Зачем спорить с модернистами?

Чтобы полюбить истину и понять ее, гностику нужно было бы поменять сознание, но это превышает человеческие силы.

В шуме массовых религиозных развлечений трудно расслышать голос православных христиан. Православный стоит в одиночестве перед пестрой толпой, и чаще всего не находит, что сказать и как сказать.

Мы не можем убеждать модернистов и вообще идеологов не только потому, что среди нас нет мастеров слова. С нас было бы достаточно прямой и простой речи, если бы мы говорили главное о главном.

В чем же состоит это “главное”? В том, что между Церковью и миром существует непримиримая вражда, и главный спорный пункт – это развлечение. Самое глубокое различие лежит не между верующими и неверующими, а между теми, кто относится к спасению серьезно, и теми, кто хочет попасть в рай играючи.

Кажется, что любая речь о принципиальном разделении между людьми будет услышана. А так как этого не происходит, значит у нашей немоты есть конструктивные причины. Чтобы в этом разобраться, обратимся к двум противоположным типам: модерниста и антимодерниста.

Модернист

Модернист – фигура по-своему удивительная. Ты ищешь границы его неразумия и не находишь. Его глупость безгранична и предел ее распространению ставит только воля Божия.

Модернист не мыслит

У модерниста есть прививка от Православия. Он уже слышал о Православии и к нему приноровился. Православие для него служит оправданием того, чтобы жить и мыслить как ему удобно.

Ты говоришь ему что-либо против Церковной реформы, а человек уже о ней слышал. Он держит в памяти свои и чужие аргументы, и готов тебе их воспроизвести. Во время разговора он не слышит тебя и не мыслит. Он откликается на твои слова как эолова арфа, издавая благозвучные, но невнятные звуки.

Он бесстыден

Безмыслие гностика связано с его бесстыдством. Модернисты знают о Православии и отрекаются от него. Они слышали о том, что мир духовно болен, все-таки идут туда за рецептами исцеления Церкви.

Он ленив

Модернист погружен в многоделание, и, к сожалению, его самодеятельность зачастую связана с Церковью. В то же время его трудно назвать трудолюбивым. Он занимается всегда не тем, чем ему положено заниматься. Он всегда не на своем месте.

Он – философ, если не способен к отвлеченному мышлению. Он филолог, если не способен к образованию понятий. Он богослов, если не верует в догматы и не хочет ничего знать о Православии. А если он аморалист, то, конечно, становится учителем добродетели.

Таким образом выходит, что наш энергичный деятель, скорее, ленив. Ведь он не преодолевает единственное препятствие, которое стоит преодолевать: собственную глупость.

спорить с модернистами
Конференция “Митрополит Никодим (Ротов) и его наследие”. 2019 год, Санкт-Петербург.

Лень в сочетании с многоделанием рождает беспокойство, причем даже не личное, а общественное. Поэтому о модернисте надо знать, что он создает беспорядок вокруг себя: в обществе, в организации, в Церкви, на приходе. Если модернист создает большой, эпохальный, непоправимый беспорядок, то это называется “вкладом в развитие церковной жизни“, а сам он – “человеком Церкви”.

Модернист нескромен

Общественное беспокойство возникает еще от того, что каждый живет с оглядкой на других.

Гностик действует как на сцене, зная, что за ним наблюдают другие. Он позирует, красуется перед публикой и действует не по долгу, то есть ради Бога, а потому что осуществляет “спасение всего мира”. Следовательно, модернист нескромен и его задушевной сутью является радикальная внешность.

Он ищет компромисс

Модернист всегда находится в поиске компромисса. Этот поиск заменяет ему умственную деятельность. Он непрестанно сопрягает несоединимое, непохожее и похожее.

Модернист ищет компромисс потому, что у него есть совесть. Даже самый радикальный модернист все-таки понимает, что он отделен от мира, помечен знаком Креста. Компромисс для него – это способ вернуться к “нормальной жизни”, к жизни как у всех.

У него есть совесть, которую он обманывает, а любви у него нет, и поэтому он, не дрогнув, взирает на обманутых им.

Он находится в мире с гностической цивилизацией

Модернист находится в мире с миром. Это не только убеждение, но и сильное духовное переживание. Его солидарность с миром окрашивает все его мысли, дела и слова. Поэтому модерниста видно за версту. Это уже не жизненная стратегия, а сама суть современного человека, если она у него есть.

Современник

Наконец, о модернисте можно сказать, что он современен эпохе Отступления.

Так, например, о. Павел Флоренский рождает замечательный по-своему афоризм. На вопрос об отношении к Декларации митр. Сергия (Страгородского) он ответил: «Лучше грешить с эпохой, чем отделяться от нее, считая себя лучше других».

В этой фразе, можно сказать, соединились все качества модерниста, которые мы описали, а также представление о спасении как игре.

Антимодернист

Теперь попробуем вкратце описать тип христианина, антимодерниста.

Христианин открыт пред Богом, он предстоит пред Ним и ожидает суда над своими словами, мыслями и делами. Он сознает и свое ничтожество, и свою греховность.

Христианское знание – это не медитация над тем, что предлагает ему течение жизни, а знание истинное и определенное, знание порядка, установленного Богом. Благодаря этому христианин познаёт время, в которое он живет, понимает, что это время Отступления. Антимодернист видит, что мир в кризисе, что между Христианством и гностической цивилизацией – духовная пропасть.

Христианин не станет считать как модернист, что его спасение находится в его руках. Он не верит в то, что он контролирует ситуацию, может волевым образом преодолеть болезни века. Христианин празден и неподвижен, потому что ждет прощения, избавления и возмездия от Бога (Откр. 11:18), а не от человека или, Боже упаси, от себя самого.

Христианин не пребывает в бездействии, его добродетель действенная и деятельная. Он хочет быть прав во всем и благодаря этому он во всех обстоятельствах ведет созерцательную жизнь. Он нерассеянно внимает воле Божией, и поэтому не решает и не хочет решать социальные проблемы века.

Христианин по большей части незаметен в больном обществе, но даже не знает об этом. Он скромен, не думает, что на него кто-либо смотрит.

Христианин не принимает компромиссов, потому что у него есть стыд и совесть. Он ясно понимает, что призывы к любви и дружбе не ведут к восстановлению порядка в больном обществе.

Антимодернист отказывается быть солидарен с теми, кто создает духовный кризис в Церкви. Его позиция, в этом отношении, вызывающая, это позиция одиночки. Он всеми силами старается держаться подальше от организованной глупости. Чтобы понять современность, он намеренно не шагает с ней в ногу.

Вражда с миром для антимодерниста не тактика и не образ жизни. Это ненависть к миру, созданному новым человеком. Он видит свою задачу не в том, чтобы хорошо устроиться в этом мире, или же, напротив, устроиться нем как-то необычайно неудобно для себя и других.

Если выразиться еще точнее, то вражда с миром исходит не от христианина. По милости Божией христианин так устроен, что мир его ненавидит.

Враги

Итак, наше описание показывает двух антиподов: модерниста и антимодерниста, а если взять шире: гностика в его противостоянии с христианином. Их сознание устроено по-разному, понятия у них образуются разными способами и используются в противоположных целях.

Гнозис превращает в гнозис все, что ему попадается на пути. Гностик “осмысливает” и просто здравую речь, и Божественное Откровение. Все, что ты ему скажешь, он обратит в оружие против веры.

Чтобы полюбить истину и понять ее, гностику нужно было бы поменять сознание, но это превышает человеческие силы.


Что же делает христианина невыносимо враждебным для мира? Его любовь к Богу и к ближнему. Вот это никогда не будет современно, никогда не станет законом жизни мира сего.

Случается, что любовь к ближнему понуждает антимодерниста заниматься этим безнадежным делом: спорить с модернистами. Только делать это следует без веры в человека, а напротив, с большим недоверием и хорошим знанием того, что такое человек Нового времени.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Благовещенскую епархию посетил католический епископ

На прошлой неделе ординарий католической епархии святого Иосифа Кирилл Климович, который прибыл из Иркутска, встретился с правящим архиереем Благовещенской епархии еп. Лукианом. В рамках визита католический епископ посетил управляющего Благовещенской

Клирики римского храма РПЦ посетили мессу

В ночь с 24 на 25 декабря настоятель храма св. влкмц. Екатерины в Риме о. Антоний (Севрюк) и клирик храма о. Игорь Выжанов присутствовали на Рождественском богослужении в соборе св. апостола Петра в Ватикане.

4 Responses

  1. Благодарю! “Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим» Ис. 30:15

  2. Да, очень точно подмечено. Христианин, антимодернист если что и делает, то остаётся созерцателем, так как: 1) делает в силу долга, а не произвольно, то есть не думает о последствиях, не имеет ввиду изменение исторической, социальной, церковной ситуации и 2) делает только для себя, своей души – так как просто не сможет жить если пройдёт мимо. Если это и “деятельность”, то она не существует в глазах деятельности и не соприкасается с нею ни в чем. Получается, что у него есть двойная жизнь, о которой никто не знает. И он сам не знает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.