Search

Судим о сущности по действиям

Человек таков, каковы его действия.

Христианский суд и неосуждение


То же самое, что о свойствах, можно сказать и о действиях (энергиях) сущности:

  • Действие есть то общее, что мы знаем о единичном.
  • Каково действие, такова и сущность.
  • По действиям мы можем судить не только о действиях, но и о самом человеке.
    • Человек таков, каковы его действия.
    • Дела показывают, кто он такой по сущности.

У деятеля, над поступками которого мы размышляем, могут быть свои мнения по поводу того, что он делает. Он может быть субъективно честен и невиновен, не испытывать ровно никакого раскаяния. И все равно дела его говорят во всеуслышание о том, каков он на самом деле.

Каждый человек делает только то, чего не может не делать, если вспомним наблюдение Хосе Ортеги-и-Гассета о типе массового человека:

Это тип человека, который… уверен, что может делать все, что заблагорассудится. Роковая ошибка! «Ваша милость пойдет куда следует», – говорят попугаю в португальской сказке.

Но разве нельзя делать то, что хочется? Речь не о том, что нельзя; речь совсем о другом – все, что мы можем, – это делать то, чего не можем не делать, становиться тем, чем не можем не стать. Единственное возможное для нас своеволие – отказаться это делать, но отказ не означает свободу действий – мы и тогда не вольны делать то, что хочется.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс

У всего этого есть глубокая причина, которую мы рассмотрели выше. Человек стремится не ко злу, а к добру, но стремится злым образом. Он творит зло, когда его добро неуместно. Даже преступники стремятся не ко злу, которого нет, а к добру, которое находят не там, где надо:

И те, которые хотят нарушить мир, в котором находятся, не питают ненависти к миру, а желают изменить его по своему произволу. Не того хотят они, чтобы не было мира, а того, чтобы он был таков, как им хочется… Да и сами разбойники, чтобы сильнее и безопаснее вредить миру других, стараются быть в мире с товарищами.

блж. Августин

Зла самого по себе нигде нет. Оно не существует, но находится только в мыслях, словах и действиях человека:

Зло не есть сущность, но нечто случайное, некоторая мысль и слово, и действие вопреки закону Божию; свое существование оно имеет в том, что мыслится, и говорится, и делается, и вместе с прекращением этого исчезает и оно.

св. Иоанн Дамаскин

Соответственно этому, и мы, разоблачая идеологов и модернистов, не ищем ложь во лжи (она не существует), а ищем ложь в реальном лжеце, потому что он существует. И с лжецом мы можем бороться, а правда с кривдой бороться не могут. Ложь побеждена уже тем, что она говорит о том, чего нет.

Продемонстрируем этот наш метод на трех примерах: протоиерея Великанова, митр. Афанасия (Николау) и проф. Осипова. Эти казусы покажут, как можно по случайному и видимому делать точные выводы о существе лиц и положении дел.

Судим о характере человека

Из разнородных наблюдений над видимостью мы составляем общее впечатление о характере.

Премудрый говорит:

Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. 

Притч. 20:11

Св. Григорий Богослов подробно описывает, как он нехудо разгадал характер юного Юлиана Отступника:

Другие узнали это собственным опытом, когда власть доставила Юлиану полную свободу, но я некоторым образом провидел это издавна, с тех пор, как был с ним вместе в Афинах… И тогда я нехудо разгадал этого человека, хотя и не принадлежу к числу искусных в этом деле. Меня сделали прорицателем непостоянство его нрава и неумеренная восторженность, если только наилучший прорицатель тот, кто умеет хорошо угадать. По мне, не предвещали ничего доброго: шея нетвердая, плечи движущиеся и выравнивающиеся, глаза беглые, наглые и свирепые, ноги – не стоящие твердо, но сгибающиеся, нос выражающий дерзость и презрительность, черты лица смешные и то же выражающие смех громкий и неумеренный, наклонение и откидывание назад головы без всякой причины, речь медленная и прерывистая, вопросы беспорядочные и несвязные, ответы ничем не лучшие, смешиваемые один с другим, нетвердые, неподчиненные правилам… Тогда же как увидел это сказал я им: «какое зло воспитывает Римская империя!».

Можно привести пример из совсем другой области и другой эпохи.

В XX веке американский социолог Р.Б. Кеттелл предлагал судить об уровне умственного развития человека не по его профессии, а по тому, чем он занимается в свободное время. В самом деле, человек может занимать не свое место в социальной иерархии. А в области развлечений невозможно помешать людям развлекаться способом, который точно отвечает их уровню развития. Поэтому, если священник развлекается спортом, рок-музыкой или ездой на мотоцикле, то это безошибочно говорит о его истинном призвании и уровне.

Судим о сущности по действиям
За рулем настоятель Александро-Невского храма г. Иркутска о. Марк Косолапов.

Казус о. Павла Великанова

Знание о сущности – важное знание. Оно говорит нам о том, что мы говорим не о вымышленном или немыслимом, а о действительно существующем.

Поэтому человек, который верует в миф о Христе, тем самым совершенно определенно заявляет, что Бога нет.

Вот, например, протоиерей Павел Великанов исповедует веру в миф («есть один-единственный абсолютный, совершенный миф») и в частности в «миф о Христе». Говоря о Христе, он всякий раз отсылает нас к своему индивидуальному мифу: “Я целиком поддерживаю Лосева, который говорит, что миф — это личность, личность — это миф”. Поэтому проповеди, статьи, интервью о. Великанова – это рассказ ни о чём, рассказ о рассказе, просто сказка.

Следовательно, слушая о. Великанова, о Христе узнать ничего нельзя, потому что Христос не миф, а Богочеловек. О. Великанов говорит не о Христе, и с ним не о чем спорить.

Но значит ли это, что протоиерей Великанов надежно скрылся за своей ложью, «одеяшеся неправдою и нечестием своим» (Пс. 72:6) и его не видно? Напротив того. Его мысли, слова и дела определенно говорят о его сущности, что, будучи протоиереем, настоятелем, руководителем духовных образовательных учреждений, он при этом не верует во Христа.

Судим о сущности по действиям
Ритуальное выбрасывание ламп и батареек на приходе о. Павла Великанова (Экологические ритуалы на Лаврском подворье (antimodern.ru)).

Далее, мы можем выяснить, что данный атеист награжден, снабжен президентскими грантами для развития того и сего, ему поручено Церковной властью обучение семинаристов и молодежи, он находится в священном сане и, не будучи христианином, совершает богослужения. Из всего этого вытекает множество интересных выводов о том, почему окружающая о. Павла Великанова публика и вышестоящее начальство его нисколько не осуждают, а поощряют в этом богохульном представлении.

Казус митр. Афанасия Лимассольского

Теперь рассмотрим казус митр. Лимассольского Афанасия (Николау). Он достаточно популярен в православных кругах. Его атеистическим высказываниям были посвящены статьи на сайте «Антимодернизм.Ру»: “Митр. Афанасий Лимассольский и его духовный атеизм” и “Бесконечная ложь на бесконечную Истину“.

Митрополит Афанасий говорит в своей статье на сайте «Православие.ру», что Бог не существует: “Ты пытаешься логически доказать, что Бог существует, а Он не существует. Святые отцы говорят, что Бог не существует”. 

Следовательно, о Боге митр. Афанасий ничего существенного сказать не может, потому что Бог есть.

На православном сайте, в переводе о. Георгия Максимова, митрополит говорит не о Боге, истинно Сущем. Это плохо само по себе, потому что митрополит, православный сайт и православный переводчик должны говорить о Боге.

Когда человек утверждает, что Бог не существует, он сообщает нам ложь о Боге, но истину о себе: что он не верует в Бога. Православные, предавшие гласности такое важное сообщение, демонстрируют, что готовы мириться даже с атеизмом, если тот или иной митрополит близок им по каким-то менее существенным своим делам и свойствам.

О самом же вымысле митр. Афанасия мы ничего сказать не можем, кроме того, что это вымысел. Но о нем самом мы узнаем, что он уклоняется к небытию в той мере, в какой считает Бога несуществующим. А соучастники этого духовного преступления тоже уклоняются к несуществованию в той мере, насколько мирятся с этим уклонением митрополита.

Мы узнаем эти немаловажные вещи благодаря тому, что по делам митрополита и его соратников судим о том, что действительно существует: существует человек, который сообщает безбожные вымыслы. Вымысел указывает нам на личность сочинителя с той же точностью, с какой преступление указывает на преступника.

Казус проф. Осипова

Рассмотрим, наконец, казус проф. А.И. Осипова.

Доводилось писать, что в мифологии проф. Осипова возникает «бог», который не милует и не наказывает. Такого «бога», как мы знаем из Писания, не существует, и А.И. Осипов говорит ни о чем.

Кажется, что проф. Осипов ловко прикрылся своей ложью, которая неотразима уже тем, что не существует. О его вымысле нам нечего сказать и пришлось бы промолчать в ответ, как того и хотел бы проф. Осипов. Однако в отличие от своего вымысла сам профессор действительно существует и подлежит обсуждению и суду.

Проф. Осипов, хотя в это и нелегко сразу поверить, есть реальное существо, которое имеет свою историю и биографию, которое существует в обществе и Церкви и связано множеством связей с реальной действительностью. Его самого и его связи мы можем исследовать, не подвергаясь укорам за то, что говорим ни о чем.

Вот вам и случайность привходящих свойств!


Перечисленные нами три человека: протоиерей, митрополит и мирянин, – случайно находятся в Христианской Церкви, но не случайно в той Церкви, которая отказалась от власти изгонять неверующих и инаковерующих.

Православные люди лишь по немыслимой случайности принимают их за православных, но не случайно в том смысле, что сами отступают от Православия.

Что еще случайно и неслучайно в исследуемых нами лицах?

Знают ли они, что Бог есть? По естеству, от наблюдения за миропорядком (Рим. 1:20) и по Откровению знают. Но Откровению они не верят, как лжехристиане. Миропорядок они отказываются видеть, как революционеры, А свою разумную природу они извращают, как нелюди.

Итак, они неслучайно знают о Боге Истинном, а не веруют в Него случайно. Это ужасно и об этом можно и должно судить, но судить грамотно, зная, как судить.

Выводы из второй части

Мы продолжаем доказывать, что за несуждением (неосуждением) стоит неверное, иллюзорное мировоззрение. Реальность не так устроена, и в этом можно убедиться. Мы сами – часть реальности, и поэтому мы всегда судим, знаем, что судим, и судим всегда о сущности вещей по их свойствам и действиям.

Следующая глава Мы судим о сущности по словам

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Игра в “монастырь”

Настольная историческая игра “Монастыри” выпущена в Москве в “честь” 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Студентов обработали “парижским богословием”

В первые три дня Великого Поста по приглашению еп. Якутского и Ленского Романа сотрудница модернистского сайта “Православие и мир” Мария Сеньчукова прочла в Якутской духовной семинарии курс лекций о так

По разделам

2 Responses

  1. Что значит–уклоняться к небытию и к несуществованию? Иерей Георгий Максимов уклоняется к небытию? Или я что-то не так понял?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.