В 2025 году православные модернисты всего мира будут отмечать столетие возникновения Парижского богословского института.
В этом есть большая загадка, потому что непонятно, что они собираются праздновать.
Мы знаем, что Парижский Богословский институт был создан в 1925 году при помощи открытых врагов Церкви для распространения в среде русской эмиграции разного рода заблуждений и ересей, в том числе в конце концов осужденных и Московской Патриархией, и Зарубежной церковью. Такова ересь софианства, которая сейчас воскрешается Свято-Тихоновским университетом.
Чему тут радоваться? Результаты духовные – катастрофические: распространение модернизма, то есть неверия.
Научные – тоже близки к нулевым.
Результатом деятельности Парижского богословского института можно считать то, что он передал эстафету Свято-Тихоновскому университету.
Сам этот университет, конечно, ничего не прибавил к достижениям Парижского богословского института и продолжает переиздавать жалкие поделки оо. Шмемана, Мейендорфа, еп. Кассиана (Безобразова). Их сочинения до сих пор фигурируют в ПСТГУ в качестве современного православного научного богословия. Хотя оно и не православное, и далеко не научное (вспомним беспомощное сочинение “Исторический путь Православия” написанное о. Александром Шмеманом без какой бы то ни было исторической подготовки, просто из головы). Это парижское богословие давно не современное, и оно таким никогда и не было.
Специфическая духовность парижской эмиграции тоже воспроизведена в Москве.
Проблема в том, что наследие Парижского богословского института не говорит ни уму, ни сердцу, ни духу.
Но что же тогда собираются праздновать и наши, и зарубежные модернисты? Ведь там учились и греки, и получали всякие почетные дипломы, и, скажем, Православная Церковь в Америке тоже вытекала из Парижского богословского института. Свято-Владимирская семинария происходит из парижского богословия.
Что же они собираются отмечать? Они собираются отмечать, конечно, не победу над миром, которая была некогда задумана основателями парижского богословия.
Как учат модернисты, Православие потерпело поражение. В XIX и XX веках Церковь не смогла христианизировать мир. Чтобы это исправить, модернисты предприняли свои нескромные усилия. Для этого они изменили Церковь, изменили Богослужение, изменили мораль.
И, конечно, этот план “победы над миром” полностью потерпел поражение. Сейчас и говорить смешно, будто модернизм сможет христианизировать хотя бы Россию, а не то, что весь мир.
Но, конечно, у модернистов есть что отмечать. Они выжили, прожили XX век, и немецкую оккупацию Франции, и время социалистических реформ, и Ельцинское время, когда возник ПСТГУ, и выживают сейчас.
Они смогли все это время пережить, все эти трудности смогли преодолеть, и выжить в Париже и в России.
Только вот с христианской точки зрения это не может считаться таким уж большим достижением – простое физическое выживание и некоторое материальное преуспеяние модернистов на фоне духовной катастрофы ими же создаваемой.