Модернизм и “сверхчеловек Гитлера и Ницше”
«Автор „Арфы царя Давида“ (Владимир Ильин) призывал противостоять «единому фронту плутократии и большевизма». Обращая внимание „на внутреннее сродство капитализма и коммунизма“, он утверждал, что „это единый фронт… безбожия и омасоненных ханжей – против подлинной веры, против Сил Небесных, против самого Богочеловека и Его Соборной и Апостольской Церкви“. А в статье „Защита культуры“ Ильин, в частности, писал: „В своей последней декабрьской, очень содержательной и с большим блеском произнесенной перед рейхстагом речи Гитлер высказал в высшей степени важную мысль о защите греко-римской культуры от коммунистического варварства. Это – целая программа. Она обязывает нас остановиться на ней“. Рассуждая о выступлении фюрера, Ильин в качестве одного из мостов античности в современную культуру выделял Фридриха Ницше.
Также Ильин в письме от 2 января 1942 г. руководству внешнеполитического управления НСДАП предлагал написать книгу биографий знаменитых немцев под названием „Гитлер – сверхчеловек. Розенберг – его пророк и Ницше – его предтеча“. Мыслитель утверждал, что фюрер „первый настоящий сверхчеловек, появление коего возвестил Ницше. «Майн Кампф» и «Миф ХХ столетия» завершают то, к чему вступление образует «Так говорил Заратустра»“. Поэтому, согласно заявке, работа должна была быть посвящена „националистической сверхкультуре, нашедшей свое полное выражение в титаническом явлении всемогущего и вездесущего сверхчеловека Гитлера“. Данное письмо было впервые опубликовано в парижской „Русской мысли“ 14 ноября 1957 года известным общественным деятелем Марком Вишняком. Последний вспоминал, что Ильин болезненно отнесся к разоблачению, назвав письмо „подлогом“ и обвинив в его создании самого публикатора. В реальности текст в газете был воспроизведен по подлиннику письма руководству НСДАП, который сейчас находится в архиве мюнхенского Института современной истории…
Судя по всему, определенные симпатии к нацистам проявлялись у философа еще до войны. В 1935 году он под псевдонимом П. Сазанович написал для парижского „Возрождения“ статью „Идеологическое возвращенство“, направленную против книги Бердяева „Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)“, вышедшую годом ранее. В ней Ильин утверждал, что „современные национализмы, как бы ни были грубы и тяжки их проявления (немецкий национал-социализм – далеко не самая худшая их форма), лишь только законная реакция на коммунизм, представляющий единственно подлинную войну на истребление, объявленную человеческому лику“ .
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Ильин был женат на еврейке, вместе с ними жила мать супруги, так что коллаборация философа была, очевидно, связана со стремлением спасти своих близких… Кроме того, французский военный трибунал 4 января 1947 года, разбирая обвинение против философа в пропаганде в пользу немцев, не нашел состава преступления. Правда, тогда не было известно его письмо во внешнеполитическое управление НСДАП».
Мартынов Андрей. Философы Русского Зарубежья и Вторая мировая // Новый журнал. 2015. № 281
Добавить комментарий