Search

Политическая речь: основные понятия

Набросок программы исследований политической (патологической) речи нашего времени.

Начало

Патологическая речь

Патологическая речь – это речь массового человека, находящегося в состоянии гностического опьянения. Это речь политическая в своем существе, если понимать политику как практическую деятельность по имманентному самоспасению. В определение патологической речи входит ее противоположность речи разумной.

Свойства

Патологическая речь – это речь 1) иррациональная, 2) духовно нездоровая, 3) поврежденная.

Иррациональная речь

  • Лишенная логоса (не сообщающая смысла),
  • не подвергнутая критике (бессознательно произносимая),
  • тавтологическая (не сообщающая нового).
  • Сообщает человеку мнения, а не истину.

Духовно нездоровая речь

Служит для демонстрации (по типу театрального представления) и общественного воплощения духовных болезней массового человека. Среди этих духовных болезней следует особо выделить многословие.

Патологическая речь свидетельствует о степени духовного разрушения личности.

Речь поврежденная

  • Идеологически поврежденная  речь. В массовом обществе речь перестает служить средством сообщения истины. Истину она отвергает или искажает. Патологическая речь играет роль практическую, служит освоению наличной ситуации, а не подчиняет человека вечной ситуации предстояния пред Богом.
  • Нравственно поврежденная  речь. Безнравственная коммуникация устанавливает принцип полезности, прагматической целесообразности там, где нужно бескорыстное следование чистой истине.
  • Формально поврежденная речь, в которой существует разрыв между формой и содержанием (сказано одно, а значит совсем другое).

Патологическая речь разрушает пространство диалога, делает невозможным общение в обществе и образование.

Области применения

Патологическая речь служит для:

  • гностического постижения человеком мира и самого себя,
  • магического изменения мира: сплочения общества, разрушения общества, возрождения общества, спасения цивилизации и т.п.
  • ведения гностического диалога,
  • развлечения,
  • выражения светских мистических чувств и т.д.

Объем понятия

Мы предлагаем исследовать патологическую речь в широких исторических рамках: в эпоху Нового времени (XVI – XXI вв.), делая особое ударение на эпохе Возрождения, Реформации, пуританской революции в Англии, Французской и Российской революции. Отдельному исследованию должна быть подвергнута советская речь как законченный  комплекс патологической речи.

В синхронии патологическая речь заполняет всю область коммуникации во всех сторонах современного общества: в идеологии, массовой культуре и науке, массовой религии. Она пронизывает все стороны человеческой жизни: общественную и частную жизнь, СМИ, образовательную систему и внесистемное обучение, охватывает мысленные клише, символические действия и знаки.

Классификация

Патологическая речь существует в специфических для нее и неспецифических (общих с разумной речью) формах, жанрах, использует специфические приемы. В них отражаются свойства патологической речи, представляющие собой систему.

Окончательное определение патологической речи

Иррациональная, духовно нездоровая, нравственно и формально поврежденная речь массового человека, служащая для сообщения лжи и магического изменения действительности.

Вторая реальность

Как речь лишенная смысла, патологическая речь является симптомом разрыва человека с первой реальностью.

Патологическая речь как целое выражает структурно организованную мнимую действительность, которую мы будем именовать «второй реальностью». Это реальность мечтаний, в том числе воплощенных в формах политических режимов, в массовой культуре, в организованных и частных формах массовой религии и т.п. Это реальность мнений, навязываемых обществу насилием или обманом.

Вторая реальность защищает человека от контакта с Истиной, от предстояния пред Богом, создавая область неподлинного, почитаемого за подлинное или даже за единственно подлинное, и случайного, почитаемого за должное. Все вместе это означает, что вторая реальность является демонически замкнутой, такой, до которой невозможно дотронуться словом истины.

В то же время во второй реальности ничто не скрыто, все является внешним в той же мере, что и внутренним. Это мир бесстыдного самообнажения, дерзкого отказа от самопознания. Здесь все находится на грани воплощения в слово, действие или личность.

Патологическая речь служит невизуальной картой второй реальности.

Гностицизм

Гнозис мы определяем как способ познания через смешение, а не различение понятий. Гностицизму свойственно такое созерцание Бога и осмысление мира, которое претендует на абсолютное овладение познаваемой реальностью: через знание или через незнание (апофатику).

Гностическое созерцание ведет к абсолютной свободе, которая является «окончательным мифом» Нового времени. В этом мифе познающий субъект окончательно утверждает свою власть над предметом познания, сам восхищая свою абсолютную свободу. Такое созерцание более не подвержено критике, оно не может быть неверным, потому что воплощается гностиками-активистами на практике.

Патологическая речь есть средство гностического познания второй реальности и орудие для создания этой реальности.

Тавтология

Патологическая речь ничего не сообщает в собственном смысле слова, а только дает человеку ощущение полноты через мнимое самотождество с самим собой. Благодаря этому патологическая речь приобретает обобщающую силу, объясняя и обосновывая самое себя.

Патологическая речь – это в прямом смысле внутренняя речь, публичный разговор массового человека о себе с самим собой.

Патологическая речь занимает все пространство рассуждения и действия, в результате чего возникает тавтологическая полнота, мнимое общее. Создаваемая таким образом вторая реальность равна самой себе и понуждает человека мыслить и действовать так, как если бы он был равен самому себе.

Гностическое опьянение

Наиболее радикальным проявлением принадлежности ко второй реальности, прямым бунтом против первой реальности является гностическое опьянение во всех формах: гностическое безумие, дионисийство, гностический пыл, экстаз, энтузиазм, оргиазм.

В гностическом опьянении человек прибегает к патологической речи с ее неартикулированным бормотанием и бессмысленными и стереотипными криками.

Первым признаком гностического опьянения служит острое ощущение человеком разрыва между формой и содержанием в своей и чужой речи. Такой разрыв означает, что человек утратил связь с логосом и более не видит границу, отделяющую добро и зло. Этот разрыв, с одной стороны, мучает гностика, а с другой – успешно используется им в пропаганде, когда, например, средства массовой информации и коммуникации становятся средством анестезии, опьянения масс.

В состоянии опьянения гностик говорит несмотря на то, что он не должен говорить и сказать ему нечего. Патологическая речь начинает ощущаться им как произносящая сама себя через него как через орудие. С этой стороны патологическая речь есть воля к говорению, разновидность воли к власти и, следовательно, проявление демонизма, одержимости.

Гностическое опьянение чередуется с гностическим сном, который образует свои формы и приемы патологической речи, в том числе совпадающие с порождаемыми гностическим опьянением: невразумительное бормотание, псевдомногозначительное молчание, гномическая краткость, фрагментарность речи и т.п.

Светский мистицизм

Важное понятие о «светском мистицизме» понадобится для ответа на вопрос о том, чем опьяняется гностик. Мистика полноты, мистика времени, мистика пространства, антиномическая мистика, мистика процесса, мистика исцеления, – все они составляют внутреннюю мотивировку высказываний на патологическом языке.

Массовый человек

Указанный нами выше объем понятия патологической речи опосредованно вытекает из понятия о человеке и непосредственно из понятия о его противоположности – массовом (новом) человеке, который обладает ложным, тотально искаженным сознанием, фальсифицирующим все, что попадает в его сферу.

Новый человек действительно существует (существовал) как «социалистический человек» Маркса, «новый итальянец» Муссолини, но в то же время это не понятие в подлинном смысле, а миф о сверхчеловеке, всечеловеке, человекобоге.

В мифе о новом человеке человек абсолютно овладевает самим собой, вплоть до изменения своей природы. Новый человек сам совершает свое спасение и занимает в светской религии место посюстороннего бога.

С внутренней стороны, новый человек – это человек духовно больной, и, прежде всего, болезнью глупости.

Мастер патологической речи

Новый человек, отождествивший себя со своей волей к говорению, овладевший формами, жанрами и приемами патологической речи, является мастером патологической речи.

Духовные болезни

Отделение души от Бога и от первой реальности мы диагностируем как духовную болезнь и следующую за болезнью смерть души. Болезни такого рода можно классифицировать как болезни гностического смешения, которые мешают отличать первую реальность от второй:

  • глупость,
  • неграмотность,
  • бесстыдство,
  • многознание,
  • многоделание,
  • многословие и др.

В группу болезней знания входят непонимание понятного, понимание непонятного и т.п.

Болезни нашего века воплощаются в трех фигурах: глупца, неграмотного и бесстыдного.

Глупец – это тот, кто следует зову глупости и в результате страдает пороками многознания, многоделания и многословия. В современном обществе глупец занимает место идеолога, учителя, транслирующего свою глупость. Он управляет своим и чужим сознанием. По преимуществу глупец и втягивает больных другими болезнями в соучастие во второй реальности, общей для всех гностиков одного рода. Мастер патологической речи – прежде всего глупец.

Неграмотный не способен понять и выразить проблемы смысла и духа, добра и зла, доброго и злого в действиях и личностях. Он не способен выразить и навязать другому абсурдность второй реальности, но за счет беспорядочного непонимающего воспроизведения и искажения он вносит значительный вклад в общий поток патологической речи. Основная масса патологической речи производится (воспроизводится) именно людьми неграмотными.

Бесстыдный ответственен за значительную долю патологической речи, прежде всего в области компромисса и ухода от преследования, порнографии и идеологической порнографии.

Многословие

Все три духовные болезни суммируются в одной, которая собственно совпадает с патологической речью – это болезнь многословия или иначе пустословия (др.-евр. hâbal; греч. μωρολογία, ματαιολογία, κενοφωνία, μακρολογία; лат. longiloquium; англ. prolixity of speech, tediousness in speech).

Многословие в техническом смысле – это речь пустая, то есть бедная содержанием, в которой продолжительность высказывания не соответствует предмету. Когда о маловажном предмете составляют много книг, то это многословие в смысле объема.

Когда говорят о несуществующем предмете, когда говорит тот, кто не должен говорить и кому нечего сказать, то проблема сразу приобретает социальное измерение. Обильное словоизлияние служит симптомом гностического опьянения, одержимости, когда человек забывает себя.

Многословие в гностическом обществе считается добродетелью.

Болезнь многоделания служит причиной того, почему патологическая речь воспринимается как дело, как слово действенное, в отличие от чисто теоретического слова Истины.

Болезнь многознания порождает разные формы ложного знания, псевдологий. Исследуя болезнь многознания, мы узнаем, как и какое гностическое знание образует для себя формы патологической речи.

Гностическая цивилизация

Рассмотренные выше понятия суммируются в понятии «гностическая цивилизация», которая является историческим воплощением второй реальности. Мы используем этот термин для обозначения всего Нового времени, а также конкретных цивилизаций внутри него: советской, национал-социалистической, американской и т.п.

В гностическом обществе запрещено публично вести диалог на разумном языке. Общение на разумном языке вытесняется в область речи частного человека. Внутри гностической цивилизации общественно санкционирован только один вид диалога, который мы предлагаем называть «гностическим диалогом».

В гностической цивилизации господствует гностическое образование, производится массовая интоксикация посредством развлечений, в том числе с помощью средств массовой информации и коммуникации.

Патологическая речь интегрируется в целостный светский культ, когда возникает общество радикальной внешности, где ничто не скрыто и ничто не открыто. Поведение массового человека является ритуальным – от его стереотипных мыслей до стереотипных действий. Речь “нового человечества” обращена к своему коллективному “я” на сцене огромного театра мироздания.

Пределом развития гностической цивилизации является создание единого религиозно-политического тела.

Продолжение следует

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

9 Responses

  1. Вот, на мой взгляд, яркий и самый свежий пример патологической речи:
    “«Мы видим, что встреча в Гаване, как Вы уже упомянули, положила начало новому этапу отношений между нашими Церквами, дала новый импульс нашим связям», ― сказал П. Паролин, подчеркнув, что принесение мощей святителя Николая в Россию, о котором Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск договорились по итогам исторической встречи в Гаване в феврале 2016 года, оказало огромное влияние на отношения между двумя Церквами. «Этот аспект ускоряет наше движение вперед в отношениях, ― отметил представитель Святого Престола. ― Я был очень рад видеть, какое значение имело это событие и как оно было принято Русской Православной Церковью. И я рад его результатам. Можно сказать, что один из результатов прибытия мощей ― это новая атмосфера, которая нам помогает общаться и двигаться вперед»” (http://www.patriarchia.ru/db/text/4991493.html).
    “…положила начало новому этапу отношений”; “дала новый импульс нашим связям”; “этот аспект ускоряет наше движение вперед в отношениях…” Похоже на шизофрению, особенно с учетом того, что “отношения” и “связь” в русском языке – эвфемизмы блуда.

    1. Как говорил М. С. Горбачев после встречи с Рейганом:
      “встреча ложит начало”.

  2. По-моему, хорошую иллюстрацию патологической речи и, может быть, демонической закрытости можно найти в нападках борцов с мощами Царственных Мучеников.

    Очень контрастно смотрятся комментарии следователя В. Н. Соловьёва, который в своё время возглял расследование: здравые, предметные, конкретные. Я их на всякий случай подсобрал в одном месте, чтобы не пропали: https://github.com/kishmakov/church_texts/blob/master/history/2017_ru_vladimir_solvyov_ruskline_comments.md

    1. Вы сразу всю полноту Церкви хотите уличить в демонической закрытости?

  3. Помнится, давным-давно меня удивляло, как быстро находят общий язык люди, которых в английском языке называют “bullshitter” (пустослов). И несмотря на их патологическую неспособность решить ни одну практическую задачу, они образуют на редкость живучие сообщества и кланы.

    Но интересный момент в том, что конкретный разговор о приземлённых вещах быстро рассеивает дурман, наведённый пустословами. Для этого нужно “всего-то” иметь чёткую систему понятий в голове и привычку добиваться предельной ясности любого решаемого вопроса. Получается, что это не коварные пустословы колдуют магию пустословия на ни в чём неповинных слушателей, а сами слушатели подаются искушению в ней поучаствовать и получить от этого какие-то выгоды.

    И меня не покидает мысль, что вы изобретаете велосипед с уникальными названиями для спицы, колеса, руля и т.д. О превращении речи в пустословие писал ещё Эрик Артур Блэр (“Джордж Оруэлл”), а вообще исследований на эту тему десятки. Неужели нет какой-то устоявшейся терминологии, всем понятной?

    1. Во-первых, про коварных пустословов, представим себе человека, который ничего не знает о вере, но хочет научиться, а первой книгой, попавшейся ему, будет книга Шмемана, и что будет?
      Будет как раз то самое коварное навязывание пустословия человеку действительно ничего не подозревающему, просто потому что он сделал первый шаг и ни о чём не подозревает, он не знает, а только хочет всё узнать.

      А если есть такая устоявшаяся терминология, подскажите тогда, где она, и всё.
      Её не видно.
      Многие авторы писали на эти темы, но теринологии нет, и с другой стороны, а как она появится, эта устойчивая терминология, обличающая ложь и (само)обман, когда абсолютно все “официальные” инстанции, будь то светские или даже церковные, не просто не заинтересованы в прояснении каких-либо вопросов вообще, но наоборот, заняты тем, как говорил А. А. Зиновьев, чтобы максимально затруднить человеку понимание действительности.
      Особенно же горько, что всё это давно проникло в церковную ограду, и двусмысленность и намеренная и целенаправленная неясность выражений стала отличительным знаком последнего времени.

      1. Что будет с человеком, увидевшим книгу Шмемана, зависит от расположения его души. Человек – не программируемый калькулятор, у него есть выбор. Некоторые люди из протестантства, из язычества, из сект выходят к Богу, и никакие затруднения понимания действительности их не останавливают. А некоторые от рождения крещены, с детства причащаются и становятся безбожниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.