Миротворческая речевая деятельность
В субботу, 28 марта, митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на заключительном пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России».
Мероприятие состоялось в соответствии с противоестественным соглашением о взаимном сотрудничестве между Казанской православной духовной семинарией и Российским исламским институтом, а также Казанским федеральным университетом и Институтом востоковедения Российской академии наук. Более того, сеанс межрелигиозного миротворческого говорения состоялся в рамках торжеств по случаю 1000-летия преставления святого князя Владимира – Крестителя Руси.
Миротворческая “духовная” культура
Доклад митр. Илариона “Вера − формирующая сила и основа цивилизационной стабильности государства” намеренно не уточняет, какую веру – истинную или ложную – он имеет в виду.
В самом начале митрополит отсылает к мистификации Арнольда Тойнби, который говорил, что основу цивилизации составляет духовная культура. Мы называем этот тезис мистификацией, поскольку в понятии Тойнби и митр. Илариона “духовная культура” – это как жизнь человеческого духа в Боге, так и болезнь и смерть духа через лжеверие и неверие.
Митр. Иларион поясняет:
Религиозные ценности являются как первоосновой самоидентификации отдельной личности, так и основанием для интеграции людей в общество. В фундаменте каждого этноса лежит единство личных идентификаций составляющих его людей — их культурные ценности, святыни, нормы, смыслы и идеалы бытия на протяжении всей истории. Религиозные ценности образуют важнейший исходный пункт цивилизационной идентичности всякого народа. Именно они составляют сердцевину генетического кода любой цивилизации, и уж тем более такой сложной и многообразной, как российская.
Это рассуждение компрометирует Православие, которое говорит о себе, что оно есть единственная истинная вера. Православие, в отличие от других религий, вообще утверждает не “религиозные ценности”, которые может признавать и неверующий, а истины веры, истины спасения, утверждает Божии заповеди.
Хорошо, конечно, что наряду с другими верами митр. Иларион признает за Православием роль в жизни отдельного человека. Но, во-первых, эта роль явно подчиненная, несамостоятельная, а служащая “высшей” цели – интеграции людей в общество. Во-вторых, умалчивается, какую роль играют “духовные ценности” в жизни человека: убивают его душу или спасают, вводят в рай или в ад, или не делают ни того, ни другого.
Митрополит рассуждает о секулярных фантомах типа фантастического “генетического кода” вымышленной “российской (а не русской) цивилизации”, и поэтому в типичном секулярном ключе говорит о об инструментальном значении Православия:
Православие стало важнейшим скрепляющим фактором в процессе формирования национального самосознания Руси. Православие столь же важно для нашей страны, как язык, как историческая память, как жизненная среда (выделено нами.- Ред.). Это коренная, формирующая сила России.
Для чего нужно такое светское понимание Христианства, становится ясно тут же, поскольку оказывается, что
вместе с Православием в конфигурацию взаимодействующих духовных сил включаются и другие вероисповедания, среди которых доминирующим является Ислам. Эту религию также можно считать традиционно российской. В России Ислам, как и Православие, является существенным фактором формирования менталитета народов, этническое и национальное самосознание которых развивалось во взаимосвязи этих двух вероисповеданий.
“Мир, мир!”, а мира нет
Делая уступки такого рода иным вероисповеданиям, и прежде всего магометанству, митр. Иларион жертвует тем, чтó единственно важно для жизни человеческого духа. Такого рода рассуждения возможны, только если забыть о Христе, притвориться, что Его нет.
Но может быть, хотя бы в мирской и преходящей жизни эта жертва истиной принесет хоть какие-нибудь плоды? Этого совсем не видно. Взамен митр. Иларион отсылает слушателей к евразийским фантазиям Петра Сувчинского, Льва Гумилева, и, что характерно, Олжаса Сулейменова, а затем и к своим собственным:
Тюркско-славянские контакты стали частным проявлением на российской почве более широкого феномена — межцивилизационного христиано-мусульманского взаимодействия и создания гармонично существующего многонационального и мультирелигиозного государства.
Хотя взаимодействие предателей Христианства с магометанами, действительно, имеет место, но такого государства, очевидно, не было и нет. И это к лучшему, потому что такое государство было бы невиданным в истории религиозно-светским многоголовым монстром.
Впрочем, митр. Иларион начертал уже некоторые заповеди для этого чудища:
Задача светского государства — не отгородиться от религии, а наоборот, оценить потенциал присутствующих в нем вероисповеданий, создать условия для их естественного поступательного развития, чтобы они жили в мире и согласии, чтобы тот радикализм, который встречается на обочинах различных религиозных движений, не имел почвы для своего развития. В этом заключается общая задача и государства, и религиозных лидеров.
Эти заповеди весьма противоречивы. Митрополит Иларион предписывает стремиться к гармонии и толерантности и требует от российского государства создать условия для естественного поступательного развития истинной веры наряду с ложными. С другой стороны, он предостерегает от насаждения плюрализма, поскольку, видимо, есть на свете какой-то еще более ужасный плюрализм, нежели исповедуемый им самим.
Роман Вершилло
Добавить комментарий