Сослужение Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I
Сослужение папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I. Ватикан, 29 июня 2008 г.
Поделиться
ПСТГУ на экуменическом “Митинге”
“Митинг” проводится католическим модернистским движением Comunione et Liberazione.
20.08.2013
Ничего нового
Внутри холистического “целого” уже не может быть ничего нового.
23.09.2013
Нунций сделал свое дело
Торжественная месса в связи с отъездом папского нунция Ивана Юрковича.
23.03.2016
3 Responses
Митрополит Иларион (Алфеев): “Константинопольский Патриарх, имея титул Вселенского, является первым среди равных”. “Первым среди равных в семье глав предстоятелей православных церквей является патриарх Константинопольский”.
Первым среди равных признаётся Патриарх в отношении архиереев той же поместной церкви. Что означает признание таковым Константинопольского Патриарха в отношении предстоятелей других поместных церквей?
Имеется ввиду преимущество чести, которое усвоено Константинопольскому Патриарху Кан. 3 Второго Вселенского Собора.
Вальсамон в толковании этого правила пишет: “Что послужило поводом к изданию этого правила, видно из его же заключительных слов. Город Византия не имел архиепископской чести, но епископ его в прежнее время рукополагался митрополитом ираклийским. Из истории нам известно, что Византия, хотя имела прежде самостоятельное управление, но впоследствии была завоевана римским императором Севером и подчинена пиринфянам, а Пиринф и есть Ираклия. Когда Константин Великий перенес в этот город скипетр римской империи, то он назван был Константинополем (Цареградом), новым Римом и царицей всех городов.” В истории Созомена читаем: “Константинополь, подобно древнему Риму, имел не только сенат, граждан и магистрат, но и отношения константинопольских граждан управлялись римскими законами, действующими в Италии; одним словом, Константинополь пользовался всеми правами и привилегиями в той же мере, как древний Рим.” Принимая во внимание это возвышение Константинополя над остальными городами, отцы собора нашли уместным почтить перед другими епископами и епископа константинопольского, и потому признают за епископом константинопольским первенство чести в ряду всех епископов, после епископа Древнего Рима, — такое первенство чести (πρεσβεία τής τιμής, prioris honoris partes) приблизительно, какое отцы Никейского Собора признали за епископом иерусалимским. Смысл данного правила лучше всего виден из сопоставления его со 2-м правилом того же собора. В этом правиле отцы собора выражаются вполне точно и признают за епископом константинопольским τά πρεσβεία τής τιμής (primatum honoris), но не признают еще за ним τά πρεσβεία τής εξουσίας или πρεσβεία вообще, т.е. признают, что он может занимать перед другими первое место на общих собраниях, но при этом не дают ему над остальными никакой власти. Так как все права митрополита сводятся или к первенству τής έξουσίας, или к первенству τής τιμής, то отцы собора и признают за константинопольским епископом это последнее первенство; большего они не могли признать за ним после издания предыдущего правила. Основываясь на словах Сократа, считающего Нектария Константинопольского главным поборником веры во Фракии, и ссылаясь на подобное же место у Феодорита, нужно предполагать, что не один лишь почет, без всякой власти, признавался правилом за константинопольским епископом. Он не мог иметь первенства власти над другими епископами, без признания этой власти собором, но он имел эту власть в своей области, которой, несомненно, считалась Фракия. Кроме Сократа и Феодорита, нам свидетельствует еще о власти в определенных границах константинопольского епископа и его право поставлять епископов, как напр. Евномия — епископом кизикским, Евфрония — епископом вифинским и т.д. “Очень ошибаются, — говорит относительно этого Valesius в своих примечаниях на историю Сократа, — те, которые полагают, что во время II Вселенского Собора константинопольский епископ не имел своего диэцеза. Следовательно, константинопольский епископ имел в границах своей области власть равную со всеми митрополитами, первенство же чести принадлежало ему над всеми епископами, после римского. Этим правилом было положено до некоторой степени основание той патриаршеской власти, которую только впоследствии на Халкидонском Соборе получил константинопольский епископ. В этом смысле понимали это правило все последующие константинопольские епископы и — что особенно важно — Иоанн Златоуст, преемник Нектария. Основываясь на том же правиле и по тем же причинам, отцы Халкидонского Собора признали впоследствии за константинопольским епископом ту власть, которая должна была принадлежать ему по его положению. Достойно внимания то, что отцы II Вселенского Собора, издавая это правило, не говорят о каких-либо священных или церковных привилегиях константинопольской кафедры, напр., об апостольском преемства, или о чем-либо подобном, но исключительно о внешней государственной важности места, занимаемого константинопольским епископом, “потому что град оный новый Рим” и ничего больше, вследствие чего отцы собора и ставят его кафедру выше других старейших и апостольских, каковыми были, напр., кафедры антиохийская и александрийская. Поэтому и в самой чести, признаваемой за константинопольским епископом, они имеют в виду исключительно иерархический порядок и внешнее значение иерарха. То же самое очевидно имеют в виду отцы собора, говоря о первенстве римского епископа и признавая за ним это первенство перед другими епископами не по какой-либо особой причине, а только потому, что кафедра его находится в древней столице. В этом отцы собора руководствовались тем же принципом, которым руководились и отцы Никейского Собора при установлении внешнего церковного устройства, по которому они к церковному делению применили политическое деление римской империи. По этому вопросу нам еще придется подробно говорить в толковании 28-го правила Халкидонского Собора и 36-го правила Трулльского Собора”.
В настоящее время у Константинопольского Патриарха нет основания пользоваться даже почётным преимуществом (πρεσβεία τής τιμής, prioris honoris partes), установленным этим правилом, т.к. не существует Византийской империи со столицей в Константинополе. Тем более не имеет канонической силы “предание забвению и изъятие из церковного обращения” (1965) Константинопольским Патриархом соборной анафемы 1054 года на “всех приемлющих имеющиеся у папистов заблуждения о папском первенстве и Filioque” (Ἱω. Καρμίρῃ, Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα…, τ. Α σελ. 287, Ἀθῆναι 1952. См. также Mansi,19, 820B); не говоря уже о соборных анафематствованиях папистов другими поместными церквями.