Письмо семьдесят осьмое
св. Тихон Задонский. Письма келейные
Вопрошаешь ты: коликих лет Сын Божий крестился?–
Ответ: Евангелист святой глаголет: и Той бе Иисус яко лет тридесять, начиная, сый (Лк. 3:23). Видишь, что был Он тогда яко тридесяти лет. Мы, поминая лета и возраст Спасителя нашего, почудимся и благости Божией.
1) Безлетный, времени веков Творец, летами, и непременный, вечный, безначальный и бесконечный, возрастом успевал; в святейшей утробе неискусобрачной Девы зачался и носим был, родился и младенствовал; потом отроком, потом юношею был; далее и в совершенный мужеский век пришел, и тако успевал летами и возрастом, якоже вси человецы, Бог, Который восхотел уподобитися нам ради нас во всем, кроме греха. Напишем возлюбленне, великое дело сие в памяти нашей, да не будем от числа тех, на которых жалуется псаломник: и забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им. Нет большего благодеяния и чудеси, как воплощение Сына Божия. Сие благодеяние и чудо Божие все древние чудеса и благодеяния Его превосходит. И благодеяние и чудо сие уму нашему непостижимо; о сем восклицает богоглаголивый Павел: велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16). Хощеши ли на всякий день видети чудо, помышляй о воплощении и житии Христовом на всяк день, и будешь иметь, чему удивлятися.-
2) Как зачатие, рождество, так и успех в летах и возрасте, Господу приписуется по человечеству, а не по Божеству. Божество бо как начатися, так родитися и расти не может, понеже безначально, непременно и вечно, и никакой перемене не подлежит, всегда равно в Своем совершенстве и вечности пребывает.-
3) Иисус Христос Господь наш, хотя есть Ипостасная премудрость Отчая, до совершенных лет человеческого возраста не исшел на великое Свое дело, но тридесяти лет явился миру, исшед на проповедь Евангелия Своего: отсюду учимся мы слепые и неразумные не вдаваться в публичное звание, а наипаче в пастырское дело, но ждать совершенного возраста тридесятилетнего. В сем бо веке познавается как разум, так и нрав человеческий, постоянный и непостоянный, добрый и злый, полезный или вредный обществу.
Спасайся.
Добавить комментарий