Политическая речь. Жанры политической речи

Средства выразительности и литературные виды политической речи.

Начало

Жанры политической речи

Северная Корея. Массовая гимнастика и художественные представления.
Северная Корея. Массовая гимнастика и художественные представления.

Жанры политической речи – это литературные виды политической речи, каждый из которых погружает говорящего, а за ним и слушающего, во вторую реальность. Например, если в политической пропаганде заходит речь о коррупции, то предметом обсуждения является не реальная коррупция, а «коррупция» выступает как тема, повод для патологической речи.

Жанры политической речи несут светский мистический заряд. Они пьянят и усыпляют, дезориентируют, образуют беспорядок в душе и транслируют его вовне. Они объединяют и разъединяют говорящего со слушающим, а слушающих между собой, приобщают к текучей жизни и отчуждают от нее, дают ощущение полноты и чувство одиночества и т.п.

Жанры, используемые в конкретной речевой стратегии, образуют систему, в которой можно выделить типологические, смысловые (синонимия, антонимия и омонимия), генеалогические и контактные связи.

Прежде всего жанры расположены иерархически. Например, в официальной советской речи предвоенного периода лирическая, бытовая песня была подчиненным жанром. Начиная, с 1970-х она становится главенствующим жанром.

Иерархия присутствует и внутри жанров. Например, «частный человек» – это миф внутри мифа о «массовом человеке»; тема «Завод» подчинена теме «Труд».

Мифы, лозунги, плакаты и т.д. могут использоваться в более сложных литературных формах политической речи: массовой песне, в жанрах символического поведения и т.п. Напротив, строки из песни могут становиться лозунгами и штампами.

За счет такого кумулятивного, иерархического устройства жанровой системы одна тема автоматически вызывает в памяти «сказителя» другую, что и позволяет говорить много и бессознательно.

Пример: Псевдология (классовый мир в социалистическом обществе) → мыслеформы (класс, мир) → штамп (рабочий и колхозник) → лозунг → плакат → символ (Серп и молот) → массовая песня (“Вперед, краснофлотцы!“) → демонстрация.

Типология

Устойчивые формы и литературные формы. Под устойчивыми формами политической речи мы понимаем средства выразительности, тропы. Литературные формы – это жанры в собственном смысле.

Жанры частной и официальной речи. Например, символическое поведение частного человека, символическое официальное поведение. Речь частная: СМС; Интернет-речь: форумная речь, интернет-мемы, хештеги, демотиваторы.

Общеупотребительные жанры и употребляемые только в политической речи. В политической речи есть жанры, характерные только для нее: гностический коран, лозунг.

Другие жанры (например, афоризм, новые имена) могут встречаться в разумной речи. Судить о этом случае о патологичности текста приходится не по жанру, а по свойствам, приемам.

Сюжетные и бессюжетные. «Комсомол», например, не сюжетная тема, а «разоблачение» – сюжетная.

Внутренняя форма

Хотя данный вопрос не может считаться до конца проясненным, можно утверждать, что у разных жанров есть своя внутренняя форма. Для тропов – это так называемые «моментальные боги», то есть мысленные образы. Мыслеформы, с одной стороны, соседствуют с псевдологией, а с другой, служат внутренней формой для литературных жанров. И мысленные образы и мыслеформы – это составные, аналитические формы, которые образуются методом гностического смешения. Заметим также, что такие внутренние формы неудержимо, автоматически восходят к слову и действию.

Генеалогические и контактные связи

Вопросы генеалогии жанров политической речи должны выясняться каждый раз конкретно, на историческом материале. То есть связи должны быть не только генетическими, но и контактными.

Устойчивые формы

  • Штампы:
    • Ругательные слова:
      • общеупотребительные,
      • частные.
    • Обращения:
      • обращения в лозунгах.
    • Матерная лексика.
    • Аббревиатуры.
    • Эпитеты:
      • постоянные эпитеты.
    • Новые имена:
      • имена времен пуританской революции,
      • имена времен Французской революции,
      • советские имена,
      • национал-социалистические имена,
      • календарь революционный: названия месяцев,
      • переименования географические,
      • названия сигарет, конфет, кинотеатров и т.п.
  • Гностический приказ.
  • Интернет-речь:
    • интернет-мемы,
    • хештеги.
  • Символы:
  • эмозди,
  • эмотиконы.

Литературные формы

  • Мыслеформы:
    • диалектика,
    • дискурс,
    • симулякр.
  • Мифы:
    • окончательный миф Нового времени,
    • основополагающий миф той или иной гностической цивилизации,
    • «формирование героя» (комплекс антропологических мифов),
    • «формирование мира» (комплекс космогонических мифов).
  • Темы:
    • бессюжетные,
    • сюжетные.
  • СМС-речь.
  • Телеграфный язык.
  • Лозунги.
  • Речевки.
  • Интернет-речь.
  • Клятва, присяга.
  • Плакат:
    • политический,
    • рекламный.
  • Массовая песня:
    • советская массовая песня,
    • авторская песня,
    • коммерческая массовая песня,
    • национал-социалистическая песня,
    • фашистская песня.
  • Искусственная традиция.
  • Городская легенда.
  • Утопия:
    • литературный жанр,
    • драматический жанр.
  • Гностический коран:
    • катехизис (модернистский).
  • Гностическое пророчество.
  • Афоризм, гномическая речь, пословицы, поговорки.
  • How-to – руководства по уходу, обращению с приборами, товарами, в том числе памятки, советы митингующим.
  • Анекдот.
  • Сквернословие.
  • Высококонцентрированный идиотизм (highly concentrated imbecility. – термин Эриха Фогелена).
  • Политическая речь: «У меня есть мечта» и т.п.
  • Канцелярская речь.
  • Газетная речь:
    • передовая статья,
    • очерк,
    • фельетон,
    • репортаж,
    • новость.
  • Стенная газета.
  • Насилие (садизм, как отдельный жанр патологической речи):
    • фильм ужасов,
    • жестокость в теленовостях,
    • жестокие телезрелища,
    • фильм, воспевающий насилие, террор.
  • Порнография.
  • Памятники.
  • Панегирик:
    • светское житие.
  • Пасквиль.
  • Полемика (полемика против определений, доказательств, против теории и т.п.).
  • Символическое поведение:
    • массовые действа (праздники):
      • сценарий массового действа,
      • Пир (застолье):
        • официальное (кремлевские приемы; дипломатические приемы).
      • Массовые православные действа.
    • Тингшпиль.
    • Литмонтаж, литературно-музыкальный монтаж.
    • Массовая гимнастика и художественные представления (КНДР).
    • Сокольская гимнастика.
    • Демонстрация:
      • флеш-моб,
      • митинг,
      • массовка.
    • Этикет.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Благовещенскую епархию посетил католический епископ

На прошлой неделе ординарий католической епархии святого Иосифа Кирилл Климович, который прибыл из Иркутска, встретился с правящим архиереем Благовещенской епархии еп. Лукианом. В рамках визита католический епископ посетил управляющего Благовещенской

12 Responses

  1. Вся опасность и состоит в том, что заговенье на пост и может превратиться в символическое действо, “политику”.
    Уже имеется например целый пласт “политической литературы”, которая активно выдаётся за православную, из последних примеров –
    https://antimodern.ru/umenshikova/
    Ещё один пример, только что поступило обращение к Собору с просьбой отменить решения Синода против имяславия, которое якобы было “поспешным и необоснованным”, а это просто уже какой-то новый стандарт появился со времён С. Булгакова, когда любое невыгодное для себя решение “богословствующие” объявляют и поспешным, и необоснованным, невзирая притом ни на какую приводимую аргументацию вообще и ни на какой прошедший период времени, и ещё со ссылкой не только на митр. Иллариона, но и на “труды выдающегося русского православного философа Алексея Федоровича Лосева”, “учёного-богослова”.
    Как и что на это возражать?
    В том и дело, что вообще говоря, непонятно.
    Вот здесь на сайте Лосев поименован пантеистом.
    Прочтёт такое современный “богослов” и скажет что-нибудь вроде того, что ах “как грубо” (“как вы смеете так”, “кто вы такой”).
    А между тем называть Лосева православным будет гораздо “грубее”.
    Наконец в любой момент и буквально везде сейчас можно услышать самый громоподобный из всех аргументов – это, мол, “ваше мнение”, а вот “у меня своё”. И тут уже после поражения громоподобием такой силы ничего не остаётся, как только замереть в глубоком громопотрясении.
    То есть любой разговор по существу на самом деле сам по себе представляется бессмысленным и даже каким-то невозможным предприятием.
    Вот поэтому отсчёт эпохи модернизма начинается на сайте со Шлейермахера, а в центре внимания оказывается “политика”, кроме которой в нашей жизни уже почти ничего не осталось…

    1. Священник учит неверию, прямо тому, как лучше “неверовать”.

      Таких священников всё больше и больше, на сайте отмечалось, что модернизм переходит в разряд “новой традиции”, “нового предания”, а с другой стороны уже как-то невозможно представить себе, чтобы на каком-то центральном ресурсе кто-нибудь сказал бы как-то иначе, ведь фактически действует цензура, когда о вере либо так, либо вообще никак. И цензура эта уже не просто эдакого спонтанно-бессознательного свойства, мол, “хочу радостной веры”, и всё, но как уже весьма многие отметили в истории с “Матильдой” ещё и административного свойства, тут “власть” демонстративно заявила своё право на кощунство, притом так, что это своё “право” она оспаривать не позволит никому, все должны знать, кто в доме хозяин, и если хозяин хочет немного покощунствовать, то всем молчать и сидеть тихо.

  2. Вот ещё пример такого вот мощного “потока сознания”, буквально сметающего всё на своём пути —
    http://ruskline.ru/politnews/2017/noyabr/30/aleksandr_wipkov_figura_patriarha_sergiya_stragorodskogo_delegitimiziruetsya_v_politicheskih_celyah/
    Что на это говорить?!
    Что?!
    Кроме как процитировать одного нехорошего писателя, ничего на ум не приходит:
    “Желаю, чтобы все.” – “И вам того же.”

  3. Вот сегодня “полковник Кассад” опубликовал ссылку.

    http://www.caute.tk/ilyenkov/biog/ck.html

    Как говорится, опять слов нет просто никаких.

    Это вот на самом деле к вопросу о том, почему рухнул Советский Союз, а именно потому что в таком государстве просто невозможно существовать.
    Удушающее зловоние марксизма-ленинизма, которым заставляют дышать с помощью палки и хорошо если не нагана.
    А чтение чего угодно “дореволюционного”, от Платона и Конфуция до чего-нибудь самого ужасного вроде В. Соловьёва или Розанова – как глоток кислорода умирающему от удушья.
    Стоит чуть отойти в сторонку концлагерному надзирателю, как тут же душа встрепенётся, начинает “ставить под сомнение верность важнейших положений марксистской диалектики”, начинает по-детски лепетать, что “объективной истиной является сама природа, а не научное знание о ней”, что “философские категории – причинность, необходимость и другие – являются не объективно существующими реальностями, а только абстракциями, способами «усвоения чувственно данного»”, что “марксистская точка зрения – одна из точек зрения, и ее можно «свободно» принимать или не принимать, что в марксизме могут существовать многие и разные взаимоисключающие положения”, начинает отрицать “всеобщий характер противоречий и характеризовать положение Энгельса о наличии противоречия в механическом движении как «гегельянщину»”, начинаются “дискуссии по недискуссионным вопросам”, “антипарийные высказывания”, стихийно возникает “атмосфера благодушия и терпимости к недостаткам, позиция невмешательства в споры по идейно-теоретическим вопросам”, начинается такое вот спонтанное пробуждение к жизни, первые неровные шаги младенца, я хочу жить, говорит душа, не хочу умирать… …

    “Аспирант Зиновьев на защите своей диссертации развязно, под аплодисменты, заявил, что через 20 лет он создаст новую науку философии и что, если бы ему дали больше времени для заключительного слова, он заставил бы членов ученого совета просить у него пощады.” — “Аспирант Зиновьев” это конечно же А. А. Зиновьев со своей тут же запрещённой диссертацией…

    Но всё это длится недолго, надзиратель с палкой быстро возвращается, наказание за пробуждение к жизни неотвратимо, люди допустившие и люди пожелавшие пробуждаться к жизни лишаются работы и средств к существованию, а в частности А. А. Зиновьев оказывается в иностранном аэропорту с одним чемоданом в руках…

    Вот такая “политика”…

  4. Спаси, Господи!
    Желал бы видеть материалы по темам: “Карикатура” (представление людей, ставших объектами ненависти, в искажённо-уродливом виде, пример – “Ватник”), “Демотиватор” (комментирование некоторого изображения “остроумной”, с точки зрения авторов, подписью). А в “Искусстве чтения (гностическом)” можно ли сделать раздел “Чтение между строк” (поиск скрытого смысла, например, политической аллегории, или приписывание разумной речи скрытого смысла в результате восприятия через собственную идеологическую призму и т.п.)?

  5. И можно ли ещё создать статью о подмене термина «духовность» на основании статьи архиеп. Аверкия (Таушева) «Духовность» и «душевность»:
    К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.