Search

Политическая речь. Жанры политической речи

Средства выразительности и литературные виды политической речи.

Начало

Жанры политической речи

Северная Корея. Массовая гимнастика и художественные представления.
Северная Корея. Массовая гимнастика и художественные представления.

Жанры политической речи – это литературные виды политической речи, каждый из которых погружает говорящего, а за ним и слушающего, во вторую реальность. Например, если в политической пропаганде заходит речь о коррупции, то предметом обсуждения является не реальная коррупция, а «коррупция» выступает как тема, повод для патологической речи.

Жанры политической речи несут светский мистический заряд. Они пьянят и усыпляют, дезориентируют, образуют беспорядок в душе и транслируют его вовне. Они объединяют и разъединяют говорящего со слушающим, а слушающих между собой, приобщают к текучей жизни и отчуждают от нее, дают ощущение полноты и чувство одиночества и т.п.

Жанры, используемые в конкретной речевой стратегии, образуют систему, в которой можно выделить типологические, смысловые (синонимия, антонимия и омонимия), генеалогические и контактные связи.

Прежде всего жанры расположены иерархически. Например, в официальной советской речи предвоенного периода лирическая, бытовая песня была подчиненным жанром. Начиная, с 1970-х она становится главенствующим жанром.

Иерархия присутствует и внутри жанров. Например, «частный человек» – это миф внутри мифа о «массовом человеке»; тема «Завод» подчинена теме «Труд».

Мифы, лозунги, плакаты и т.д. могут использоваться в более сложных литературных формах политической речи: массовой песне, в жанрах символического поведения и т.п. Напротив, строки из песни могут становиться лозунгами и штампами.

За счет такого кумулятивного, иерархического устройства жанровой системы одна тема автоматически вызывает в памяти «сказителя» другую, что и позволяет говорить много и бессознательно.

Пример: Псевдология (классовый мир в социалистическом обществе) → мыслеформы (класс, мир) → штамп (рабочий и колхозник) → лозунг → плакат → символ (Серп и молот) → массовая песня (“Вперед, краснофлотцы!“) → демонстрация.

Типология

Устойчивые формы и литературные формы. Под устойчивыми формами политической речи мы понимаем средства выразительности, тропы. Литературные формы – это жанры в собственном смысле.

Жанры частной и официальной речи. Например, символическое поведение частного человека, символическое официальное поведение. Речь частная: СМС; Интернет-речь: форумная речь, интернет-мемы, хештеги, демотиваторы.

Общеупотребительные жанры и употребляемые только в политической речи. В политической речи есть жанры, характерные только для нее: гностический коран, лозунг.

Другие жанры (например, афоризм, новые имена) могут встречаться в разумной речи. Судить о этом случае о патологичности текста приходится не по жанру, а по свойствам, приемам.

Сюжетные и бессюжетные. «Комсомол», например, не сюжетная тема, а «разоблачение» – сюжетная.

Внутренняя форма

Хотя данный вопрос не может считаться до конца проясненным, можно утверждать, что у разных жанров есть своя внутренняя форма. Для тропов – это так называемые «моментальные боги», то есть мысленные образы. Мыслеформы, с одной стороны, соседствуют с псевдологией, а с другой, служат внутренней формой для литературных жанров. И мысленные образы и мыслеформы – это составные, аналитические формы, которые образуются методом гностического смешения. Заметим также, что такие внутренние формы неудержимо, автоматически восходят к слову и действию.

Генеалогические и контактные связи

Вопросы генеалогии жанров политической речи должны выясняться каждый раз конкретно, на историческом материале. То есть связи должны быть не только генетическими, но и контактными.

Устойчивые формы

  • Штампы:
    • Ругательные слова:
      • общеупотребительные,
      • частные.
    • Обращения:
      • обращения в лозунгах.
    • Матерная лексика.
    • Аббревиатуры.
    • Эпитеты:
      • постоянные эпитеты.
    • Новые имена:
      • имена времен пуританской революции,
      • имена времен Французской революции,
      • советские имена,
      • национал-социалистические имена,
      • календарь революционный: названия месяцев,
      • переименования географические,
      • названия сигарет, конфет, кинотеатров и т.п.
  • Гностический приказ.
  • Интернет-речь:
    • интернет-мемы,
    • хештеги.
  • Символы:
  • эмозди,
  • эмотиконы.

Литературные формы

  • Мыслеформы:
    • диалектика,
    • дискурс,
    • симулякр.
  • Мифы:
    • окончательный миф Нового времени,
    • основополагающий миф той или иной гностической цивилизации,
    • «формирование героя» (комплекс антропологических мифов),
    • «формирование мира» (комплекс космогонических мифов).
  • Темы:
    • бессюжетные,
    • сюжетные.
  • СМС-речь.
  • Телеграфный язык.
  • Лозунги.
  • Речевки.
  • Интернет-речь.
  • Клятва, присяга.
  • Плакат:
    • политический,
    • рекламный.
  • Массовая песня:
    • советская массовая песня,
    • авторская песня,
    • коммерческая массовая песня,
    • национал-социалистическая песня,
    • фашистская песня.
  • Искусственная традиция.
  • Городская легенда.
  • Утопия:
    • литературный жанр,
    • драматический жанр.
  • Гностический коран:
    • катехизис (модернистский).
  • Гностическое пророчество.
  • Афоризм, гномическая речь, пословицы, поговорки.
  • How-to – руководства по уходу, обращению с приборами, товарами, в том числе памятки, советы митингующим.
  • Анекдот.
  • Сквернословие.
  • Высококонцентрированный идиотизм (highly concentrated imbecility. – термин Эриха Фогелена).
  • Политическая речь: «У меня есть мечта» и т.п.
  • Канцелярская речь.
  • Газетная речь:
    • передовая статья,
    • очерк,
    • фельетон,
    • репортаж,
    • новость.
  • Стенная газета.
  • Насилие (садизм, как отдельный жанр патологической речи):
    • фильм ужасов,
    • жестокость в теленовостях,
    • жестокие телезрелища,
    • фильм, воспевающий насилие, террор.
  • Порнография.
  • Памятники.
  • Панегирик:
    • светское житие.
  • Пасквиль.
  • Полемика (полемика против определений, доказательств, против теории и т.п.).
  • Символическое поведение:
    • массовые действа (праздники):
      • сценарий массового действа,
      • Пир (застолье):
        • официальное (кремлевские приемы; дипломатические приемы).
      • Массовые православные действа.
    • Тингшпиль.
    • Литмонтаж, литературно-музыкальный монтаж.
    • Массовая гимнастика и художественные представления (КНДР).
    • Сокольская гимнастика.
    • Демонстрация:
      • флеш-моб,
      • митинг,
      • массовка.
    • Этикет.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Штрих к портрету митр. Антония Сурожского

Митрополит Сурожский Антоний вышел на воскресную проповедь и сказал прихожанам: «Сегодняшнее Евангелие никак не отозвалось в моем сердце, а потому я не могу ничего вам сказать». Когда можно применять силу

По разделам

12 Responses

  1. Вся опасность и состоит в том, что заговенье на пост и может превратиться в символическое действо, “политику”.
    Уже имеется например целый пласт “политической литературы”, которая активно выдаётся за православную, из последних примеров –
    https://antimodern.ru/umenshikova/
    Ещё один пример, только что поступило обращение к Собору с просьбой отменить решения Синода против имяславия, которое якобы было “поспешным и необоснованным”, а это просто уже какой-то новый стандарт появился со времён С. Булгакова, когда любое невыгодное для себя решение “богословствующие” объявляют и поспешным, и необоснованным, невзирая притом ни на какую приводимую аргументацию вообще и ни на какой прошедший период времени, и ещё со ссылкой не только на митр. Иллариона, но и на “труды выдающегося русского православного философа Алексея Федоровича Лосева”, “учёного-богослова”.
    Как и что на это возражать?
    В том и дело, что вообще говоря, непонятно.
    Вот здесь на сайте Лосев поименован пантеистом.
    Прочтёт такое современный “богослов” и скажет что-нибудь вроде того, что ах “как грубо” (“как вы смеете так”, “кто вы такой”).
    А между тем называть Лосева православным будет гораздо “грубее”.
    Наконец в любой момент и буквально везде сейчас можно услышать самый громоподобный из всех аргументов – это, мол, “ваше мнение”, а вот “у меня своё”. И тут уже после поражения громоподобием такой силы ничего не остаётся, как только замереть в глубоком громопотрясении.
    То есть любой разговор по существу на самом деле сам по себе представляется бессмысленным и даже каким-то невозможным предприятием.
    Вот поэтому отсчёт эпохи модернизма начинается на сайте со Шлейермахера, а в центре внимания оказывается “политика”, кроме которой в нашей жизни уже почти ничего не осталось…

    1. Священник учит неверию, прямо тому, как лучше “неверовать”.

      Таких священников всё больше и больше, на сайте отмечалось, что модернизм переходит в разряд “новой традиции”, “нового предания”, а с другой стороны уже как-то невозможно представить себе, чтобы на каком-то центральном ресурсе кто-нибудь сказал бы как-то иначе, ведь фактически действует цензура, когда о вере либо так, либо вообще никак. И цензура эта уже не просто эдакого спонтанно-бессознательного свойства, мол, “хочу радостной веры”, и всё, но как уже весьма многие отметили в истории с “Матильдой” ещё и административного свойства, тут “власть” демонстративно заявила своё право на кощунство, притом так, что это своё “право” она оспаривать не позволит никому, все должны знать, кто в доме хозяин, и если хозяин хочет немного покощунствовать, то всем молчать и сидеть тихо.

  2. Вот ещё пример такого вот мощного “потока сознания”, буквально сметающего всё на своём пути —
    http://ruskline.ru/politnews/2017/noyabr/30/aleksandr_wipkov_figura_patriarha_sergiya_stragorodskogo_delegitimiziruetsya_v_politicheskih_celyah/
    Что на это говорить?!
    Что?!
    Кроме как процитировать одного нехорошего писателя, ничего на ум не приходит:
    “Желаю, чтобы все.” – “И вам того же.”

  3. Вот сегодня “полковник Кассад” опубликовал ссылку.

    http://www.caute.tk/ilyenkov/biog/ck.html

    Как говорится, опять слов нет просто никаких.

    Это вот на самом деле к вопросу о том, почему рухнул Советский Союз, а именно потому что в таком государстве просто невозможно существовать.
    Удушающее зловоние марксизма-ленинизма, которым заставляют дышать с помощью палки и хорошо если не нагана.
    А чтение чего угодно “дореволюционного”, от Платона и Конфуция до чего-нибудь самого ужасного вроде В. Соловьёва или Розанова – как глоток кислорода умирающему от удушья.
    Стоит чуть отойти в сторонку концлагерному надзирателю, как тут же душа встрепенётся, начинает “ставить под сомнение верность важнейших положений марксистской диалектики”, начинает по-детски лепетать, что “объективной истиной является сама природа, а не научное знание о ней”, что “философские категории – причинность, необходимость и другие – являются не объективно существующими реальностями, а только абстракциями, способами «усвоения чувственно данного»”, что “марксистская точка зрения – одна из точек зрения, и ее можно «свободно» принимать или не принимать, что в марксизме могут существовать многие и разные взаимоисключающие положения”, начинает отрицать “всеобщий характер противоречий и характеризовать положение Энгельса о наличии противоречия в механическом движении как «гегельянщину»”, начинаются “дискуссии по недискуссионным вопросам”, “антипарийные высказывания”, стихийно возникает “атмосфера благодушия и терпимости к недостаткам, позиция невмешательства в споры по идейно-теоретическим вопросам”, начинается такое вот спонтанное пробуждение к жизни, первые неровные шаги младенца, я хочу жить, говорит душа, не хочу умирать… …

    “Аспирант Зиновьев на защите своей диссертации развязно, под аплодисменты, заявил, что через 20 лет он создаст новую науку философии и что, если бы ему дали больше времени для заключительного слова, он заставил бы членов ученого совета просить у него пощады.” — “Аспирант Зиновьев” это конечно же А. А. Зиновьев со своей тут же запрещённой диссертацией…

    Но всё это длится недолго, надзиратель с палкой быстро возвращается, наказание за пробуждение к жизни неотвратимо, люди допустившие и люди пожелавшие пробуждаться к жизни лишаются работы и средств к существованию, а в частности А. А. Зиновьев оказывается в иностранном аэропорту с одним чемоданом в руках…

    Вот такая “политика”…

  4. Спаси, Господи!
    Желал бы видеть материалы по темам: “Карикатура” (представление людей, ставших объектами ненависти, в искажённо-уродливом виде, пример – “Ватник”), “Демотиватор” (комментирование некоторого изображения “остроумной”, с точки зрения авторов, подписью). А в “Искусстве чтения (гностическом)” можно ли сделать раздел “Чтение между строк” (поиск скрытого смысла, например, политической аллегории, или приписывание разумной речи скрытого смысла в результате восприятия через собственную идеологическую призму и т.п.)?

  5. И можно ли ещё создать статью о подмене термина «духовность» на основании статьи архиеп. Аверкия (Таушева) «Духовность» и «душевность»:
    К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.