(1924–1944) – модернистская эмигрантская организация. Полное название: “Православное Братство во имя святой Софии-Премудрости Божией”.
Б. возникло в России в 1918 г. по инициативе А.В. Карташева. В числе первых членов: В.Н. Бенешевич, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, И.М. Гревс. Возрождено весной 1920 г. и просуществовало в России до осени 1921 г.
Согласно воспоминаниям еп. Кассиана (Безобразова):
По собственному признанию А.В. Карташева, хотя он и был под сильным впечатлением книги о. Павла Флоренского “Столп и Утверждение Истины”, и особенно приведенного в ней иконографического материала, однако с именем Святой Софии он не соединял никакой богословской спекуляции. Он думал о церковном благословении науки и разума. Потому – и только потому -и хотел он поставить свое начинание под знак Премудрости Божией. Весною 1918 года инициаторы Братства посетили Митрополита Петроградского Вениамина и получили его благословение. Таким образом, истоки Братства Св. Софии восходят к Петрограду… Летом того же года к почину петербуржцев были привлечены и московские церковно-общественные круги… В этот момент Братство Св. Софии не получило осуществление в жизни. Оно родилось два года спустя, весной 1920 года, в том же Петрограде. А.В. Карташева уже давно не было в России. Из старой инициативной группы деятельным членом был И.М. Гревс. Бывал, насколько припоминаю, Л.П. Карсавин. Был близок к Братству и Н.О. Лосский, но я не помню его ни на одном собрании. До самой своей смерти, в июле 1920 года, неизменно посещал собрания Братства Б.А. Тураев. Участвовали и некоторые видные Петроградские священники: недавно умерший прот. Н.В. Чепурин и др. Но душою Братства были не они, а бывший преподаватель Петроградской духовной семинарии И.П. Щербов, бывший ректор Олонецкой духовной семинарии прот. Н.К. Чуков (ныне Митрополит Ленинградский Григорий) и бывший доцент Московской Духовной Академии Ф.К. Андреев… Собиралось Братство на квартире Николая Чукова. Меня привлек в Братство… проф. Ю.П. Новицкий. Он тоже был одною из движущих сил Братства… Из сказанного вытекает, что люди были в большинстве новые. Но, рождаясь весною 1920 года, Братство Св. Софии мыслило себя, как осуществление замысла 1918 года. Присутствие в нем людей, как Б.А. Тураев, Л.П. Карсавин и, особенно, И.М. Гревс, наглядно свидетельствовало, что оно было близко к той духовно-культурной среде, которую представлял в предвоенные годы Петербургский Университет.
Чтобы оправдать присвоенное Братству имя, на первом собрании был поставлен доклад Ф.К. Андреева о Софии. Андреев был ближайший ученик и друг о. Павла Флоренского, и доклад его всецело отражал богословскую спекуляцию о. Павла, как она нашла место на страницах его знаменитой книги. Это понимание Софии было явно отлично от того, какое имел А.В. Карташев, когда думал о посвящении Братства православной интеллигенции Премудрости Божией. Но и на жизнь Петроградского Братства 1920-1921 годов настроение Ф.К. Андреева не оказало влияния. Оно не было выражением общего credo. Оно прозвучало одиноко, многим членам было просто чуждо, и в своей жизни Братство к нему больше не возвращалось.
Петроградское Братство Св. Софии 1920-1921 годов оказалось жизнеспособным организмом. Оно собиралось часто. И между членами Братства скоро установилась тесная духовная близость. Собрания начинались с чтения и толкования Евангелия, и во второй своей части были посвящаемы беседе на злободневные церковные темы. Но часто чтение и толкование Евангелия занимало большую часть собрания. Члены Братства встречались на почве Слова Божия. Их взаимная связь выразилась в молитве друг о друге. Братство было тесно связано с Богословским институтом: о. Николай Чуков был ректор института, И.П. Щербов проректор, большинство членов Братства преподавали в институте. В Братстве и в институте веял тот же дух, и его истоки и в Братстве, и в институте были одни и те же… До осени 1921 года Братство еще собиралось… Собрания делались все реже и наконец совсем заглохли. Братство фактически прекратило свое существование.
Воссоздано в Праге в 1924 г., как объединение русских религиозных философов и писателей, находящихся в эмиграции. Основной задачей братства являлось духовное руководство созданным в 1923 г. РСХД.
Братство Святой Софии. Семинар о. Сергия Булгакова об аскезе и культуре на квартире у Зандеров 21 дек. 1933 г.
Главой братства избран о. Сергий Булгаков, секретарем – В. В. Зеньковский. Действительными членами учредителями являлись: Н. А. Бердяев (Берлин), Н. С. Арсеньев (Кенигсберг), С.С. Безобразов (Белград), Г. В. Вернадский (вышел из братства, едва в него вступив), А.В. Ельчанинов (Ницца), А. В. Карташев (Париж), П. И. Новгородцев (Прага), П. Б. Струве (Прага), кн. Г. Н. Трубецкой (Париж), С. Л. Франк (Берлин), Г. В. Флоровский (Прага), М. В. Зызыкин (София), Л. А. Зандер (Прага). Несколько позже в него вошли Г. П. Федотов, Б. И. Сове, В. В. Вейдле, И. А. Лаговский. В августе 1924 г. по предложению Бердяева был принят Б. П. Вышеславцев.
Устав и молитвенное правило, обязательное для членов братства были утверждены митр. Евлогием (Георгиевским), сохранился также проект “Обета для вступления в братство” с его резолюцией.
Собрания проводились ежемесячно и состояли из докладов на церковно-исторические темы и их обсуждений, рассматривались также современные события церковно-общественного характера.
В связи с основанием Парижского Богословского института многие члены братства в качестве его преподавателей переезжают в Париж, где собираются уже без Н. Бердяева, который покинул братство из-за разногласий с П. Б. Струве в 1925 г. В это же время пытался уйти и Г. Флоровский, не принимая софиологию о. Сергия Булгакова, но он присутствовал на заседаниях и после 1925 г. В 1930 г. был принят Н. А. Афанасьев. Постоянным гостем являлся Н. О. Лосский.
Все члены братства поддерживали экуменическое движение, а многие из них (Арсеньев, Афанасьев, Вышеславцев, Флоровский, Булгаков, Зандер и др.), являлись основателями и активными участниками.
В 1928 г. о. С. Булгаков провел в Париже цикл семинаров “По изучению вопроса о св. Софии Премудрости Божией”, где в виде академического курса изложил свое еретическое учение. На семинарах присутствовали члены братства, профессора Богословского института и лица, отдельно приглашенные о. С. Булгаковым.
По воспоминаниям В. В. Зеньковского, к началу войны заседания проводились не чаще двух раз в год, а в 1944 г., когда умер о. Сергий Булгаков, братство перестало существовать.
Источники
Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. М.- Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000
Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / Сост. В.И. Кейдан. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 685
еп. Кассиан. Родословие духа: Памяти Константина Васильевича Мочульского // Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. Вып. VII. Париж. 1949
о. Сорокин, Владимир. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Издательство Князь-Владимирский собор, 2005