Свидетельства Священного Писания о Богообщении

Не остается места для смешения Божеского и человеческого, котороехотели бы видеть некоторые авторы.

Глава 6. О пантеизме

Священное Писание содержит в себе многочисленнейшие указания об истинном способе Богообщения – по благодати. Это однако не мешает “новым еретикам” истолковывать некоторые свидетельства в свою пользу.

Для нашего рассмотрения выберем основные: слова Господни: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин. 17:20-23); Пятидесятница (Деян. 2:1-21); Апостольский Собор (Деян. 15:1-29).

_________________________________

Слова Спасителя: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Ин. 17:21); не в первый раз в истории Церкви вызывают разногласия.

Приведем слова св. Афанасия Великого, направленные против ариан:

Слыша от Спасителя: “да будут все едино, как и Мы”, сами себя вводят в обман, дерзко мечтают, что и они так же будут в Боге, как Сын во Отце, и Отец в Сыне, не примечая того, что от такого самомнения пал отец их диавол…

У тех, у которых естество одно, справедливо быть общему имени, хотя и различаются между собой по времени. Адам – человек, и Павел – человек, и ныне рождающийся – также человек, и время не изменяет естества рода. Поэтому, если Слово отличается от нас только временем, то и нам должно быть такими же, каково Слово. Но мы – не Слово или Премудрость, и Оно – не тварь или произведение. Ибо почему все мы произошли от одного [Адама], а Оно одно есть Слово?..

В Божественном Писании нередко предметы естественные представляются людям в образ и пример. И это для того, чтобы из естественного виднее были произвольные движения в людях. И таким образом показывается или дурной, или правдивый человеческий нрав. Так, дурные нравы имеет ввиду, если заповедует: “не будите яко конь и меск, имже несть разума” (Пс. 31:9); или когда, укоряя сделавшихся такими, говорит: “человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им” (Пс. 48:13); и еще: “кони женонеистовни сотворишася” (Иер. 5:8). И Спаситель, показывая, каков Ирод, сказал: “скажите этой лисице” (Лк. 13:32); и ученикам заповедал: “вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10:16). Сказал же это не с тем, чтобы мы по природе сделались подобными скотам, стали змеями, или голубями (не такими сотворил Он нас, поэтому и природа не допускает этого), но с тем, чтобы избегали мы неразумных стремлений…

В рассуждении же Божественного, представляя опять людям образы, Спаситель говорит: “будьте милосерды, как и Отец ваш, иже на небесех, милосерд” (Лк. 6:36); и: “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48). Сказал же это не для того опять, чтобы стали мы такими же, каков Отец, потому что нам, тварям, из ничего приведенным в бытие, невозможно сделаться такими же, каков Отец; напротив того, как заповедал : “не будьте яко конь” – не с тем, чтобы мы не сделались скотами, но чтобы не подражали их неразумию, так сказал: “будьте милосерды как Отец” – не с тем, чтобы стали мы такими же, каков Бог, но, чтобы, взирая на Его благодеяния, когда делаем что доброе, делали не ради людей, но ради Его, ожидая наград от Него, а не от людей… Подобно Богу делаемся милосердными, не приходя через это в равенство с Богом, не делаясь по естеству и истинными благодетелями, потому что благодетельствовать – не наше, но Божие изобретение…

Не сказано: как Сын во Отце, так да будем и мы. И возможно ли это, когда Он есть Божие Слово и Божия Премудрость, а мы созданы из земли?..

Итак, Спаситель сказал: “да будут все едино, как и Мы”, не для того, чтобы соделались мы такими же, каков Он, но чтобы, как Он, будучи Словом, пребывает во Отце Своем, так и мы, взирая на Него и у Него заимствуя некоторый образ, стали едино друг с другом по единодушию и единству духа, и не разногласили подобно коринфянам, но мудрствовали одно и то же… Будем как сыны, а не как Сын, и боги, но не каков Сам Он, и милосердны как Отец, но не каков Отец, а как сказано, соделавшись едино “как” Отец и Сын; не в таком смысле будем едино, в каком по естеству Отец в Сыне, и Сын во Отце, но в каком сообразно это с нашим естеством, в каком возможно для нас сообразовать себя с этим и научиться, как должны мы стать едино, подобно тому, как научились быть милосердными, потому что обыкновенно в единении бывает подобное с подобным, и всякая плоть входит в единение по роду…

Мы, будучи однородны друг с другом, потому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, делаемся друг с другом едино по расположению, имея для себя образцом естественное единение Сына с Отцом…

Желая, чтобы имели мы истинное, твердое и нерасторгаемое благорасположение друг к другу, берет пример с Себя и говорит: “да будут все едино, как и Мы. А единство Наше нераздельно; поэтому и они, познав в Нас нераздельное естество, да сохраняют так же взаимное между собой согласие”. Люди же, как сказано, безопаснее подражают тому, что заимствуется из естества” (Афанасий Александрийский св. 1994g, 392-396).

Следовательно, по толкованию св. Афанасия Великого, словами “да будут все едино” Господь отнюдь не призывает нас быть едиными с Богом по естеству, но подражать единству, которое естественно в Пресвятой Троице, и сохранять между собой согласие и единодушие.

И св. Григорий Нисский говорит, что “человек с человеком делается едино, когда произволением, как сказал Господь, бывают “совершены во едино”, между тем как единству по произволению предшествует естественный союз”. Совсем иначе в Божеском естестве: “Отец и Сын едино суть, потому что общение и по естеству, и по произволению сходятся воедино” (Григорий Нисский св. 1863, 189-190).

Один писатель*) утверждал, что Спаситель этими словами возвестил о восстановлении некогда утраченного единства рода человеческого. Как следует из слов св. Афанасия Великого и св. Григория Нисского, под восстановлением единства человеческого естества может пониматься только восстановление Христом согласия людей друг с другом в единомыслии.

* “О соединении всех спасенных в грядущем веке, не в смысле единодушия только, а в смысле существенного реального единства, подобно единству Лиц Пресвятой Троицы, читайте слова Единого от Троицы… (Ин. 17:11-23)” (Антоний (Храповицкий) митр. 1917, 301).

Природа же человеческая, согласно Святым отцам, не нуждается в восстановлении единства: мы однородны друг с другом, потому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, и единству по произволению предшествует естественный союз.

_____________________________________

События Пятидесятницы, так же как и все Писание, учат нас о восстановлении Крестной Жертвой Христовой мира между Богом и человеком, и о благодатном единстве с Божеством.

Св. Григорий Палама видит подтверждение этой исконной веры Церкви в словах Писания о том, что языки пламени над головами Апостолов были разделенными:

Почему языки явились для них разделенными? Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелой силой и действием. Ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый, один – одно, другой – другое, получает из благодатных дарований, чтобы кто не подумал, что благодать даваемая от Духа святым, является не Его действием, а самим Его естеством (Григорий Палама св. 1994b, 242-243).

Итак, Пятидесятница была благодатным осенением, а не слиянием Божественного естества и человечества в Церкви.

_____________________________________

Наконец, могут возразить, что Апостолы пишут: “изволися Духу Святому и нам” (Деян. 15:28)? Разве это не свидетельствует об общей, Бога и человека, власти в Церкви, или о существенном смешении в Церкви Божеского и человеческого?

Св. Василий Великий ответил на это: “если же Апостолы говорят: “изволися же Святому Духу и нам”, говорят, не наряду себя ставя со властию Духа, но подчиняя себя Духу, как Им тогда наставленные; то они выражают этим, что как бы одно ведение, одна мысль и одна власть у них с Духом. А ты усиливаешься низвести Духа в число тварей. Это значит то же, как если бы, слыша, что “народ поверил Господу и Моисею, рабу Его” (Исх. 14:31), стал ты утверждать, что Бог сравнен с Моисеем. Но очевидна разность между Владыкой и рабом, на которую и писатель указывая сказал: “Моисею угоднику Его”. Ибо веруют Богу, как Владыке и как пославшему Моисея; Моисею же веруют, как посланному служителю. Так и Духу изволися владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же изволися служебно провозглашенное ими постановление” (Василий Великий св. 1911b, 562).

О том же писал св. Кирилл Иерусалимский: “Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем, они не присваивали себе право располагать столь важным делом, но в написанном Писании исповедуют: “Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда” (Деян. 15:28-29). Этим Писанием ясно показали, что хотя оно писано было апостолами-людьми, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной” (Кирилл Иерусалимский св. 1900, 286-287).

_____________________________________

Итак, не остается места для смешения Божеского и человеческого, которое некоторые авторы хотели бы видеть в свидетельствах Писания и Предания.

Роман Вершилло
1998 год

Глава 8. О “сотрудничестве” человека с Богом

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Митр. Александр молился за независимую от России Латвию

Митр. Александр, Янис Ванагс и Збигнев Станкевич молились за Латвию

18 ноября Латвия празднует 93-ю годовщину провозглашения независимости от России. В Домском лютеранском соборе состоялось торжественное богослужение, на котором

Второе осмистишие. Псалом сто-осмнадцатый

Второе осмистишие св. Феофан Затворник Стихи 9 – 16 Изъяснение стихов первого восьмистишия шло без всякой натяжки, как это видит всякий. Это заставляет думать, что представляемое ими единство содержания не

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.