Братия и сестры!
Отличие чтения Великого Покаянного Канона на первой седмице Великого Поста от его чтения на пятой седмице состоит в том, что на пятой седмице нас судит Преподобная Мария Египетская.
Она во всем как мы в отношении Православной Веры. И поэтому судит нас.
Она, как и мы, крещена в детстве. Она, как и мы, знала те же догматические истины: что Единородный Сын Божий, Слово Отчее, воплотившись от Приснодевы Преблагословенной и Пречистой Богородицы Марии, отдал Свою Плоть на крестные муки ради искупления наших грехов и вечного спасения наших душ. Она, как и мы, знала, что эта расплата и спасение совершилось на Животворящем Древе.
И она, как и мы, знала истины нравственного учения Христова. Знала, что блуд является смертным грехом.
Но не верила в эти истины до своего покаяния.
Нас судит серьезность, глубина, простота, однозначность и неповторяемость ее обращения .
Обещание отречься от мира, обещанное и исполненное «только» в благодарность за возможность приложиться к Животворящему Кресту Спасителя!
Какая душа.
Нас судит ее серьезность.
Она не просила великих знамений, исцелений. Просила только пропустить ее после трех или четырех попыток пройти в храм.
Что это для современного Православного. Обрадовался, поблагодарил, вышел. И забыл. Каждый суди по себе.
Нас будут судить наши многочисленные обещания и обеты, наши исповеди и покаяния, не исполненные и мгновенно или быстро забытые после отпущения нам грехов.
Она дала одно слово Пречистой и этого одного слова и страха перед Поручительницей хватило на все страшно долгие 47 лет ее сверхъестественных подвигов.
Какая великая душа. Какая серьезность и ответственность. Одно прикосновение благодати Божией произвело в ней полный, навсегда пересмотр всего смысла жизни и всего содержания жизни.
Она дважды в жизни причастилась Святых Животворящих Тайн с интервалом в 47 лет.
Нас будут судить сотни и тысячи Причастий, когда тех же Страшных Тайн причащались мы.
Преподобная Мария на Том Свете обличит каждого из нас в несерьезности.
В произвольном отношении к Святыне, основанном на переменчивом настроении и субъективном переживании, а не на вере в неизменную Истину, пригвождающей душу к страху Божию и дающей пищу покаянию.
В недостаточно серьезном Причастии Тела и Крови Христовых, без тщательного, сосредоточенного, и поэтому – длительного – припоминания Святых Страстей Господа Иисуса Христа подъятых Им за спасение наших душ.
В забвении своего лобызания Креста на Исповеди.
В неверии в реальность прощения исповеданных грехов.
Преподобная дает образ невозможной для нас правды и точности перед Богом.
Но эта абсолютно невозможная для нас серьезность окажется абсолютно обязательной для нас.
Она абсолютно обязательна для каждого!
И об этом громогласно предупреждает нас Православная Церковь, читая ее житие и соединяя его с Покаянным Каноном.
Протоиерей Владимир Переслегин
Стояние Марии Египетской. 25 марта 2015 г.
2 Responses
Большая благодарность за эти слова…
Мой друг сегодня рассказал такую историю о необходимости повседневной серьёзности:
—
Как-то мне приснилось, что я умер. Сон был очень реален, и мне стало очень страшно во мраке смерти, так как я не успел исповедаться.
– Можно я поживу ещё два дня? – спросил я, подумав, что как раз этого времени хватит, чтобы исповедаться, причаститься, попрощаться с родными.
– Нет, – ответил мне Голос, и мне стало совсем жутко.
– А можно день?
– Нельзя…
– Ну хотя бы один час? – спросил я в безысходности.
– Это невозможно.
Тут я понял, что обречён…
Потом я проснулся, и когда понял, что я жив, и могу исповедаться – это был мой самый счастливый момент в жизни.
—