Святые отцы Церкви
Христианское Предание истолковывает то, что сказано в Священном Писании. В этом отношении Священное Предание по самой своей природе есть правильное уяснение сказанного и непогрешительная передача правильного понимания. Причина такой точности передачи лежит не в методах герменевтики, а в содержании Откровения (Ин. 14:26. Мф. 10:19-20. Евр. 8:8-12) и в исполнении завета о внутреннем просвещении христиан благодатью Святаго Духа (Евр. 8:10-11).
Святые отцы оставили многочисленные указания относительно методов толкования Писания, а также других речей, в том числе ложных. Есть у Святых отцов и теория разумной речи, суждения о природе слова (св. Григорий Нисский, еп. Немезий Эмесский, св. Иоанн Дамаскин), о власти слова (блж. Августин) и т.д.
Святые отцы ближайших к нам веков рассуждали о том, что происходит со словом и здравой речью в Новое время, в эпоху зарождения и господства идеологий. Св. Тихон Задонский, св. Филарет Московский и св. Игнатий (Брянчанинов), если назвать хотя бы некоторых, говорили и писали о том, каков должен быть ответ христианина на новое положение вещей, когда ложь проповедуется с властью, в том числе под именем Христианства.
Уже в XX веке церковные писатели уделяют все большее внимание таким новым явлениям в церковной среде как адогматизм, апофатика, богословие как язык борьбы, прагматики, лжемиссионерство, проникновение массовой культуры и развлечений в Церковь.
Мы предлагаем краткую сумму высказываний Святых отцов на темы разумной и патологической речи.
разумная речь
Возможна ли здравая речь о Боге? Да, возможна прямая и здравая речь о Самом Боге.
Как следует говорить о Боге? Говоря о Боге, мы именуем Его по Божественным свойствам и действиям. При этом слова для речи о Боге подбираются точные и такие, которые не смущают своей грубостью или неприличием.
Неясность речи и ее преодоление. Неясность речи бывает двух родов: вредная и полезная. Полезная неясность речи в Писании имеет ту цель, чтобы побудить читателя к более внимательному исследованию.
Понимание сказанного и написанного требует труда.
Диалог признается Святыми отцами возможным, но не всегда и не со всеми.
Победа не является целью диалога или спора. Главное – не отступить от веры. В этом наблюдается яркое противоречие с патологической речью, которая является языком борьбы, средством для достижения мирских целей.
Говорить о Боге может не всякий, а только достойный.
Святые отцы и церковные писатели определяют условия и время для речи о Боге. Это должно происходить в Церкви, и исключая дискуссию.
В понятие о разумной речи входит правильное понимание того, с кем можно, а с кем нельзя говорить о тех или иных высоких предметах. Не следует метать бисер перед свиньями, потому что истина всегда будет закрыта от того, кто ее недостоин.
В святоотеческом учении о языке признается существование внутреннего и внешнего слова, то есть смысла и звука. Слово исчезает, понятие остается. Речь ясно высказывает ясное и неясное.
Свойства разумной речи – определенность, точность выражений, определений, доказательств. Определительность в религиозных и нравственных понятиях имеет необыкновенную цену; неопределительность – большой недостаток. Понятно, что противоположные свойства присущи патологической, духовно больной речи.
патологическая речь
Находим мы у Святых отцов обличение болезни многословия, анализ патологической речи с теоретической стороны, разоблачение конкретных речений на патологическом языке, анализ гностического опьянения, которое владеет лжецами.
Где находится ложь? Где находится патологическая речь? Она существует только в самих лжецах.
искусство чтения
Отдельная тема в творениях Святых – это искусство чтения, которое приобретает огромную важность, если учесть, что читать следует прежде всего Священное Писание, и читать его правильно.
Первый вопрос: что читать? В выборе чтения следует руководствоваться авторитетом автора. Следует читать Священное Писание и Святых отцов Православной Церкви, и прежде всего имеющих превосходный авторитет.
Связанный вопрос: что не читать? Без необходимости не следует читать (и писать) ничего нового. Не следует читать авторов, распространяющих ложь и, в частности, гностическую пропаганду.
Как читать? Надо много и внимательно читать, запоминая и делая выписки. Точное и правильное понимание Писания – дар Божий, а главные духовные требования к читателю – открытость истине и закрытость для лжи.
Читать следует сознательно, то есть рассуждая (вынося суждение) о прочитанном. Мы судим по тому, что слышим. Мы понимаем из немногого многое.
Результатом чтения и толкования должно стать единое тело Писания, где всё соединилось в одно сложное и непротиворечивое целое. Только то толкование истинно, которое является частью этого единого тела.
искусство чтения (гностическое)
Наконец, Святые отцы анализировали и гностическое искусство чтения, непонимание разумной речи и его причины.
Роман Вершилло
Один ответ
Спасибо,очень полезная статья.