Search

Политическая речь. История вопроса: Святые отцы Церкви

Священное Предание

Начало

Святые отцы Церкви

Христианское Предание истолковывает то, что сказано в Священном Писании. В этом отношении Священное Предание по самой своей природе есть правильное уяснение сказанного и непогрешительная передача правильного понимания. Причина такой точности передачи лежит не в методах герменевтики, а в содержании Откровения (Ин. 14:26. Мф. 10:19-20. Евр. 8:8-12) и в исполнении завета о внутреннем просвещении христиан благодатью Святаго Духа (Евр. 8:10-11).

Святые отцы оставили многочисленные указания относительно методов толкования Писания, а также других речей, в том числе ложных. Есть у Святых отцов и теория разумной речи, суждения о природе слова (св. Григорий Нисский, еп. Немезий Эмесский, св. Иоанн Дамаскин), о власти слова (блж. Августин) и т.д.

Святые отцы ближайших к нам веков рассуждали о том, что происходит со словом и здравой речью в Новое время, в эпоху зарождения и господства идеологий. Св. Тихон Задонский, св. Филарет Московский и св. Игнатий (Брянчанинов), если назвать хотя бы некоторых, говорили и писали о том, каков должен быть ответ христианина на новое положение вещей, когда ложь проповедуется с властью, в том числе под именем Христианства.

Уже в XX веке церковные писатели уделяют все большее внимание таким новым явлениям в церковной среде как адогматизм, апофатика, богословие как язык борьбы, прагматики, лжемиссионерство, проникновение массовой культуры и развлечений в Церковь.

Мы предлагаем краткую сумму высказываний Святых отцов на темы разумной и патологической речи.

разумная речь

Возможна ли здравая речь о Боге? Да, возможна прямая и здравая речь о Самом Боге.

Как следует говорить о Боге? Говоря о Боге, мы именуем Его по Божественным свойствам и действиям. При этом слова для речи о Боге подбираются точные и такие, которые не смущают своей грубостью или неприличием.

Неясность речи и ее преодоление. Неясность речи бывает двух родов: вредная и полезная. Полезная неясность речи в Писании имеет ту цель, чтобы побудить читателя к более внимательному исследованию.

Понимание сказанного и написанного требует труда.

Диалог признается Святыми отцами возможным, но не всегда и не со всеми.

Победа не является целью диалога или спора. Главное – не отступить от веры. В этом наблюдается яркое противоречие с патологической речью, которая является языком борьбы, средством для достижения мирских целей.

Говорить о Боге может не всякий, а только достойный.

Святые отцы и церковные писатели определяют условия и время для речи о Боге. Это должно происходить в Церкви, и исключая дискуссию.

В понятие о разумной речи входит правильное понимание того, с кем можно, а с кем нельзя говорить о тех или иных высоких предметах. Не следует метать бисер перед свиньями, потому что истина всегда будет закрыта от того, кто ее недостоин.

В святоотеческом учении о языке признается существование внутреннего и внешнего слова, то есть смысла и звука. Слово исчезает, понятие остается. Речь ясно высказывает ясное и неясное.

Свойства разумной речи – определенность, точность выражений, определений, доказательств. Определительность в религиозных и нравственных понятиях имеет необыкновенную цену; неопределительность – большой недостаток. Понятно, что противоположные свойства присущи патологической, духовно больной речи.

патологическая речь

Находим мы у Святых отцов обличение болезни многословия, анализ патологической речи с теоретической стороны, разоблачение конкретных речений на патологическом языке, анализ гностического опьянения, которое владеет лжецами.

Где находится ложь? Где находится патологическая речь? Она существует только в самих лжецах.

искусство чтения

Отдельная тема в творениях Святых – это искусство чтения, которое приобретает огромную важность, если учесть, что читать следует прежде всего Священное Писание, и читать его правильно.

Первый вопрос: что читать? В выборе чтения следует руководствоваться авторитетом автора. Следует читать Священное Писание и Святых отцов Православной Церкви, и прежде всего имеющих превосходный авторитет.

Связанный вопрос: что не читать? Без необходимости не следует читать (и писать) ничего нового. Не следует читать авторов, распространяющих ложь и, в частности, гностическую пропаганду.

Как читать? Надо много и внимательно читать, запоминая и делая выписки. Точное и правильное понимание Писания – дар Божий, а главные духовные требования к читателю – открытость истине и закрытость для лжи.

Читать следует сознательно, то есть рассуждая (вынося суждение) о прочитанном. Мы судим по тому, что слышим. Мы понимаем из немногого многое.

Результатом чтения и толкования должно стать единое тело Писания, где всё соединилось в одно сложное и непротиворечивое целое. Только то толкование истинно, которое является частью этого единого тела.

искусство чтения (гностическое)

Наконец, Святые отцы анализировали и гностическое искусство чтения, непонимание разумной речи и его причины.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.