности за проверкой своих мыслей.
Напротив, ПС закрывает от себя целые области реальности и делает это для своей пользы и для развлечения.
Мысль ПС ложная еще и потому, что это не мысль вообще, а только притворяется таковой.
Обращаясь вовне, к реальности, ПС противоречит само себе и становится чрезмерно богатым, потому что содержит и ложь, и истину (истину во лжи). ПС черпает свое содержание из своеобразной игры с реальностью, когда факты и процессы сознания служат не проявлением разумной воли, а прикрытием воли неразумной.
За счет этого ПС фальсифицирует все, к чему прикоснется, и поступает соответственно тому, что ложно помыслило и ложно ощутило.
ПС реагирует на стресс, о котором мы говорили выше:
- практически – через компромисс или агрессию,
- интеллектуально– через иррационализм,
- а нравственно– через аморализм.
Отсюда вытекает вся пестрая и, в то же время, однообразная продукция ПС. Со стороны содержания ПС предстает перед нами как духовно-рациональный континуум (термин Л. Леви-Брюля), где ничто не находится вместе и ничто по-настоящему не разделено.
Свои мысли ПС излагает на патологическом языке, так как на разумном языке их изложить невозможно. Таким образом, патологическое говорение служит безошибочным симптомом духовной болезни.
Концепты и процессы рождаются каждый раз заново, но всегда в готовом, штампованном виде, готовом к употреблению и вне пользы не имеющем никакого смысла. Процессы ПС идут как по рельсам, проложенным идеологами.
Функции
Процессы и факты исполняют важную функцию в ПС. Это магические, то есть ложные и мнимые посредники между правдой и ложью, между Богом и человеком, между христианином и новым человеком. В этом смысле ПС есть средство коммуникации.
Факты и процессы ПС призваны работать, приносить реальную, желательно – измеримую, выгоду носителю ПС. Для гностика польза важна как точка опоры в непостижимом и текучем (для него) мире.
«Концепты», или Факты патологического сознания
Факты патологического сознания я буду называть «концептами», чтобы отличить их от идей и мыслей.
Концепты – это продукты смешения понятий, ложное общее, универсалии патологического сознания, атомы глупости. Они служат универсальным символическим языком Нового времени, который понятен без перевода тем, кто болен одними и теми же духовными болезнями.
Образование концептов
Когда мы говорим о концептах, то ведем речь об особого рода сознательных заблуждениях ума, возникающих при религиозном обращении человека к самому себе, то есть к управляющей части сознания.
Концепты возникают как бы ниоткуда, всегда как только единичные мысли. Концепты каждый раз рождаются в голове заново. Каждая новая мысль – отдельный концепт. Поэтому концептов неопределенно много.
Каждое новое употребление мифа «София», хотя бы и одним и тем же автором – это новый миф.
В то же время концепты утомительно повторяются у разных людей, больных одними и теми же духовными болезнями. Носитель ПС ошибается каждый раз и всегда одинаковым образом. Объяснение этого противоречия между оригинальностью и стереотипностью следует искать в раздвоенности ПС.
Концепты обозначают результаты ложного познания человеком своей природы. Концепты осмысливают процессы ПС. Например, связь по смежности (разные вещи лежат рядом) осмысливается в пустом концепте «связь».
Концепты возникают в сознании как «моментальные боги», которым больное сознание совершает внутреннее идолослужение. Это своего рода галлюцинации, возникающие в сознании, которое испытывает стресс. Концепты внезапно овладевают душой, заменяют человеку ум, и исчезают. Поэтому в отличие от разумных мыслей, концепты существуют не отдельно друг от друга, а кучей в одном духовном континууме. Они в прямом смысле непостижимы, как уникальные случайные ошибки мысли и их соединения.
В ПС всегда возникают только мнения, и даже истина присутствует в нем как одно из мнений. В ПС верные и ложные мнения одинаково образуются через смешение, то есть неправое объединение и неправое разделение.
У описываемого нами смешения есть свои мотивы, внутренние качества, которые делают концепт – концептом. О двух существенных мы несколько раз говорили. Концепты – это неверные, уклончивые, несерьезные ответы на основные вопросы бытия, о которых носитель ПС вспоминает в состоянии стресса. Но есть и другие многочисленные мотивы, порождающие концепты. В целом их можно охарактеризовать как светские мистические мотивы, то есть, собственно, магические.
Из сказанного вытекает, что носитель ПС не единомыслен даже с самим собой, отлучен от общего ума, изъят из цепи человеческих интеллектуальных влияний, из череды ответов на страшные вопросы внутри истории. С этой стороны концепты – это символические верования, где символы имеют произвольное значение, а не условное или по природе.
Внутри демонически замкнутого сознания «концепты» выполняют роль методов, то есть объясняют сами себя. Концепт рождается, уже снабженный методом истолкования. Авторитетное понимание сразу заложено в мысли и высказывании.
Собственно это означает, что концепты рождаются в раздвоенном сознании и отражают деление общества на управляемых и управляющих. Управляющая часть сознания порождает концепты в душе нового человека, в развращенном обществе они рождаются у авторитетных авторов и в авторитетных сочинениях, дают особую власть над умами и приобретают эту власть, становясь модными, начинают свое социальное бытование, где соревнуются с другими концептами за власть. Отдельная тема – концепты специально разрабатываемые в мозговых центрах, как, например, Институт марксизма-ленинизма (концепты: «марксизм-ленинизм», «научный коммунизм») или Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (концепты «экуменизм», «мирология»).
Концепты как часть реальности
Концепты символизируют разрыв человека с реальностью: человек их мыслит и считает себя свободным поступать как хочет. В этом главная польза и удобство, создаваемое концептами. С этой стороны концепты – это жизненные позиции, мысль, ставшая делом.
Любой концепт имеет две стороны: он сообщает ложное знание, но также и осуществляет то, о чем трактует. На разумном языке трудно объяснить, как это происходит. Зато можно непосредственно это зафиксировать.
Концепт «общее» есть не только ложное понятие об общем, но оно еще и приобщает к этому «общему».
Разговор о «свободе» – это не просто речь, а в каком-то смысле сама свобода, даже если свобода толкуется как несвобода.
Само порождение концепта «личность» делает человека личностью в большей мере, чем до разговора, связывает личность с личностями.
Если идет патологический разговор об антиномии (см. сочинения о. Павла Флоренского или Вл. Лосского), то само слово «антиномия» сочетает несочетаемое, а не является отдельным и непротиворечивым понятием, каким оно является в разумном сознании и в разумной речи.
Разговоры о коммунизме приближают и даже в каком-то смысле осуществляют коммунизм.
Концепт «всеобщего спасения»: неопределенный и, скорее, негативный. Он просто отрицает всякие различия в пакибытии. Но зато сколько всего «полезного» и «приятного» совершают такие разговоры! Участники разговора становятся причастниками чего-то всеобщего, а в ПС это всегда вызывает положительные эмоции. Они приобщаются чему-то неопределенно «спасительному»: то есть не спасительному в прямом религиозном смысле, но все же хорошему, желаемому, поднимающему настроение, избавляющему на время от напряжения.
Следующая глава: Свойства концептов
Один ответ
Да.