Священное Писание
Священное Писание Ветхого и Нового Завета является совершенным противоядием против патологической речи. Оно прямо и точно излагает истинное учение о Боге, о том, как Бог говорит с человеком. С другой стороны, Библия говорит и о человеке, как созданном Богом, о его духе, разуме и речи, исчерпывающим образом повествует о духовных болезнях, разоблачает град земной как вторую – мнимую – реальность.
Наконец, Библия внушает человеку, что патологическую речь невозможно победить в себе и других без помощи Божией. Само чтение Писания привлекает к человеку благодать Божию.
Далее мы вкратце перечислим основные темы Священного Писания, которые связаны с темой разумной и патологической речи. При этом будем помнить, что учение Писания было раскрыто в сочинениях Святых Отцов Православной Церкви и мы поговорим об этом в следующей главе.
Ветхий Завет
В книгах Ветхого Завета рассмотрены как фундаментальные, так и частные вопросы патологической речи: власть Истины и власть лжи (Пс. 11:5), патологическая речь как богоборчество (Пс. 13:1), софистика и фигура софиста (Пс. 11:5; Ис. 29:21; Ис. 30:12; Ис. 28:15; Пс. 72:9), духовные болезни (глупость и многословие), многочтение, пустословие, дерзкая речь, безнравственная речь, обман, ложь (Пс. 11:3, 72:8), иносказание и прямая речь, правильное и неправильное искусство чтения (Неем. 8:8), толкование снов (Быт. 40-8-19; Дан. Гл. 2 и 4), притчей, загадочных речей и надписей (3 Царств. 10:1-9; Еккл. 12:9-12; Дан. Гл. 5), символических действий (Иез. 37:15-28).
Пророк Исаия говорит о том, почему внутри гностической цивилизации никто не говорит разумно, а если кто-либо говорит разумно, то его голос не слышен (Ис. 3:3; см. у пророка Иеремии: Иер. 6:10; 11:7-8).
Псалтирь и книги Премудрости содержат особенно много указаний относительно патологической речи и показывают ее связь с духовными болезнями глупости и многословия. Духовные болезни описаны как погружающие в совершенное безумие, то есть вторую реальность (Еккл. 10:12-14. Пс. 72:9). Речь разумная принадлежит первой реальности, а речь патологическая есть результат забвения о Боге. Как побеждается глупость, и как – патологическая речь (Притч. 10:11, 31; Пс. 11:4)? Кому говорит Истина (Сир. 4:12-16, 18-22)? Среди других тем назовем: гностическое опьянение (Еккл. 9:17); речь все скрывает и раскрывает (Притч. 12:23. Сир. 4:28; 5:15).
Новый Завет
истинная речь, научение
Речь разумная именуется в Писании здравой (Тит. 2:8), истинной (Tит. 1:9).
Христианская проповедь – слова истины и здравого смысла (Деян. 26:25). Прямота является необходимым требованием к истинной речи (Ин. 10:24-27, 11:14, 16:25, 29; Еф. 4:25; Кол. 3:9). Речь должна быть вразумительной (1 Кор. 14:2-28).
Слова истины написаны в сердце христианина (Евр. 8:10-11). Слова истины нужно принять открытым сердцем, истинно уразуметь эти слова и уверовать, сказанному в них (Ин. 17:8).
Научение истине не просто возможно, но является долгом, прямым посланничеством (Мф. 28:19; Лк. 12:12; Ин. 6:45, 14:26). Можно научиться молитве (Лк. 11:1 и сл.) и разумной речи. В Писании говорится о том, как надо говорить и как избежать многословия в молитве (Мф. 6:7-8; 6:9-13).
В Писании мы находим указания на необходимость овладения искусством чтения, правильного понимания, толкования, научения (Мф. 15:15-20; Деян. 8:30-35; 2 Петр 3:15-16; 2 Тим. 2:24-26).
власть и речь
В Писании Нового Завета поднимается и разрешается вопрос о власти учить (Ин. 1:24-27) и говорится о самовольном захвате такой власти (1 Тим. 1:6-7). Рассматривается вопрос о власти Церкви в той ситуации, когда к власти стремятся еретики (Деян. 20:30).
Кто может говорить правду? Может ли говорить правду лживый человек (Ин. 11:49-52)? Кому позволительно говорить правду (Деян. 16:16-18)? Все эти вопросы находят ответ в Писании.
понимание и непонимание в Церкви
Писание говорит о понимании и непонимании в Церкви, о границах знания и выразимости истины и о других темах: ереси и их природа; допустимое и недопустимое разногласие (1 Кор. 14:37-38), при долге сохранять единомыслие и говорить одно (1 Кор. 1:10); мнение; точное и определенное толкование слов Спасителя и Его пророков и Апостолов; точность изложения истин веры и нравственного учения; точность передачи истины в Церкви (1 Кор. 11:2) и т.д.
диалог: возможный и невозможный
В Писании освещена проблема диалога, который в одних случаях описывается, как возможный (Ин. 4:27), а в других – невозможный (Лк. 13:32). Спаситель так ведет разговор с иудеями, что приводит их к молчанию (Мф. 22:41-46) и это мы должны принимать за правильное завершения диалога с враждебными слову истины.
Особенно ясно возможность и невозможность диалога видна в беседах Иисуса Христа с иудеями (Ин. 5:17-47, 6:25-59, 7:15-44, 8:13-59), с сотником (Ин. 4:46-53). В притче о сеятеле Господь предлагает объяснение происходящему со словом Истины (Мф. 13:3-23). Как действует слово или не действует (Лк. 11:32; Мф. 13:19, 23)? Истинная речь – это знамение для тех, кто не слушает (1 Кор. 14:20-22).
Диалог в рамках гностической иудаистской цивилизации оборачивается преследованием. Самый явный пример такого преследования – это обвинение Христа перед синедрионом на основании ложных свидетельств. Ответы и молчание Спасителя – это пример отказа от диалога, и в то же время Его ответы являются истинными, прямыми и достаточными для понимания (Мф. 26:59-68).
В Деяниях Апостолов мы видим примеры столкновения истинной проповеди со лжеучением (Деян. 6:10). Далее Деяния описывают преследования (Деян. 6:11-14) и прямой ответ на эти преследования (Деян. Гл. 7; гл. 26). В Новом Завете приводятся правильные реакции на оскорбления: это молчание, прямой ответ, оправдание.
В области басен – то есть мифов — спор невозможен (2 Тим. 4:4). В дискуссии с духовно больными людьми невозможно никакое убеждение, и безумие одного из говорящих не может обнаружиться перед всеми (2 Тим. 3:9).
Слово Истины должно быть защищено от профанации (Мф. 7:6).
вторая реальность
Св. Апостол Павел говорит о тотальности лжи в определенный момент человеческого Отступления (2 Тим. 4:3-4). Вторая реальность античного язычества связывается с гностическим опьянением (Деян. 19:28-34).
В мире иудейском и языческом ложь вызывает общественное одобрение и находит защиту закона, римского и иудейского.
патологическая речь
Патологическая речь в Писании Нового Завета имеет несколько синонимов: «многословие» (πολυλογία Мф. 6:7), «пустословие» (μωρολογία Еф. 5:4; κενοφωνία 2 Тим. 2:16; ματαιολογία 2 Петр. 2:18), «злословие» (ὀνειδισμός Рим. 15:3; βλασφημία Мф. 27:39; Тит. 3:2; καταλαλία 1 Петр. 2:1; λοιδορία 1 Петр. 2:23), «прекословие» (Тит. 2:9), «сквернословие» (αἰσχρολογία Кол. 3:8).
Св. Апостол Павел говорит о распространении лжи, о лжи как проявлении болезни многословия (2 Тим. 2:15-18), или иначе: пустословия (Tит. 1:10). Многословие описывается как речь не имеющая внутреннего смысла и ставится в один ряд со сквернословием и смехотворством, служит для прибыли (1 Тим. 6:5) и развлечения. Болезнь многословия связывается с желанием стать идеологом, желанием участвовать в ненужных спорах (1 Тим. 1:5-7, 6:20; Еф. 5:4).
жанры патологической речи
В Писании описываются разные формы патологической речи: молитва фарисея (Лк. 18:9-14), неправильные толкования (Деян. Гл. 14), мифы (1 Тим. 1:3-4), оскорбления, крик (Лк. 23:23; Деян. 22:22).
Описаны формы символического поведения: беспорядочные собрания (аналоги современных митингов) (Деян. 19:28-34), патологические диалоги (Лк. 20:5-6), зáговоры (Мк. 3:6, 15:1; Деян. 23:12 и сл.), судебные процессы (Деян. 24:1-8), ложные обвинения (Мф. 12:10, 27:12; Лк. гл. 23), публичное лжесвидетельство, клевета (Мф. 26:59-60; Мк. 14:56-57; Лк. 11:15; Ин. 8:48), споры (Ин. 3:25; 1 Тим. 6:5; Тит. 3:9; Деян. 18:15; Деян. 6:9; 1 Тим. 6:5; 2 Тим. 2:23), родословия (γενεαλογία 1 Тим. 1:4; Tит. 3:9), клятвы (Деян. 23:14), приветствия (2 Ин. 1:11).
Писание приводит примеры похвалы как приема патологической речи (Мф. 22:16) и ответы на такие похвалы (Лк. 11:27 и сл.; Мк. 10:18).
Роман Вершилло