Христианский суд и неосуждение
Напомню, о чем мы говорили в нашем ответе на вопрос читательницы.
Сначала мы рассказали, что все судят и не могут не судить.
Затем мы доказали, что все судят только о сущности вещей.
После этого мы начали описывать, как происходит суд.
Оказывается, судить о сущности вещей можно по 1) свойствам, 2) действиям и их сочетанию, складывающемуся в 3) характер того или иного человека. У нас есть все основания поступать именно так, потому что дерево узнается по тому, какой плод оно приносит.
Что значит «судить по плодам»?
Судить по плодам значит судить:
- по малому о многом, то есть обо всем;
- по части о целом;
- по внешнему о внутреннем;
- по явному о тайном;
- по видимому о невидимом;
- по известному о неизвестном;
- о сущности по
- свойствам,
- делам,
- словам,
- общему облику предмета, характеру лица.
Судить по плодам значит судить:
- давая вещам определения, исходя из их сущности;
- доказывая, какова сущность,
- строго умозаключая,
- используя интуицию, догадку.
Из сказанного вытекает, что можно и нужно учиться судить.
Судить надо учиться
Рассказывая об искусстве суда (ars iudicandi), мы будем помнить о двух обнаруженных нами качествах правого суда:
- Судить страшно, и должно быть страшно.
- Суд должен быть холодным и беспристрастным.
Да, судить страшно, потому что мы боимся осудить неверно. Но помимо этого страха у нас должна быть и любовь к истине, которая побуждает нас еще прилежнее учиться судить.
У человека есть все, чтобы стать из неграмотного грамотным, потому что Сам Бог научил человека искусству суждения, слышания, чтения, толкования. Вот что говорит об искусстве примышления (анализа) св. Григорий Нисский:
Бог научил нас таким искусствам (Иов. 38:36) не какими-либо действиями, не сидя пред нами Сам за работою, как видим это у научаемых плотским образом. Сказано же, что от Него научены мы этим искусствам, потому что, дав нашему естеству способность примышлять и изобретать желаемое, Он Сам довел нас до искусств. На сем-то основании все открываемое и совершаемое примышлением относится нами к Виновнику этой способности. Так и врачебное искусство открыла жизнь, однако не погрешит тот, кто скажет, что врачебное искусство есть дар Божий. И все, что изобретено в жизни человеческой для мира или войны пригодного и полезного к чему-нибудь, не откуда-нибудь отвне появилось у нас, но есть дело ума, все соответственно нам примышляющего и изобретающего. А ум есть произведение Божие: следовательно, от Бога даровано все то, что дано нам умом.
В этой главе, самой пространной в нашем сочинении, мы обсудим наиболее распространенный способ судить о человеке: по его словам.
Дерево познается по плоду
Начнем с главного.
В Евангелии Спаситель многократно обращается к тому, как судить о внутреннем по внешнему.
С Божественной определенностью Спаситель говорит, что человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что исходит:
Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
Мф. 15:18-20
Здесь мы видим, что наше привычное представление о грехах оказывается перевернутым. Обычно грехи и страсти представляются входящими в изначально невинную душу человека откуда-то извне, через посторонний соблазн. Так же далеки слова Христа от мысли, что грехи чужды существу человека, ее не касаются и ничего о ней не говорят. Напротив, из невидимого нам сердца вытекают видимые всем грехи.
Предостерегая в другом месте от веры лжепророкам и лжеапостолам, Спаситель заповедует узнавать их по плодам:
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
Мф. 7:15-20
Обратите внимание, как Господь противопоставляет невинную овечью внешность и волчью сущность лжепророков. Отметим и то, что «беречься от лжепророков» значит беречь и других – будущую духовную паству апостолов. То есть мы читаем здесь не простое пожелание, а указание на обязанность пастырей и внимающих им христиан судить о том, каковы люди внутри, а не только по видимости.
Как мы видим из слов Спасителя, судить о внутреннем по внешнему не составляет никакого труда, даже если внешность намеренно обманчива. Судить о человеке так же просто и естественно, как судить по плохим плодам о качестве дерева.
Более того, из связи этих слов Иисуса Христа с последующими (Мф. 7:24-27) мы видим, что суждение о внутренне добром или злом человеке прямо связано с проповедью Спасителя. Точно так же, как мы относим хорошее и плохое к самому говорящему, так и о Божестве Спасителя надо судить по Его делам и словам благодати, исходящим из уст Его (Лк. 4:22). Поэтому Спаситель далее говорит о строящих на камне или на песке, на твердости Его учения или на своих страстях.
Спаситель и далее повторяет ту же мысль:
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Мф. 12:33
О каком же добром Дереве говорит Спаситель, обязывая нас признать дерево хорошим, потому что плод его хорош? О Себе Самом. Тут же Господь называет хулой на Духа Святаго неверие Его Божественным делам и словам (Мф. 12:31-32). Вот какая страшная ответственность скрыта в нашем простом и естественном суждении!
В Евангелии от Луки Христос также призывает судить о сущности человека по словам:
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Лк. 6:45
Здесь мы видим призыв судить о мысли по словам и поступкам, обнаруживающим разумение.
Вспомним, наконец, слова из Евангелия от Иоанна о диаволе:
Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Ин. 8:44
Диавол – лжец, а не просто лжет. Здесь мы имеем суждение о его сущности. Отсюда вытекает и то, что, когда дьявол лжет, то говорит свое, а не чужое и не внешнее по отношению к его сущности. И это делает его отцом всякой лжи.
Итак, по внешности мы судим о внутреннем, о самом существе, и притом в таких вопросах, где ошибка смертельно опасна для души. Несмотря на это, мы обязаны судить ради спасения своей души и душ ближних.
Судим по словам
Как и во многих частях нашего ответа читательнице, мы вынуждены будем противоречить обычным в наше время предрассудкам: «Слова – это всего лишь слова», «Слова недостаточно точны, чтобы выразить мысль». Якобы «важны не слова, а то, что стоит за словами», при том, что за словами, будто бы, «может скрываться любое содержание» и т.п.
Для любого читателя Евангелия ясно, что слова – это не просто слова:
От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Мф. 12:37
Зачем было бы читать Священное Писание, если слова не говорят о сущности лиц и вещей?
Слова сообщают нам о сущности, а не о самих себе. Слова говорят не о словах, а о мыслях человека. Слова говорят о Самом Божественном Откровении, которое есть не буква, а дух (2 Кор. 3:6).
Душа человека – потемки, но, понимая сказанное кем-либо, мы освещаем эти потемки, о целом рассуждая по части, о тайном догадываясь по явному, из немногого понимая многое:
«Для тебя и для подобных тебе нетрудно и из немногого познать многое» (св. Григорий Богослов).
«Следите все внимательно за сущностью говоримого, потому что если кто и не сможет понять всего, однако и из малого поймет всеобщее значение, ибо учение Духа подобно свету» (св. Григорий Палама).
По внешнему и видимому мы умозаключаем и догадываемся о внутреннем и невидимом, потому что такова природа всякой речи и, еще шире, всякого познания.
Для суда нам достаточно слов, а если услышанное нам непонятно, то у нас есть такие (тоже словесные) инструменты, как толкование, перевод, диалог. О непонятном высказывании мы можем расспросить, сравнить с похожими текстами, и вообще применить искусство чтения, которое надо рассматривать как разновидность искусства судить.
Следующая глава Что такое слово?
Один ответ
Думаю что модернизм худший древним ересям потому что, последньıе имели точно определенньıе неправославньıе еретические слова и понятия и с это они отделялись от Православной Церкви, а модернистов претендируют что уж принимают православному учению в его слова и понятия, а на самом деле не верят по православному, а искажают их значение как им хочестя и так попирают правду внутри Церкви. Например у монофелитов есть конкретное неправославное учение, что у Христа есть только одну волю – Божескую. А модернистов например говорят : “мьı верим в суда но под этом понимаем не что Бог судить, а что каждьıй вьıбрал свою направление и Он только потверждает; верим в искуплевие но под это понимаем только исцеление меловеческой природьı; верим что св. Причащение это Тело и Кровь Христа, но не посущности, а только по енергии и благодати” и так далее отвратительная богохульная еретическая ложь..