Политическая речь. История вопроса: Священное Писание

Священное Писание

Начало

Священное Писание

Священное Писание Ветхого и Нового Завета является совершенным противоядием против патологической речи. Оно прямо и точно излагает истинное учение о Боге, о том, как Бог говорит с человеком. С другой стороны, Библия говорит и о человеке, как созданном Богом, о его духе, разуме и речи, исчерпывающим образом повествует о духовных болезнях, разоблачает град земной как вторую – мнимую – реальность.

Наконец, Библия внушает человеку, что патологическую речь невозможно победить в себе и других без помощи Божией. Само чтение Писания привлекает к человеку благодать Божию.

Далее мы вкратце перечислим основные темы Священного Писания, которые связаны с темой разумной и патологической речи. При этом будем помнить, что учение Писания было раскрыто в сочинениях Святых Отцов Православной Церкви и мы поговорим об этом в следующей главе.

Ветхий Завет

В книгах Ветхого Завета рассмотрены как фундаментальные, так и частные вопросы патологической речи: власть Истины и власть лжи (Пс. 11:5), патологическая речь как богоборчество (Пс. 13:1), софистика и фигура софиста (Пс. 11:5; Ис. 29:21; Ис. 30:12; Ис. 28:15; Пс. 72:9), духовные болезни (глупость и многословие), многочтение, пустословие, дерзкая речь, безнравственная речь, обман, ложь (Пс. 11:3, 72:8), иносказание и прямая речь, правильное и неправильное искусство чтения (Неем. 8:8), толкование снов (Быт. 40-8-19; Дан. Гл. 2 и 4), притчей, загадочных речей и надписей (3 Царств. 10:1-9; Еккл. 12:9-12; Дан. Гл. 5), символических действий (Иез. 37:15-28).

Пророк Исаия говорит о том, почему внутри гностической цивилизации никто не говорит разумно, а если кто-либо говорит разумно, то его голос не слышен (Ис. 3:3; см. у пророка Иеремии: Иер. 6:10; 11:7-8).

Псалтирь и книги Премудрости содержат особенно много указаний относительно патологической речи и показывают ее связь с духовными болезнями глупости и многословия. Духовные болезни описаны как погружающие в совершенное безумие, то есть вторую реальность (Еккл. 10:12-14. Пс. 72:9). Речь разумная принадлежит первой реальности, а речь патологическая есть результат забвения о Боге. Как побеждается глупость, и как – патологическая речь (Притч. 10:11, 31; Пс. 11:4)? Кому говорит Истина (Сир. 4:12-16, 18-22)? Среди других тем назовем: гностическое опьянение (Еккл. 9:17); речь все скрывает и раскрывает (Притч. 12:23. Сир. 4:28; 5:15).

Новый Завет

истинная речь, научение

Речь разумная именуется в Писании здравой (Тит. 2:8), истинной (Tит. 1:9).

Христианская проповедь – слова истины и здравого смысла (Деян. 26:25). Прямота является необходимым требованием к истинной речи (Ин. 10:24-27, 11:14, 16:25, 29; Еф. 4:25; Кол. 3:9). Речь должна быть вразумительной (1 Кор. 14:2-28).

Слова истины написаны в сердце христианина (Евр. 8:10-11). Слова истины нужно принять открытым сердцем, истинно уразуметь эти слова и уверовать, сказанному в них (Ин. 17:8).

Научение истине не просто возможно, но является долгом, прямым посланничеством (Мф. 28:19; Лк. 12:12; Ин. 6:45, 14:26). Можно научиться молитве (Лк. 11:1 и сл.) и разумной речи. В Писании говорится о том, как надо говорить и как избежать многословия в молитве (Мф. 6:7-8; 6:9-13).

В Писании мы находим указания на необходимость овладения искусством чтения, правильного понимания, толкования, научения (Мф. 15:15-20; Деян. 8:30-35; 2 Петр 3:15-16; 2 Тим. 2:24-26).

власть и речь

В Писании Нового Завета поднимается и разрешается вопрос о власти учить (Ин. 1:24-27) и говорится о самовольном захвате такой власти (1 Тим. 1:6-7). Рассматривается вопрос о власти Церкви в той ситуации, когда к власти стремятся еретики (Деян. 20:30).

Кто может говорить правду? Может ли говорить правду лживый человек (Ин. 11:49-52)? Кому позволительно говорить правду (Деян. 16:16-18)? Все эти вопросы находят ответ в Писании.

понимание и непонимание в Церкви

Писание говорит о понимании и непонимании в Церкви, о границах знания и выразимости истины и о других темах: ереси и их природа; допустимое и недопустимое разногласие (1 Кор. 14:37-38), при долге сохранять единомыслие и говорить одно (1 Кор. 1:10); мнение; точное и определенное толкование слов Спасителя и Его пророков и Апостолов; точность изложения истин веры и нравственного учения; точность передачи истины в Церкви (1 Кор. 11:2) и т.д.

диалог: возможный и невозможный

В Писании освещена проблема диалога, который в одних случаях описывается, как возможный (Ин. 4:27), а в других – невозможный (Лк. 13:32). Спаситель так ведет разговор с иудеями, что приводит их к молчанию (Мф. 22:41-46) и это мы должны принимать за правильное завершения диалога с враждебными слову истины.

Особенно ясно возможность и невозможность диалога видна в беседах Иисуса Христа с иудеями (Ин. 5:17-47, 6:25-59, 7:15-44, 8:13-59), с сотником (Ин. 4:46-53). В притче о сеятеле Господь предлагает объяснение происходящему со словом Истины (Мф. 13:3-23). Как действует слово или не действует (Лк. 11:32; Мф. 13:19, 23)? Истинная речь – это знамение для тех, кто не слушает (1 Кор. 14:20-22).

Диалог в рамках гностической иудаистской цивилизации оборачивается преследованием. Самый явный пример такого преследования – это обвинение Христа перед синедрионом на основании ложных свидетельств. Ответы и молчание Спасителя – это пример отказа от диалога, и в то же время Его ответы являются истинными, прямыми и достаточными для понимания (Мф. 26:59-68).

В Деяниях Апостолов мы видим примеры столкновения истинной проповеди со лжеучением (Деян. 6:10). Далее Деяния описывают преследования (Деян. 6:11-14) и прямой ответ на эти преследования (Деян. Гл. 7; гл. 26). В Новом Завете приводятся правильные реакции на оскорбления: это молчание, прямой ответ, оправдание.

В области басен – то есть мифов — спор невозможен (2 Тим. 4:4). В дискуссии с духовно больными людьми невозможно никакое убеждение, и безумие одного из говорящих не может обнаружиться перед всеми (2 Тим. 3:9).

Слово Истины должно быть защищено от профанации (Мф. 7:6).

вторая реальность

Св. Апостол Павел говорит о тотальности лжи в определенный момент человеческого Отступления (2 Тим. 4:3-4). Вторая реальность античного язычества связывается с гностическим опьянением (Деян. 19:28-34).

В мире иудейском и языческом ложь вызывает общественное одобрение и находит защиту закона, римского и иудейского.

патологическая речь

Патологическая речь в Писании Нового Завета имеет несколько синонимов: «многословие» (πολυλογία Мф. 6:7), «пустословие» (μωρολογία Еф. 5:4; κενοφωνία 2 Тим. 2:16; ματαιολογία 2 Петр. 2:18), «злословие» (ὀνειδισμός Рим. 15:3; βλασφημία Мф. 27:39; Тит. 3:2; καταλαλία 1 Петр. 2:1; λοιδορία 1 Петр. 2:23), «прекословие» (Тит. 2:9), «сквернословие» (αἰσχρολογία Кол. 3:8).

Св. Апостол Павел говорит о распространении лжи, о лжи как проявлении болезни многословия (2 Тим. 2:15-18), или иначе: пустословия (Tит. 1:10). Многословие описывается как речь не имеющая внутреннего смысла и ставится в один ряд со сквернословием и смехотворством, служит для прибыли (1 Тим. 6:5) и развлечения. Болезнь многословия связывается с желанием стать идеологом, желанием участвовать в ненужных спорах (1 Тим. 1:5-7, 6:20; Еф. 5:4).

жанры патологической речи

В Писании описываются разные формы патологической речи: молитва фарисея (Лк. 18:9-14), неправильные толкования (Деян. Гл. 14), мифы (1 Тим. 1:3-4), оскорбления, крик (Лк. 23:23; Деян. 22:22).

Описаны формы символического поведения: беспорядочные собрания (аналоги современных митингов) (Деян. 19:28-34), патологические диалоги (Лк. 20:5-6), зáговоры (Мк. 3:6, 15:1; Деян. 23:12 и сл.), судебные процессы (Деян. 24:1-8), ложные обвинения (Мф. 12:10, 27:12; Лк. гл. 23), публичное лжесвидетельство, клевета (Мф. 26:59-60; Мк. 14:56-57; Лк. 11:15; Ин. 8:48), споры (Ин. 3:25; 1 Тим. 6:5; Тит. 3:9; Деян. 18:15; Деян. 6:9; 1 Тим. 6:5; 2 Тим. 2:23), родословия (γενεαλογία 1 Тим. 1:4; Tит. 3:9), клятвы (Деян. 23:14), приветствия (2 Ин. 1:11).

Писание приводит примеры похвалы как приема патологической речи (Мф. 22:16) и ответы на такие похвалы (Лк. 11:27 и сл.; Мк. 10:18).

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Назвать модернизм “модернизмом”

Чисто для простоты рассуждения следует заведомо принять, что учение модернистов не имеет ничего общего со Святоотеческим богословием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.