Суббота 4-й седмицы по Пасхе

Ин. 31 зач., 8, 31—42

Ин. 31 зач., 8, 31—42

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Великое нам нужно терпение, возлюбленные! А терпение бывает тогда, когда в нас глубоко укоренены догматы. Подлинно, как дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, никто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения. Об этом-то и пророк молится говоря: “пригвозди страху Твоему плоти моя” (Пс. 118:120). Так и ты пригвозди себя и прикрепи, как бы гвоздем, глубоко вонзенным. Как с трудом можно овладеть человеком пригвожденным, так напротив легко взять и нетрудно ниспровергнуть непригвожденного. Вот это и случилось в то время с иудеями: они и слушали и уверовали, и опять совратились…

Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: “аще пребудете”; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому, что не были твердыми в вере. В самом деле, “мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (Ин. 6:66). “Уразумеете истину”, то есть Меня, потому что “Аз есмь истина” (Ин. 14:6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: “во гресех ваших умрете” (Ин. 8:24), так и этим сказал: “свободит вы”.

Не сказал: Я избавлю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это… Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: “всяк, творяй грех, раб есть греха” (ст. 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства. “Раб же не пребывает в дому; сын пребывает во век” (ст. 35). И здесь Он незаметно ниспровергает постановления закона, указывая на прежние времена. Чтобы они не ссылались (на закон) и не говорили: мы имеем жертвы, предписанные Моисеем; они могут нас освободить, – для этого Он и присовокупил те слова. Иначе, какую последовательность имели бы слова Его? “Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его” (Рим. 3:23-24), даже сами священники. Поэтому и Павел говорит о священнике, что он “должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи, понеже и той немощию обложен есть” (Евр. 5:3,2). Вот это и выражается словами: “раб не пребывает в дому”. А сверх того здесь Христос показывает и равночестность Свою с Отцом и различие между свободным и рабом. Приточное изречение имеет именно этот смысл, то есть что раб не имеет власти, что и означается словом: “не пребывает”.

Но для чего Он, говоря о грехах, упомянул о доме? Чтобы показать, что как хозяин над домом, так Он властвует над всем. Выражение: “не пребывает” значит – не имеет власти раздавать даров, так как он не домовладыка. А сын – домовладыка; это и означают слова: “пребывает во веки”, по переносному от вещей человеческих выражению. Чтобы не сказали: Ты кто? – Он как бы так говорит: все – Мое, потому что Я – Сын и пребываю в доме Отца, – называя домом власть. Так Он и в другом месте называет начальство домом Отца: “в дому Отца Моего обители многи суть” (Ин. 14:2). Так как речь была о свободе и рабстве, то Он справедливо употребил такое переносное выражение, говоря, что они не имели власти отпускать (грехи). “Аще убо Сын вы свободит” (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? “Аще Сын вы свободит”, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что “Бог оправдаяй. Кто осуждаяй” (Рим. 8:33-34)? Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: “воистинну свободни будете” (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода не истинная…

И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: “яко слово Мое не вмещается в вы”, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало. Напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться.

св. Иоанн Златоуст

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо семьдесят пятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Како-де явился Спаситель наш Сын Божий миру?– Ответ. Евангелие святое повествует нам, что когда люди приходили ко святому Предтечи креститися от него, тут между прочиими

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.