Search

Суббота 4-й седмицы по Пасхе

Ин. 31 зач., 8, 31—42

Ин. 31 зач., 8, 31—42

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Великое нам нужно терпение, возлюбленные! А терпение бывает тогда, когда в нас глубоко укоренены догматы. Подлинно, как дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, никто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения. Об этом-то и пророк молится говоря: “пригвозди страху Твоему плоти моя” (Пс. 118:120). Так и ты пригвозди себя и прикрепи, как бы гвоздем, глубоко вонзенным. Как с трудом можно овладеть человеком пригвожденным, так напротив легко взять и нетрудно ниспровергнуть непригвожденного. Вот это и случилось в то время с иудеями: они и слушали и уверовали, и опять совратились…

Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: “аще пребудете”; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому, что не были твердыми в вере. В самом деле, “мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (Ин. 6:66). “Уразумеете истину”, то есть Меня, потому что “Аз есмь истина” (Ин. 14:6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: “во гресех ваших умрете” (Ин. 8:24), так и этим сказал: “свободит вы”.

Не сказал: Я избавлю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это… Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: “всяк, творяй грех, раб есть греха” (ст. 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства. “Раб же не пребывает в дому; сын пребывает во век” (ст. 35). И здесь Он незаметно ниспровергает постановления закона, указывая на прежние времена. Чтобы они не ссылались (на закон) и не говорили: мы имеем жертвы, предписанные Моисеем; они могут нас освободить, – для этого Он и присовокупил те слова. Иначе, какую последовательность имели бы слова Его? “Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его” (Рим. 3:23-24), даже сами священники. Поэтому и Павел говорит о священнике, что он “должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи, понеже и той немощию обложен есть” (Евр. 5:3,2). Вот это и выражается словами: “раб не пребывает в дому”. А сверх того здесь Христос показывает и равночестность Свою с Отцом и различие между свободным и рабом. Приточное изречение имеет именно этот смысл, то есть что раб не имеет власти, что и означается словом: “не пребывает”.

Но для чего Он, говоря о грехах, упомянул о доме? Чтобы показать, что как хозяин над домом, так Он властвует над всем. Выражение: “не пребывает” значит – не имеет власти раздавать даров, так как он не домовладыка. А сын – домовладыка; это и означают слова: “пребывает во веки”, по переносному от вещей человеческих выражению. Чтобы не сказали: Ты кто? – Он как бы так говорит: все – Мое, потому что Я – Сын и пребываю в доме Отца, – называя домом власть. Так Он и в другом месте называет начальство домом Отца: “в дому Отца Моего обители многи суть” (Ин. 14:2). Так как речь была о свободе и рабстве, то Он справедливо употребил такое переносное выражение, говоря, что они не имели власти отпускать (грехи). “Аще убо Сын вы свободит” (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? “Аще Сын вы свободит”, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что “Бог оправдаяй. Кто осуждаяй” (Рим. 8:33-34)? Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: “воистинну свободни будете” (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода не истинная…

И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: “яко слово Мое не вмещается в вы”, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало. Напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться.

св. Иоанн Златоуст

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.