Search

Св. Иоанн Златоуст – обличитель модернизма

Если не от нас даже наша вера, то человеку остается только исполнить Божественное повеление: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (45:11).
Св. Иоанн Златоуст - обличитель модернизма

В день памяти св. Иоанна Златоуста сайт «Православие и мир» публикует не житие Святого, не одну из его проповедей. Нет, репродуцирована статья «Обличитель Златоуст» из однородного журнала «Нескучный сад».

Анонимная статья расцвечена пошлыми приемами. Так, одна из глав называется «Публицист на амвоне», и это сказано об Антиохийском периоде проповеднической деятельности св. Иоанна Златоуста! В разряд «публицистики» попадают толкования на св. Евангелиста Матфея, слова «О статуях», против аномеев, против иудеев…

Среди прочего в статье находится и одно утверждение о св. Иоанне Златоусте-толкователе Писания, которое нельзя обойти молчанием:

Его интерес к Писанию — не теоретический, именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.

Мы оставляем без ответа сравнение проповедей с богословскими лекциями, да еще и скучными. Отметим лишь тот очевидный факт, что проповеди св. Златоуста изобильно пересыпаны цитатами, прежде всего из Священного Писания.

Само утверждение, что теоретический интерес к Писанию – это почему-то плохо, является очевидным модернистским общим местом. Мы находим ту же мысль у нынешнего папы Бенедикта XVI, который говорит о св. Иоанне Златоусте, что он не был богословом-созерцателем (he was not a speculative theologian). Так в духе адогматизма унижается вера и умозрение, а на их место ставится человеческий опыт и практические советы.

А между тем, нет ничего более далекого от веры св. Иоанна Златоуста, чем эти утверждения. За примерами далеко ходить не нужно.

Святой отец учит в своих толкованиях на Деяния Апостолов:

Невозможно, никогда невозможно исчерпать смысл Писаний. Это некоторый источник, не имеющий предела… Сколь многие, полагаете вы, говорили о Евангелиях? И все они говорили нечто новое и особенное. Чем более кто занимается Писаниям, тем яснее видит, тем более созерцает чистый свет.

Что значит это чистое созерцание света, как не созерцание Божественных истин, то есть умозрение (θεωρία)! В этом умозрении нет ничего ущербного, ведь мы и призваны любить истину ради нее самой, вне практических соображений.

Далее св. Иоанн особо отмечает, что в Евангелиях есть правила деятель­ности, но нигде, конечно, не говорит, что в Евангелиях содержатся только правила деятельности. Спасение недостижимо ни знанием, ни практическими действиями – оно есть незаслуженный нами дар Спасителя. Унижающий созерцание унижает этот Дар.

Бог непостижим, доказывает св. Иоанн Златоуст, возражая еретикам аномеям. Но раз так, то какие практические советы можно извлечь из этой истины?

Может быть, не стоит и учить о Боге, если учение о Нем превышает разум? Именно так рассуждает известный адогматист А.И. Осипов, но христианин с этим никак не может согласиться, потому что Богопознание через веру является целью и сутью человеческой жизни.

Нам возразят, вот это и есть практический совет: верить в Бога. Но и тут пути модернизма с Святоотеческим учением расходятся.

Св. Иоанн Златоуст как никто другой ясно учит об «апрактичности» веры, когда повторяет раз за разом, что вера не вполне принадлежит вам; ибо вы не сами, предварив Бога, уверовали, но послушались, когда были призваны, и еще: не будем считать ничего своим, так как и самая вера не есть наша собственность. А что она принадлежит не нам, но более Богу, послушай Павла, который говорит: “и сие не от нас, Божий дар” (Еф. 2:8).

Если не от нас даже наша вера, то человеку остается только исполнить Божественное повеление: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (45:11).

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

3 Responses

  1. Именно так!
    И Литургия – тоже не наша, Божий дар.
    Поэтому недопустима подмена Литургии Иоанна Златоуста модернистскими “Крещальной”, “Миссионерской”, “Венчальной”, “Моложежной” Литургиями. Равно как и волюнтаристские “реконструкции” тех чинов Литургии, которые нам не даны достигшим нас конкретно-историческим Святым Преданием.
    Святителю Отче Иоанне, моли Бога о нас!

  2. “… скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.”

    …хлеба и зрелищ!!! Чтобы моск не сох…

    …а то лень вникать, есть дела и поважней!

    И самое главное – побольше позитива!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.