Search

Политическая речь. История вопроса: Литературоведение, социология, культурология

Мейер Абрамс, Питирим Сорокин, Маршалл Мак-Люэн.

Начало

Литературоведение

"Последний рейс корабля «Отважный»". Уильям Тернер, 1839.
Шедевр живописного романтизма: “Последний рейс корабля «Отважный»”. Уильям Тернер, 1839.

Наш проект исследования политической речи предполагает не только лингвистический, но и литературоведческий анализ. Это вызвано тем, что предметом нашего исследования являются жанры политической речи, темы, сюжеты, особенности композиции в разных формах политической речи.

Особенно ценными для нас в этом отношении являются Милман Парри, Юрий Тынянов (теория пародии), Мейер Абрамс, Роберт Дарнтон и некоторые другие.

Мейер Абрамс

Крупный исследователь романтизма Мейер Абрамс (1912 – 2015) в своем сочинении 1971 года «Естественное сверхъестественное. Традиция и революция в романтической литературе» (Natural Supernaturalism: Tradition and Revolution in Romantic Literature) указал на «естественное сверхъестественное» как на основополагающий прием и в то же время мировоззренческий фундамент романтизма. Для нашего исследования это концептуальное открытие является принципиально важным.

«Естественное сверхъестественное» (термин Томаса Карлейля) – это замена веры в сверхъестественное верой в естественное как своего рода чудесное, восхитительное. Сюда относятся и “чудеса” техники” и светская “святость” великих политиков, писателей и ученых. В целом это попытка с помощью патологической речи натурализировать сверхъестественное и гуманизировать Божественное. В изложении Мартина Пристмана:

Многие писатели-романтики используют религиозную, „сверхъестественную“ терминологию для описания предметов, переживаний и идей, которые для них самих являются чисто естественными, посюсторонними, обращая язык религии против нее самой, поскольку религиозное поклонение и почитание здесь направлено на мир, который традиционно считался недостойным поклонения.

Неслучайно романтизм стал источником как богословского модернизма, так и разного рода идеологий, а также массовой культуры. Благодаря этому создается мощный секулярный миф, который успешно заменяет собой Христианство в том числе на уровне терминологии.

Социология

Для исследования политической речи как идеологического явления будет вполне естественным привлечь сочинения социологов, и среди прочих – сочинение Питирима Сорокина «Социология революции» (The sociology of revolution. 1925), где он посвящает политической речи целую главу.

Сорокин проводит параллель между языком революции 1917 года и языком Французской революции, отмечает проблемы с эмоциональностью патологической речи, когда яркость языка приводит к его стертости, сниженности. Указывает он и на «буйство языка» – то есть гностическое опьянение идеологов и их слушателей.

Сорокин не боится тривиальных наблюдений. Он отмечает, что патологической речи просто много, физически много:

С началом (Французской) революции „море речевых рефлексов разливается и приобретает бешеный характер“. Начинаются бесконечные митинги, рост клубов, брошюр, газет и т. д. Число якобинских клубов к началу 1791 г. достигает уже 227, через три месяца их 345, к концу Конституанты — 406.

Культурология

В исследовании политической речи могут оказаться полезными труды историков и теоретиков культуры и прежде всего культуры массовой, культуры СМИ.

Например, в варианте Маршалла Мак-Люэна исследование массовой культуры нашего времени становится родом семиотической философии. Его наиболее известный тезис звучит: «Медиа – это сообщение» (Medium is a message). Под этим Мак-Люэн подразумевал, что помимо прямого содержания сообщения, каждый вид медиа (радио, телевидение, интернет) несет и свое отдельное сообщение, сообщает структурную и знаковую информацию, которая определенным образом формирует культуру.

Эта мысль не покажется столь уж революционной, если представить себе непосредственное содержание сообщения как семантику, а медиа – как грамматику сообщения. Он убедительно показал, что наше восприятие происходит изнутри ситуации, внутри той или иной модели восприятия.

Мак-Люэн исходил из следующей исторической схемы: 1) эпоха в широком смысле первобытная, устная, затем 2) возникновение алфавита, письма, 3) революция Гутенберга (неслучайно совпавшая с началом Нового времени) и 4) возвращение в наше время к первобытному устному состоянию. Он пишет о нашем времени как постлитературном, неоязыческом, о мире как “глобальной деревне”. Пока эта концепция успешно подтверждается по крайней мере на примере частной, и в этом смысле «устной», обыденной интернет-речи.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.