Search

Политическая речь. Приемы политической речи

Приемы политической речи служат говорящему для ухода во вторую реальность и для перевода туда слушателей.

Начало

Политическая речь и ее приемы

Приемы политической речи служат говорящему для ухода во вторую реальность и для перевода туда слушателей. В речи приемы обычно группируются в речевые тактики, которые, в свою очередь, могут выстраиваться в речевые стратегии, которые характерны для целых гностических цивилизаций и крупных мастеров политической речи.

Политическая речь. Приемы политической речи
Гитлер выступает.

Приемы политической речи являются практическими операциями, а не интеллектуальными актами, и в то же время служат гностическому познанию.

В своем использовании приемы политической речи отмечены автоматизмом, способностью работать вне сознательного применения и потребления. За счет этого они служат техническими средствами достижения утопических целей, как чисто речевых, так и политических.

Для массового человека приемы политической речи являются методами гностического познания. Поэтому мы включаем в политическую речь и гностическое искусство чтения, которое как бы находится по другую сторону речи: на поле познания, слушания, чтения.

С кем говорить?

В связи с приемами политической речи следует указать, что политическая речь иначе нежели речь разумная отвечает на основной вопрос всякой речи: «Кому говорить?».

Мы не назовем разумным человека, который обращается к русским по-китайски, или по-русски к неразумным животным. Тем более это правило является обязательным в Евангельской проповеди, которую слышат только имеющие слух. Разумная речь начинается с признания того факта, что не все люди готовы слышать учение о Боге, не все готовы принять Истину.

Политическая речь, напротив, обращена ко всем, а не только к достойным и имеющим уши, чтобы слышать. Тезисы современной политики, гностическое образование в его полноте, а также массовая религиозная проповедь доступны, или стремятся быть доступны, всем: хотящим и не хотящим, понимающим и не понимающим, верующим и не верующим.

Христианская проповедь сталкивается с одной существенной преградой, которую нельзя ни разрушить, ни обойти, ни уговорить ее исчезнуть. Эта преграда – человеческая глупость.

Приемы политической речи служат тому, чтобы обойти это препятствие, но преодолевают они не глупость, а целость души, заставляя принять ложь за истину, или принять Истину как ложь. Тем самым политическая речь нарушает запрет, заложенный в существо человека, запрет на знание без знания, без со-знания.

Классификация приемов

Прежде всего мы предлагаем выделить идеологические элементы, то есть такие речевые приемы, которые не могут быть полностью отделены от целей гностической политики. Это демоническая ложь и извращение понятий. Например: намеренное извращение истинного слова Писания и Предания.

Приемы расположены иерархически, входят один в другой, противопоставляются друг другу. За счет такого внутреннего распорядка одни приемы автоматически вызывают другие.

Приемы можно классифицировать по простоте или сложности, по отношениям синонимии, антонимии, по количественному или качественному повреждению речи и т.д.

По сложности

  • Прием.
  • Речевая тактика: составной прием, комбинация приемов политической речи. Одинаковые приемы сочетаются в форме катен, для достижения амплификации. Разнородные приемы автоматически вызывают друг друга: штамп → лозунг → символическое поведение и т.п.
  • Речевая стратегия: квалифицированное оперирование разнообразными приемами и речевыми тактиками для достижения недостижимой цели. Признак крупного мастера политической речи. Используется в организациях, культивирующих патологическую речь: «обговаривание» в секте священника Кочеткова. Гностические цивилизации также разрабатывают свои речевые стратегии, причем эти стратегии имеют хронологические рамки. Например, в истории советского гностического режима сменяют друг друга следующие речевые стратегии: первых лет советской власти, довоенного времени, военного, послевоенного, эпохи «развитого социализма», перестройки.

Синонимия, антонимия

Классифицировать приемы можно также по принципам синонимии и антонимии.

  • Синонимия: неопределенная речь = технологическая болтовня = эвфемизм.
  • Антонимия: быстрая речь ≠ замедленная речь; сказано больше, чем нужно ≠ сказано меньше, чем нужно; противоречие ≠ примыкание; гипербола ≠ литота и т.п.

Синонимические приемы концентрируются в том или ином тексте для приглушения внимания, оглупления. Чередование антонимических приемов применяется, чтобы опьянить собеседника, лишить его ровного расположения духа. И в том и в другом случае разговор удается перевести во вторую реальность.

Количественное и качественное повреждение речи

Еще один принцип классификации: по принципам «количества» и «качества». Например, слишком быстрая речь – это количественное повреждение речи, а гипербола – качественное повреждение, на уровне изменения смысла.

Количественное повреждение

  • Быстро – медленно:
    • чрезмерно быстрая речь,
    • чрезмерно замедленная речь.
  • Много – мало:
    • многословие – долгая, чрезмерно продолжительная речь (см. многословие как духовная болезнь):
      • слишком много вопросов.
    • Чрезмерная краткость:
      • неполнота: фрагмент, обрывок.
  • Порядок элементов
    • Порядок слов:
      • прямой,
      • обратный,
      • неправильный (см. также анаколуф).
    • Амплификация (усиление) – нанизывание штампов, символов:
      • катены.
    • Палиндром (перевертень):
      • текст,
      • сюжет.
    • Лакуны в изложении.
    • Параллелизм.
    • Анаколуф, аграмматизм – нарушение грамматических норм связи слов в предложении.
    • Повторение, персеверация:
      • прямое повторение (тема двойничества),
      • повторение с отличием,
      • перевернутое отражение.
    • Скандированная речь:
      • тирада.

Качественное повреждение

  • Красиво – некрасиво:
    • речь не обладает изящной композицией;
    • эвфония, в том числе за счет повторения, заколдовывания словом.
  • Неопределенность (расплывчатость) – основное свойство политической речи. Антоним – жестокая речь.
    • Аппроксимация.
    • Метафорическая, иносказательная, эвфемистическая речь.
  • Жестокая, грубая речь – антоним эвфемистической речи:
    • жаргон, эзотерическая речь, понятная и рассчитанная только на своих,
    • неологизмы, новая, необычная терминология,
    • насмешка, остроумие,
    • архаизмы, псевдоархаизмы,
    • вульгаризмы,
    • сквернословие,
    • блатной жаргон.
  • Амплификация. В речи В. И. Ленина: не «важный», а «архиважный».
  • Гипербола.
  • Литота.
  • Метанарратив дает окончательный ответ на универсальную проблему для неопределенной аудитории. Ответы даются вне исторического, культурного и языкового контекста.
    • Парадигма – культурно-историческая концепция, излагаемая обычно в терминах оппозиций.
  • Парафазия. Одно слово вместо другого, речь бессвязная грамматически и синтаксически.
  • Пародия, травести. Не как жанр, а как прием.
  • Плеоназм: сказано больше, чем нужно. Антоним – «умолчание».
  • Умолчание – способ лгать, используется в уходе от преследования.
  • Поверхностность (нет разговора по существу).
  • Тавтология. Антоним – сочетание несочетаемого.
  • Сочетание несочетаемого – когда понятия, образы связываются не по сходству, а по смежности. Предметы объединяются по признаку практического взаимодействия.
    • Оксюморон. Как принцип построения, а не только в прямом смысле.
    • Двуязычие.
    • Самопротиворечие:
      • на уровне метода. два противоположных метода используются одновременно для анализа одной и той же проблемы;
      • выражение согласия с противоречащими друг другу авторами или направлениями мысли.
  • Примыкание (сочинение):
    • Списки.
  • Каламбур (амфиболия).
  • Алогизм:
    • воздержание от суждения. Вместо критики — запрет на вопросы, на доказательства, на определения.

Речевые тактики

  • Спор с фиктивным адресатом, слова подлинного адресата фальсифицируются. Синонимичен умолчанию, потому что не называется истинный противник и не называются, намеренно неточно или ложно сформулируется его тезис.
  • Обращение к личному опыту, самосвидетельство. Разновидность обыденной речи: публичная исповедь у протестантов, личное свидетельство в пропаганде православия-лайт и т.п.
  • «Если вы настаиваете» (По вашим словам).
  • «Сам съешь» (термин А. С. Пушкина).
  • «Свинья целиком» (термин Ч. Диккенса).
  • Уход от преследования. Комплекс приемов политической речи, служащий достижению компромисса с ложью и злом:
    • кетман. «Благородное искусство лжи», то есть того, как скрыть свои еретические или атеистические убеждения, исповедуя для вида ортодоксию;
    • изложение своих взглядов от чужого лица, обычно обладающего авторитетом или кажущегося обладающим (см. пародия и ).
  • Эвфония, как сочетание разнородных приемов: аллитерация, ассонанс, ритм, анафора и т.д.
  • Поэтическая этимология.
  • Канонизация ошибки.
  • Гностическое искусство чтения:
    • Придание смысла, вчитывание своего смысла в чужой текст.
  • Соучастие, органическая истина.
  • «Поставить себя на место другого».
  • Обеззараживание, обезвреживание разумной речи. Например: модернистские издательства издают Святых отцов. Средства обеззараживания: новый перевод, искаженный текст, псевдонаучный комментарий, предисловие, плохое и небрежное издание и т.п. (см. пародия, изложение своих взглядов от чужого лица). Православные авторы могут быть размещены на шкале по степени их освоения модернизмом.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

6 Responses

  1. “новый перевод, искаженный текст, псевдонаучный комментарий, предисловие, плохое и небрежное издание и т.п. (см. пародия, изложение своих взглядов от чужого лица)”

    Можно ли узнать о конкретных примерах такого искажения?

    1. Книга Кобылина “Государь император Николай Александрович и генерал – адъютант Алексеев”, изданная в 1970 году и совершенно беззаконно испорченная Болотиным под новым названием и с неуместными комментариями и вставками.

  2. К приёмам политической речи можно, наверное, привести из Деяний Апостолов поступок [речь] язычника (19.24).

    “В то время произошёл немалый мятеж против пути Господне, ибо некто серебряник, именем Димитрий,делавший серебрянные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! Вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше…”

    Далее “художник” жмёт на гнев народный и воображаемый страх и вот результат политического приёма:

    “Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали зачем собрались” (19.32).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.