Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй (волею) на крест поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему Победителю: слава Тебе Спасу Христу: слава Тебе благословенному, единому Богу нашему (Нед. Цвет. по 2 стихосл. седал.).
Ныне Церковь празднует торжественный вход Господа Иисуса Христа на молодом, не привыкшем к тяжести осленке, в Иерусалим, полный тревог и смятений, давно готовившийся предать смерти Благодетеля и великого Чудотворца. Торжественная встреча Его, непредвиденная и неожиданная для врагов Его — первосвященников, книжников и фарисеев — возбудила в них крайнюю зависть и еще более усилила таившуюся в их сердцах вражду, и привела их к решительному намерению убить Его, особенно когда незлобивые дети, движимые Духом Святым, громко возглашали Ему: осанна (спасение) (Мф. 21:9).
Многим кажется странным въезд Господа в город не на коне, а на молодом осленке. Но в этом заключается таинственный, поучительный смысл: молодой осленок, по толкованию богомудрых Отцов, означал покорение Христу, как Мессии, языческих народов, после того, как отвергли Его сыны царствия, Иудеи. Молодой осленок означает, что язычники не были обучены закону Божию и не носили благого и легкого ярма его, которым пренебрегли Иудеи.
Обратим ныне особенное внимание на цель торжественного входа в Иерусалим. Не на царство, не на престол земной шел вечный Царь Ангелов и человеков в столицу Иудеи, а на поругания, поношения, заплевания, заушения, бичевание и крестную казнь, самую поносную и мучительную, — шел добровольно — для того, чтобы крестом и на кресте поразить врагов невидимых, пленивших род человеческий и поработивших его своей адской, смертной, мучительской державе, — претерпеть казнь за грехи наши, уничтожить проклятие, разрушить смерть, ниспровергнуть ее царство и даровать всем жизнь и воскресение. Слепотствующие разумом люди века сего, именующие себя интеллигентами, не понимают, недоумевают, для чего нужны были страдания и смерть Иисуса Христа, и имеют дерзость глумиться над этою Божественною тайною нашего спасения, чуждаются, как язычники и иудеи, Христа и креста Его, церкви Его, Божественного учения и таинств Его спасительных и свой слепой, но гордый разум ставят на место разума Божия.
Но без страданий и смерти Христа, добровольно, по единой любви к роду человеческому, подъятых Им на Себя, — не было бы примирения преступных и неблагодарных тварей с Творцем своим всеправедным, безмерно оскорбленным их неправдами. Без исполнения Богочеловеком всей правды Божией никто не мог бы исполнить всей правды Божией и быть оправданным, и получить доступ к Богу; никто не мог достигнуть неба; без принятия Им на Себя праведного проклятия, на нас тяготевшего, никто не мог бы получить благословения Божия; без смерти, подъятой Сыном Божиим за нас — Его человеческим естеством, не была бы побеждена смерть всеродная и не было бы воскресения мертвых; без восшествия Его на небо не было бы отверсто небо, и не было бы для людей вечного блаженства.
Вот почему пострадал Богочеловек и так торжественно пришел в Иерусалим на страсть Свою вольную, и так уничижил Себя, и так добровольно пострадал. Весь тогдашний мир иудейский и отчасти языческий долженствовал быть свидетелем этих ужасных, всеискупительных страданий и смерти Его, — чтобы во исполнение пророчества, распинатели при втором пришествии Христовом воззрели на Того, Кого они пронзили. Воззрят нань Его же прободоша (Зах. 12:10). Не чаял сатана, что Христос пострадавший и умерший победит его и разрушит его царство; не думали и распинатели, что Распятый победит смерть и ад; напротив и сатана думал уже торжествовать свою полную победу над Христом и первосвященники с книжниками мечтали торжествовать свою победу, и что же? Когда праведная душа Христова отделилась от тела и сошла во ад — вместе с Божеством Его, сатана увидел всю свою ошибку и полную победу над ним Распятого, сломившего вечные вереи адовы, разрушившего адскую темницу и восхитившего все его (сатаны) многочеловечное богатство, изведшего все души из ада (от ада вся свобождша).
Смертию Распятого смерть наша побеждена; воскресшие из гробов мертвые в Иерусалиме, и явившиеся многим воочию доказали совершившуюся славную победу над смертию. Никогда мир не видел более торжественной, славной, всесильной победы. Слава Тебе, Христе, Победителю ада и смерти. И мы Тебе, Христе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Чем же теперь стала смерть в очах истинного христианина? — Сном. Сам Господь, предвидя совершенную победу Свою над смертию, сказал о смерти Лазаря, друга Своего, что он уснул. Лазарь, друг наш уснул, но Я иду разбудить его (Ин. 11:11); под сном Он разумел смерть. Радуйтесь же, верующие и добрые христиане! Теперь нет смерти, Христос разрушил смерть.
Поля Ниппона и Манджурии, скрывшие тела наших соотечественников, православных русских воинов! Не назову вас полями смерти или могилами мертвых, но полями жизни, сокровищницами бессмертия, — ибо все тела убиенных воинов востанут нетленными и процветут бессмертием. Послушайте, какое чудное изображение воскресения мертвых дает нам пророк Божий Иезекииль в богодухновенной книге своих пророчеств.
Была на мне рука Господа, говорит он, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот оне весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии, и скажи им: кости сухие! слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и вырощу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне, и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я, и вот жилы были на них, и плоть выросла и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров прииди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:1-10).
Вот наглядное изображение воскресения мертвых, — воскресения, которое даровал нам пострадавший и воскресший из мертвых Христос Бог, Победитель смерти, наш кроткий Давид, исшедший на Голиафа духовного — сатану, внесшего смерть в род человеческий.
Но толстовцы наши не верят в воскресение; Толстой измыслил новое учение, новую веру, и ей учит и ей научил многих легкомысленно поверивших ему, — отверг Христово Божество и все Евангельские истины; учит, что не нужны ни для кого страдания Христа, что не будет воскресения мертвых, страшного суда, вечной жизни и вечного мучения, и всех учит не каяться, не причащаться, не воевать, не повиноваться начальству, — словом: хочет ниспровергнуть всякий строй церковный и гражданский. — И вот плоды его безбожного учения: безверие, — непочтение детей к родителям, гордость, неповиновение и самочиние юношества, неподчинение начальству, слабость и приниженность самого начальства, словом: религиозный и политический хаос.
За то пылает гнев Господа на народ Его,— скажу словами пророка, — и простер Он руку Свою на него, и поразил его, так что содрогнулись горы, и трупы их стали как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратился, и рука Его еще простерта (Ис. 5:25).
Но, даруй, Боже, всем веру и покаяние нелицемерное; будь милостив к отечеству нашему и Отцу отечества, к святейшему Синоду и ко всем ведущим и чтущим Тебя искренним сердцем, — к нищим людям Твоим, к младенцам, о коих пророк говорит: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3), и даруй скорую победу и одоление христолюбивому воинству нашему над врагами хитрыми и пронырливыми, неведущими Тебя. Аминь.
св. прав. Иоанн Кронштадтский
Публикуется по изд.
св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю Ваий. 10 апреля 1905 года // Полное собрание сочинений. Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1906. С. 32-37
Один ответ
Как про наши дни сказано.