Недавно появились ответы на публикацию моей статьи Демоническая музыка как путь к лже-православию. Это статьи рок-музыканта Павла Старостина и главного редактора газеты “Рок Арена” Павла Красносельцева, опубликованные на литературно-апологетической страничке Галины Ал, а также её собственный отклик.
Для начала скажу, что рокеров сатанистами я нигде не называл. То, что рок-музыка является сатанизмом в духовном плане, ещё не означает, что все её любители непосредственно сатанисты. Поклонники рока находятся под устойчивым демоническим воздействием: агрессия, направляемая рок-исполнителями, как во вне, так и во внутрь, на себя; поиск неизвестно чего, хаос, смятение, дух саморазрушения, пронизывающий и музыку и тексты. Одним словом, то, от чего хотелось бы отвести реальных рокеров и потенциальных, подготовленных работами игумена Сергия (Рыбко), дьякона Андрея Кураева и прочих деятелей рок-миссионерства.
Для всех, кто сталкивался с рок-текстами, очевидны следующие положения в идеологии рока: с одной стороны, там культивируется автономность личности, с другой – выражается протест против всего, что этому препятствует. Рокеры выступают против любого подавления индивидуальности, каждого проявления системы. Данные “любители правды” обличают всех, навешивая ярлыки лжецов и лицемеров: от любимой девушки до политиков и президентов. Проведём аналогию, которая поможет нам выявить духовную сущность настоящего явления. В своём труде “Книга закона” основатель современного сатанизма Алистер Кроули выразил главный принцип провозглашаемого им учения: “Делай, что хочешь: в этом весь Закон”. К тому же призывает рок-музыка. Поэтому она и есть сатанизм.
От общероссийской газеты “Рок Арена” и “неформалов” Тольятти прозвучал следующий аргумент: “Этому “специалисту” по рок-музыке (то есть мне. – А.Т.) даже и неведомо, что существует множество музыкальных стилей в рок музыке, отличающихся один от другого”. И приводится неполный список направлений рока.
Да, в рок-музыке есть разные ответвления: полностью оккупированный сатанистами Black Metal (чёрный металл), частично – Death Metal (смертельный металл) с его культом смерти, гниения и распада; Pagan Metal (языческий металл); предельно дегенеративный панк-рок; насквозь оккультизированная готика, часть адептов которой считает себя вампирами; психоделический рок, отражающий эффект принятия галлюциногенных наркотиков и других методик “расширения сознания”; кислотный рок, подразумевающий непосредственное использование галлюциногенов, и так далее. Однако во всем кажущемся здесь разнообразии есть нечто общее. Представители различных течений считают себя вне-общественными, (в разной степени) вне-государственными элементами, которых мало кому, или вообще никому, не дано понять. Направления отличаются друг от друга музыкальным и идеологическим особенностям, а также атрибутикой, но в сущности сие – лишь разные вариации одного протеста. К тому же многие рок-группы трудно причислить к какому-либо одному конкретному жанру, чего рокеры не могут не знать.
В той же статье от “Рок Арены” рокеры восклицают: “Вам, видно, не известно, что именно рокеры в лице Цоя, Гребенщикова , Башлачева, Шевчука и других, были голосом правды перед и во время падения бесчеловечного советского режима. И многих привели своими песнями о Боге ко Христу!” Однако почти все названные по фамилиям лица сами не пришли к Господу: Виктора Цоя убили, Александр Башлачев закончил жизнь самоубийством. Почему же их творчество, выражающее состояние их душ в преддверии трагической развязки, должно вести к Истине других? С теми, кто пережил падение безбожной власти, дела обстоят не лучше. Борис Гребенщиков принял буддизм; безвременно скончался лидер группы “Гражданская оборона” Егор Летов, не успевший совершить окончательный поворот от рока ко Христу; участники “Агаты Кристи” принимали лечение от наркотической зависимости. Разве это не показатель? Та же “Агата Кристи” куда направляет слушателей своими бесовскими “сказками”? Против чего выступают и к кому приводят людей “интеллектуалы” вроде группы “Сектор газа”? Скинем их со счетов? Есть значительная часть людей, которых, по их собственным признаниям, рок-музыка привела не в Церковь Христову, а в “церковь сатаны”. Особую роль тут сыграли “пародии на сатанизм” (выражение дет-металлиста Старостина Павла), приучающие к сатанинской символике и сатанистской философии. С этим нельзя ни считаться.
Оппоненты выражают недоумение: “Интересно, каков КПД от Ваших опусов, которые никто не читает”. Ну, если данные работы неактуальны и непригодны для чтения, то к чему такой переполох? Чтобы уж наверняка прочли?
Противников рок-музыки и “рок-миссии” любят объявлять не только консерваторами и фарисеями, но и коммунистами, без чего не обошлось и в этот раз. “Вот из-под пера таких писак летели пули энкэвэдэшников” и тому подобное. Однако данное сравнение, как ни странно, больше подходит к самим обвинителям. Чем “рок-миссионерство” не своеобразное строительство “светлого будущего”: ожидается массовый приток прихожан из среды субкультур, цель оправдывает средства и закрываются глаза на явные негативные последствия? Чем травля несогласных с подобной политикой или тех, кто случайно слово “против” обронил, не репрессирование инакомыслящих?
Мы не против серьёзной дискуссии; но откуда эти тонны демагогии, приписывание оппонентам чуждых им мыслей, навешивание ярлыков, наглый переход на личности, при непрестанном оханье об якобы осуждаемых и оклевётанных “миссионерах”. Видимо, что позволено Юпитеру, не позволено быку.
Каковы же результаты рок-“миссионерства”? Отказываются ли рокеры от своих специфичных установок? Читаем в статье “Рок Арены”: “Так за что же ненавидят рокеров… За то, что они собирают толпы народа на свои концерты. За то, что они не управляемы вами и властью. За то, что они выражают в своих текстах и музыке правду. За то, что они будоражат умы людей”. Это, к сожалению, не конец. “Мы же вкупе с настоящими Православными людьми (выделено мной. – А.Т.) будем и далее слушать рокв лучших его проявлениях и особо – Русский”.
Так православная миссия в среде рокеров оборачивается миссией рока в среде Православия (“миссионерство наоборот”). Православная молодёжь одевает “косухи” с заклёпками, сжимает пальцы в “викториях”, “козах” и начинает слушать направления, о которых писалось выше, чему я не единственный свидетель. Обратного не происходит. Что не удивительно, если исходить из содержания “проповеди”.
Стоит коснуться еще одного момента. Сторонники рока перед тем, как разрешить – а то вовсе благословить! – слушание рок-музыки, не разделяют её не только на более или менее вредную, но и на сатанистскую и не-сатанистскую.
Возможно ли прослушивание дисков, кассет, внешне украшенных сатанинской или оккультной символикой? Игумен Сергий (Рыбко) на сайте АлисА-Питер отвечает: “Я смотрю на подобные не очень приличные с точки зрения православного человека символы снисходительно, чаще всего это делается с точки зрения коммерческого имиджа… Мне интересна музыка, а обложку можно и выбросить”. Увы, критерием выставляются звуковые пристрастия. “Насчет Арии могу сказать, что тексты мне не особенно интересны, но музыка нравится – я люблю тяжелый рок” – в другом ответе. Те же принципы озвучиваются в многочисленных интервью некоторыми принявшими Православие рок-музыкантами. А они являются эталоном для огромного числа поклонников…
Напоследок хочу обратиться к рокерам как человек, сам прошедший через рок. Настоящее обращение ни в коем случае не проповедь; это отражение личного опыта.
Я слушал рок-музыку, и моё увлечение отображалось на всём, особенно на творчестве. Когда я затрагивал какую-то проблему, высокомерное обличение, противостояние, протест казались мне наилучшими решениями. Доходило до откровенного цинизма. Желание быть отличным, не как все, стало навязчивой идеей. На окружающих, за исключением части людей и, естественно, поклонников рока, я смотрел свысока, считал потребителями, не способными думать. Замкнулся в себе. Инерцию всего перечисленного ещё долго ощущал после того, как порвал с рок-музыкой. Однако впоследствии меня Господь вразумил, что подобные позиции чужды Православию, что начинать менять мир надо с себя, что нужно самому быть достойным, а не требовать того от других. Ближе общаясь с теми, кого прежде презирал, я понял, как ошибался: люди оказались очень интересными вне зависимости от того, какую музыку они слушают. Человек создан по образу Божьему, это в нём надо любить. Нельзя поднимать или решать проблемы в духе ярости, ненависти и тщеславия, равно как “петь” о вере, любви, доброте “гроулингом” и “скримингом”. Если рок-культура явилась для вас пересадочным звеном на пути к Свету, то вы уже достигли Истины, Добра и Красоты. Зачем примыкать к субкультурам, не только не дающим ответов на вопросы, но и не умеющим формулировать сами вопросы? Вспомните слова Господа: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9:62). Зачем слушать музыку, пробуждающую греховные состояния и стремления?
Я не рассчитываю кого-то переубедить, только призываю задуматься.
Антон Тарасюков