Жанры политической речи
Жанры политической речи – это литературные виды политической речи, каждый из которых погружает говорящего, а за ним и слушающего, во вторую реальность. Например, если в политической пропаганде заходит речь о коррупции, то предметом обсуждения является не реальная коррупция, а «коррупция» выступает как тема, повод для патологической речи.
Жанры политической речи несут светский мистический заряд. Они пьянят и усыпляют, дезориентируют, образуют беспорядок в душе и транслируют его вовне. Они объединяют и разъединяют говорящего со слушающим, а слушающих между собой, приобщают к текучей жизни и отчуждают от нее, дают ощущение полноты и чувство одиночества и т.п.
Жанры, используемые в конкретной речевой стратегии, образуют систему, в которой можно выделить типологические, смысловые (синонимия, антонимия и омонимия), генеалогические и контактные связи.
Прежде всего жанры расположены иерархически. Например, в официальной советской речи предвоенного периода лирическая, бытовая песня была подчиненным жанром. Начиная, с 1970-х она становится главенствующим жанром.
Иерархия присутствует и внутри жанров. Например, «частный человек» – это миф внутри мифа о «массовом человеке»; тема «Завод» подчинена теме «Труд».
Мифы, лозунги, плакаты и т.д. могут использоваться в более сложных литературных формах политической речи: массовой песне, в жанрах символического поведения и т.п. Напротив, строки из песни могут становиться лозунгами и штампами.
За счет такого кумулятивного, иерархического устройства жанровой системы одна тема автоматически вызывает в памяти «сказителя» другую, что и позволяет говорить много и бессознательно.
Пример: Псевдология (классовый мир в социалистическом обществе) → мыслеформы (класс, мир) → штамп (рабочий и колхозник) → лозунг → плакат → символ (Серп и молот) → массовая песня (“Вперед, краснофлотцы!“) → демонстрация.
Типология
Устойчивые формы и литературные формы. Под устойчивыми формами политической речи мы понимаем средства выразительности, тропы. Литературные формы – это жанры в собственном смысле.
Жанры частной и официальной речи. Например, символическое поведение частного человека, символическое официальное поведение. Речь частная: СМС; Интернет-речь: форумная речь, интернет-мемы, хештеги, демотиваторы.
Общеупотребительные жанры и употребляемые только в политической речи. В политической речи есть жанры, характерные только для нее: гностический коран, лозунг.
Другие жанры (например, афоризм, новые имена) могут встречаться в разумной речи. Судить о этом случае о патологичности текста приходится не по жанру, а по свойствам, приемам.
Сюжетные и бессюжетные. «Комсомол», например, не сюжетная тема, а «разоблачение» – сюжетная.
Внутренняя форма
Хотя данный вопрос не может считаться до конца проясненным, можно утверждать, что у разных жанров есть своя внутренняя форма. Для тропов – это так называемые «моментальные боги», то есть мысленные образы. Мыслеформы, с одной стороны, соседствуют с псевдологией, а с другой, служат внутренней формой для литературных жанров. И мысленные образы и мыслеформы – это составные, аналитические формы, которые образуются методом гностического смешения. Заметим также, что такие внутренние формы неудержимо, автоматически восходят к слову и действию.
Генеалогические и контактные связи
Вопросы генеалогии жанров политической речи должны выясняться каждый раз конкретно, на историческом материале. То есть связи должны быть не только генетическими, но и контактными.
Устойчивые формы
- Штампы:
- Ругательные слова:
- общеупотребительные,
- частные.
- Обращения:
- обращения в лозунгах.
- Матерная лексика.
- Аббревиатуры.
- Эпитеты:
- постоянные эпитеты.
- Новые имена:
- имена времен пуританской революции,
- имена времен Французской революции,
- советские имена,
- национал-социалистические имена,
- календарь революционный: названия месяцев,
- переименования географические,
- названия сигарет, конфет, кинотеатров и т.п.
- Ругательные слова:
- Гностический приказ.
- Интернет-речь:
- интернет-мемы,
- хештеги.
- Символы:
- эмозди,
- эмотиконы.
Литературные формы
- Мыслеформы:
- диалектика,
- дискурс,
- симулякр.
- Мифы:
- окончательный миф Нового времени,
- основополагающий миф той или иной гностической цивилизации,
- «формирование героя» (комплекс антропологических мифов),
- «формирование мира» (комплекс космогонических мифов).
- Темы:
- бессюжетные,
- сюжетные.
- СМС-речь.
- Телеграфный язык.
- Лозунги.
- Речевки.
- Интернет-речь.
- Клятва, присяга.
- Плакат:
- политический,
- рекламный.
- Массовая песня:
- советская массовая песня,
- авторская песня,
- коммерческая массовая песня,
- национал-социалистическая песня,
- фашистская песня.
- Искусственная традиция.
- Городская легенда.
- Утопия:
- литературный жанр,
- драматический жанр.
- Гностический коран:
- катехизис (модернистский).
- Гностическое пророчество.
- Афоризм, гномическая речь, пословицы, поговорки.
- How-to – руководства по уходу, обращению с приборами, товарами, в том числе памятки, советы митингующим.
- Анекдот.
- Сквернословие.
- Высококонцентрированный идиотизм (highly concentrated imbecility. – термин Эриха Фогелена).
- Политическая речь: «У меня есть мечта» и т.п.
- Канцелярская речь.
- Газетная речь:
- передовая статья,
- очерк,
- фельетон,
- репортаж,
- новость.
- Стенная газета.
- Насилие (садизм, как отдельный жанр патологической речи):
- фильм ужасов,
- жестокость в теленовостях,
- жестокие телезрелища,
- фильм, воспевающий насилие, террор.
- Порнография.
- Памятники.
- Панегирик:
- светское житие.
- Пасквиль.
- Полемика (полемика против определений, доказательств, против теории и т.п.).
- Символическое поведение:
- массовые действа (праздники):
- сценарий массового действа,
- Пир (застолье):
- официальное (кремлевские приемы; дипломатические приемы).
- Массовые православные действа.
- Тингшпиль.
- Литмонтаж, литературно-музыкальный монтаж.
- Массовая гимнастика и художественные представления (КНДР).
- Сокольская гимнастика.
- Демонстрация:
- флеш-моб,
- митинг,
- массовка.
- Этикет.
- массовые действа (праздники):
Продолжение следует
Роман Вершилло
12 Responses
Семейное заговенье на пост относится к символическому поведению?
Нет.
Вся опасность и состоит в том, что заговенье на пост и может превратиться в символическое действо, “политику”.
Уже имеется например целый пласт “политической литературы”, которая активно выдаётся за православную, из последних примеров –
https://antimodern.ru/umenshikova/
Ещё один пример, только что поступило обращение к Собору с просьбой отменить решения Синода против имяславия, которое якобы было “поспешным и необоснованным”, а это просто уже какой-то новый стандарт появился со времён С. Булгакова, когда любое невыгодное для себя решение “богословствующие” объявляют и поспешным, и необоснованным, невзирая притом ни на какую приводимую аргументацию вообще и ни на какой прошедший период времени, и ещё со ссылкой не только на митр. Иллариона, но и на “труды выдающегося русского православного философа Алексея Федоровича Лосева”, “учёного-богослова”.
Как и что на это возражать?
В том и дело, что вообще говоря, непонятно.
Вот здесь на сайте Лосев поименован пантеистом.
Прочтёт такое современный “богослов” и скажет что-нибудь вроде того, что ах “как грубо” (“как вы смеете так”, “кто вы такой”).
А между тем называть Лосева православным будет гораздо “грубее”.
Наконец в любой момент и буквально везде сейчас можно услышать самый громоподобный из всех аргументов – это, мол, “ваше мнение”, а вот “у меня своё”. И тут уже после поражения громоподобием такой силы ничего не остаётся, как только замереть в глубоком громопотрясении.
То есть любой разговор по существу на самом деле сам по себе представляется бессмысленным и даже каким-то невозможным предприятием.
Вот поэтому отсчёт эпохи модернизма начинается на сайте со Шлейермахера, а в центре внимания оказывается “политика”, кроме которой в нашей жизни уже почти ничего не осталось…
О. Павел Великанов о Рождественским посте https://ria.ru/amp/religion/20171128/1509698717.html
Священник учит неверию, прямо тому, как лучше “неверовать”.
Таких священников всё больше и больше, на сайте отмечалось, что модернизм переходит в разряд “новой традиции”, “нового предания”, а с другой стороны уже как-то невозможно представить себе, чтобы на каком-то центральном ресурсе кто-нибудь сказал бы как-то иначе, ведь фактически действует цензура, когда о вере либо так, либо вообще никак. И цензура эта уже не просто эдакого спонтанно-бессознательного свойства, мол, “хочу радостной веры”, и всё, но как уже весьма многие отметили в истории с “Матильдой” ещё и административного свойства, тут “власть” демонстративно заявила своё право на кощунство, притом так, что это своё “право” она оспаривать не позволит никому, все должны знать, кто в доме хозяин, и если хозяин хочет немного покощунствовать, то всем молчать и сидеть тихо.
Вот ещё пример такого вот мощного “потока сознания”, буквально сметающего всё на своём пути —
http://ruskline.ru/politnews/2017/noyabr/30/aleksandr_wipkov_figura_patriarha_sergiya_stragorodskogo_delegitimiziruetsya_v_politicheskih_celyah/
Что на это говорить?!
Что?!
Кроме как процитировать одного нехорошего писателя, ничего на ум не приходит:
“Желаю, чтобы все.” – “И вам того же.”
Вот сегодня “полковник Кассад” опубликовал ссылку.
http://www.caute.tk/ilyenkov/biog/ck.html
Как говорится, опять слов нет просто никаких.
Это вот на самом деле к вопросу о том, почему рухнул Советский Союз, а именно потому что в таком государстве просто невозможно существовать.
Удушающее зловоние марксизма-ленинизма, которым заставляют дышать с помощью палки и хорошо если не нагана.
А чтение чего угодно “дореволюционного”, от Платона и Конфуция до чего-нибудь самого ужасного вроде В. Соловьёва или Розанова – как глоток кислорода умирающему от удушья.
Стоит чуть отойти в сторонку концлагерному надзирателю, как тут же душа встрепенётся, начинает “ставить под сомнение верность важнейших положений марксистской диалектики”, начинает по-детски лепетать, что “объективной истиной является сама природа, а не научное знание о ней”, что “философские категории – причинность, необходимость и другие – являются не объективно существующими реальностями, а только абстракциями, способами «усвоения чувственно данного»”, что “марксистская точка зрения – одна из точек зрения, и ее можно «свободно» принимать или не принимать, что в марксизме могут существовать многие и разные взаимоисключающие положения”, начинает отрицать “всеобщий характер противоречий и характеризовать положение Энгельса о наличии противоречия в механическом движении как «гегельянщину»”, начинаются “дискуссии по недискуссионным вопросам”, “антипарийные высказывания”, стихийно возникает “атмосфера благодушия и терпимости к недостаткам, позиция невмешательства в споры по идейно-теоретическим вопросам”, начинается такое вот спонтанное пробуждение к жизни, первые неровные шаги младенца, я хочу жить, говорит душа, не хочу умирать… …
“Аспирант Зиновьев на защите своей диссертации развязно, под аплодисменты, заявил, что через 20 лет он создаст новую науку философии и что, если бы ему дали больше времени для заключительного слова, он заставил бы членов ученого совета просить у него пощады.” — “Аспирант Зиновьев” это конечно же А. А. Зиновьев со своей тут же запрещённой диссертацией…
Но всё это длится недолго, надзиратель с палкой быстро возвращается, наказание за пробуждение к жизни неотвратимо, люди допустившие и люди пожелавшие пробуждаться к жизни лишаются работы и средств к существованию, а в частности А. А. Зиновьев оказывается в иностранном аэропорту с одним чемоданом в руках…
Вот такая “политика”…
Спаси, Господи!
Желал бы видеть материалы по темам: “Карикатура” (представление людей, ставших объектами ненависти, в искажённо-уродливом виде, пример – “Ватник”), “Демотиватор” (комментирование некоторого изображения “остроумной”, с точки зрения авторов, подписью). А в “Искусстве чтения (гностическом)” можно ли сделать раздел “Чтение между строк” (поиск скрытого смысла, например, политической аллегории, или приписывание разумной речи скрытого смысла в результате восприятия через собственную идеологическую призму и т.п.)?
Что касается чтения между строк, то в общем и целом, как представляется, тема раскрыта:
http://dvagrada.ru/wiki/Искусство_чтения_(гностическое)
И можно ли ещё создать статью о подмене термина «духовность» на основании статьи архиеп. Аверкия (Таушева) «Духовность» и «душевность»:
К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».
http://dvagrada.ru/wiki/Модернизм_(штампы) – к штампам, внешне повторяющим цитаты из Писания и Предания, добавьте, пожалуйста, и “Надлежит быть и разномыслиям”.
Да, это нужно. Благодарю!