протоиерей Владимир Переслегин
Таково, на взгляд последователей богословия иконы, “естественное стремление любого православного человека”.
Но откроем Евангелие от Иоанна, первую главу, 18 стих. Читайте, пожалуйста. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Поэтому-то мы и лобызаем икону вочеловечения Христова (кондак Недели Православия), что только в изображении Воплощенного Слова – на Иконе Спаса Нерукотворного и на самом Кресте мы видим Бога. Мы видим Его, не потому что можем видеть невидимое или изобразить неизобразимое, но потому что по человеколюбию Своему Он стал видимым в Воплощении для телесных глаз людей!
Но Божество Его остается сокрытым! Разбойник Благоразумный исповедал в Нем “Бога таящегося” в силу веры.
Да, вера – уверенность в невидимом. Но не надо путать веру – явление духовное и дар Божий – и церковное искусство, явление, актуализирующее в нашем сознании истины веры, излагающее их, предъявляющее их нашему сознанию с наибольшей силой ясности и четкости, но ни в коем случае не “раскрывающее” их. Это невозможно, это остается делом веры, неизреченной тайной. Иначе вера не была бы верой.
Око не видело и ухо не слышало и на сердце человеку не восходило, что уготовал Бог любящим Его,– говорит Апостол.
Апостол Павел был восхищен в Рай и слышал там неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12:4). Мы веруем Слову Божию. Веруем, что есть Рай. Веруем, что есть эти глаголы, веруем, что будет новое небо и новая земля. Но не знаем, какие они, кроме того, что на них обитает, по слову Писания, правда. Не должны представлять, не должны изображать.
Это было бы прелестью.
Только то изображается в Церкви, что видело око. Что не видело – не изображается.
О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни”, “О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3).
Неужели кто-то из иконописцев духовнее и православнее Апостолов Иоанна и Павла?