Письмо сорок седьмое
св. Тихон Задонский. Письма келейные
Ныне вкусим и повидим, коль благ Господь. Да подаст нам сие благий и человеколюбивый Бог. Благость Божию почти все святое Писание нам проповедует, и почти нет такой главы, в которой бы о ней не поминалося. Знает бо сердцеведец Бог слабость сердец наших, и удобное к отчаянию поползновение, и хитрость лукавых духов: сего ради везде о благости Своей и человеколюбии к нам напоминает.-
Благость Божия показуется от дел Его.
1) Что Он солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45).
2) Что Он грешника не абие казнит, но ожидает на покаяние, якоже глаголет апостол: благость Божия на покаяние тя ведет (Рим. 2:4).
3) Что кающегося удобно приемлет, и отпущает грехи ему (Лк. 15:4).
4) Что согрешившего наказует, но милостиво и человеколюбно.
5) Что не гнушается молитвою нашею и пением и хвалением Тот, Которого со страхом поют и хвалят ангели; но паче призывает, и велит молитися и просити у Него всего, что воли Его угодно.
6) Что сам удивительно и любезно в слове Своем святом с нами беседует. Читай Писание, и увидишь, какой царь с подданными своими так поступает, как Бог наш с нами? Нет и не было такого еще на свете! Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9).
7) Паче всего открылася благость Божия к нам в воплощении единородного Сына Божия. Зде все сокровище благости Его открылося, которого постигнуть не можем. О сем Спаситель наш Сам проповедует: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Сие есть Евангелие, сие есть радостная весть, сие есть надежда наша и живот вечный; о сем дерзаем и хвалимся, сим заграждаем уста клеветником нашим: Сын Божий единородный ради нас в мир пришел, пострадал, и умер. Аще Бог по нас, кто на нас? (Рим. 8:32). Слава благоволившему Отцу, и пострадавшему Сыну, и Святому утешителю Духу. Буди слава Господня во веки.-
8) Хотя зде вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать, и видеть, и наслаждаться будем в вечной жизни, по неложному Его обещанию: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).-
Рассуждение и вкушение благости Божия
1) возжигает и запаляет любовь к Богу в сердце нашем. Самая бо совесть убеждает любить любителя и благотворителя.
2) Делает в сердце истинное благодарение благодетелю.
3) Делает неизреченную радость духовную и восклицание.
4) Делает истинную печаль по Бозе, и на себе самого негодование в грешнике кающемся, яко Бог грешнику благотворил, но он Благотворителя оскорблял и прогневлял, и благость Его безумно презирал. Сие рассуждая, уязвится, как стрелою, печалию по Бозе, Благодетеле своем, от него презренном.
5) Оттуду последует стыдение за неблагодарность, которое в покаянии нужно, якоже пророк исповедуется: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан. 9:7). Воистину стыдитися и срамлятися нам должно, что мы – тварь – Творца своего, подлость, земля и пепел – величество Его, и благодеяньми Его всегда насыщаеми, Благодетеля своего оскорбляем. Бог нам благотворит, но мы не любим Его. Стыд и срам человеку, когда человека, благодетеля своего, не почитает и не любит; кольми паче стыдитися подобает нам, что мы Бога, Создателя, Промыслителя и Отца своего не любим и не почитаем. Вея тварь обличает нас в том, яко со всяким усердием работает Ему, яко Творцу своему. Сего ради Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан. 9:7).-
6) Последует терпение в наказании, яко признавать будет человек, что он достойно страждет наказание, яко неблагодарный. Рассуждая благость Божию, столько на ся излиянную, и свою к Нему неблагодарность, признает себе всякого наказания достойным.-
7) Последует уничижение самого себе и смирение, яко никаких благодеяний Божиих недостойным признает себе, хотя и вси тое признавать должны. Бог бо туне благая Своя всем подает.-
8) Рассуждением благости Божия утверждаемся в надежде, когда от сатаны искушаемся и возбуждаемся к отчаянию. Прилежное рассуждение благости Божия не попустит отчаятися. Бог бо, яко благ, хощет всем спастися, и не хощет смерти грешника.-
9) Кто ощущает на себе благость Божию, тот к ближним своим благ бывает от благих Божиих, ему данных, сообщает братии своей, алчущих питает, нагих одевает, и прочее; ведает бо, что все – добро Божие. Получая от Бога отпущение грехов, и дозная на себе Его милосердие, сам милосерд к согрешившим бывает, и отпущает им согрешения. Воистину, ежели человек в рассуждение войде, коликого он милосердия от Бога на всякий день сподобляется, не может немилосердым быть к ближнему, а паче в отпущении грехов.-
Рассуждай убо и вкушай благость Божию, но при том и вездесущие, и всеведение; и правда Его да обращается пред душевными очами твоими.
Спасайся.
Добавить комментарий