Search

Свидетельства Священного Писания о Богообщении

Не остается места для смешения Божеского и человеческого, котороехотели бы видеть некоторые авторы.

Глава 6. О пантеизме

Священное Писание содержит в себе многочисленнейшие указания об истинном способе Богообщения – по благодати. Это однако не мешает “новым еретикам” истолковывать некоторые свидетельства в свою пользу.

Для нашего рассмотрения выберем основные: слова Господни: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин. 17:20-23); Пятидесятница (Деян. 2:1-21); Апостольский Собор (Деян. 15:1-29).

_________________________________

Слова Спасителя: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Ин. 17:21); не в первый раз в истории Церкви вызывают разногласия.

Приведем слова св. Афанасия Великого, направленные против ариан:

Слыша от Спасителя: “да будут все едино, как и Мы”, сами себя вводят в обман, дерзко мечтают, что и они так же будут в Боге, как Сын во Отце, и Отец в Сыне, не примечая того, что от такого самомнения пал отец их диавол…

У тех, у которых естество одно, справедливо быть общему имени, хотя и различаются между собой по времени. Адам – человек, и Павел – человек, и ныне рождающийся – также человек, и время не изменяет естества рода. Поэтому, если Слово отличается от нас только временем, то и нам должно быть такими же, каково Слово. Но мы – не Слово или Премудрость, и Оно – не тварь или произведение. Ибо почему все мы произошли от одного [Адама], а Оно одно есть Слово?..

В Божественном Писании нередко предметы естественные представляются людям в образ и пример. И это для того, чтобы из естественного виднее были произвольные движения в людях. И таким образом показывается или дурной, или правдивый человеческий нрав. Так, дурные нравы имеет ввиду, если заповедует: “не будите яко конь и меск, имже несть разума” (Пс. 31:9); или когда, укоряя сделавшихся такими, говорит: “человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им” (Пс. 48:13); и еще: “кони женонеистовни сотворишася” (Иер. 5:8). И Спаситель, показывая, каков Ирод, сказал: “скажите этой лисице” (Лк. 13:32); и ученикам заповедал: “вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10:16). Сказал же это не с тем, чтобы мы по природе сделались подобными скотам, стали змеями, или голубями (не такими сотворил Он нас, поэтому и природа не допускает этого), но с тем, чтобы избегали мы неразумных стремлений…

В рассуждении же Божественного, представляя опять людям образы, Спаситель говорит: “будьте милосерды, как и Отец ваш, иже на небесех, милосерд” (Лк. 6:36); и: “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48). Сказал же это не для того опять, чтобы стали мы такими же, каков Отец, потому что нам, тварям, из ничего приведенным в бытие, невозможно сделаться такими же, каков Отец; напротив того, как заповедал : “не будьте яко конь” – не с тем, чтобы мы не сделались скотами, но чтобы не подражали их неразумию, так сказал: “будьте милосерды как Отец” – не с тем, чтобы стали мы такими же, каков Бог, но, чтобы, взирая на Его благодеяния, когда делаем что доброе, делали не ради людей, но ради Его, ожидая наград от Него, а не от людей… Подобно Богу делаемся милосердными, не приходя через это в равенство с Богом, не делаясь по естеству и истинными благодетелями, потому что благодетельствовать – не наше, но Божие изобретение…

Не сказано: как Сын во Отце, так да будем и мы. И возможно ли это, когда Он есть Божие Слово и Божия Премудрость, а мы созданы из земли?..

Итак, Спаситель сказал: “да будут все едино, как и Мы”, не для того, чтобы соделались мы такими же, каков Он, но чтобы, как Он, будучи Словом, пребывает во Отце Своем, так и мы, взирая на Него и у Него заимствуя некоторый образ, стали едино друг с другом по единодушию и единству духа, и не разногласили подобно коринфянам, но мудрствовали одно и то же… Будем как сыны, а не как Сын, и боги, но не каков Сам Он, и милосердны как Отец, но не каков Отец, а как сказано, соделавшись едино “как” Отец и Сын; не в таком смысле будем едино, в каком по естеству Отец в Сыне, и Сын во Отце, но в каком сообразно это с нашим естеством, в каком возможно для нас сообразовать себя с этим и научиться, как должны мы стать едино, подобно тому, как научились быть милосердными, потому что обыкновенно в единении бывает подобное с подобным, и всякая плоть входит в единение по роду…

Мы, будучи однородны друг с другом, потому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, делаемся друг с другом едино по расположению, имея для себя образцом естественное единение Сына с Отцом…

Желая, чтобы имели мы истинное, твердое и нерасторгаемое благорасположение друг к другу, берет пример с Себя и говорит: “да будут все едино, как и Мы. А единство Наше нераздельно; поэтому и они, познав в Нас нераздельное естество, да сохраняют так же взаимное между собой согласие”. Люди же, как сказано, безопаснее подражают тому, что заимствуется из естества” (Афанасий Александрийский св. 1994g, 392-396).

Следовательно, по толкованию св. Афанасия Великого, словами “да будут все едино” Господь отнюдь не призывает нас быть едиными с Богом по естеству, но подражать единству, которое естественно в Пресвятой Троице, и сохранять между собой согласие и единодушие.

И св. Григорий Нисский говорит, что “человек с человеком делается едино, когда произволением, как сказал Господь, бывают “совершены во едино”, между тем как единству по произволению предшествует естественный союз”. Совсем иначе в Божеском естестве: “Отец и Сын едино суть, потому что общение и по естеству, и по произволению сходятся воедино” (Григорий Нисский св. 1863, 189-190).

Один писатель*) утверждал, что Спаситель этими словами возвестил о восстановлении некогда утраченного единства рода человеческого. Как следует из слов св. Афанасия Великого и св. Григория Нисского, под восстановлением единства человеческого естества может пониматься только восстановление Христом согласия людей друг с другом в единомыслии.

* “О соединении всех спасенных в грядущем веке, не в смысле единодушия только, а в смысле существенного реального единства, подобно единству Лиц Пресвятой Троицы, читайте слова Единого от Троицы… (Ин. 17:11-23)” (Антоний (Храповицкий) митр. 1917, 301).

Природа же человеческая, согласно Святым отцам, не нуждается в восстановлении единства: мы однородны друг с другом, потому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, и единству по произволению предшествует естественный союз.

_____________________________________

События Пятидесятницы, так же как и все Писание, учат нас о восстановлении Крестной Жертвой Христовой мира между Богом и человеком, и о благодатном единстве с Божеством.

Св. Григорий Палама видит подтверждение этой исконной веры Церкви в словах Писания о том, что языки пламени над головами Апостолов были разделенными:

Почему языки явились для них разделенными? Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелой силой и действием. Ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый, один – одно, другой – другое, получает из благодатных дарований, чтобы кто не подумал, что благодать даваемая от Духа святым, является не Его действием, а самим Его естеством (Григорий Палама св. 1994b, 242-243).

Итак, Пятидесятница была благодатным осенением, а не слиянием Божественного естества и человечества в Церкви.

_____________________________________

Наконец, могут возразить, что Апостолы пишут: “изволися Духу Святому и нам” (Деян. 15:28)? Разве это не свидетельствует об общей, Бога и человека, власти в Церкви, или о существенном смешении в Церкви Божеского и человеческого?

Св. Василий Великий ответил на это: “если же Апостолы говорят: “изволися же Святому Духу и нам”, говорят, не наряду себя ставя со властию Духа, но подчиняя себя Духу, как Им тогда наставленные; то они выражают этим, что как бы одно ведение, одна мысль и одна власть у них с Духом. А ты усиливаешься низвести Духа в число тварей. Это значит то же, как если бы, слыша, что “народ поверил Господу и Моисею, рабу Его” (Исх. 14:31), стал ты утверждать, что Бог сравнен с Моисеем. Но очевидна разность между Владыкой и рабом, на которую и писатель указывая сказал: “Моисею угоднику Его”. Ибо веруют Богу, как Владыке и как пославшему Моисея; Моисею же веруют, как посланному служителю. Так и Духу изволися владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же изволися служебно провозглашенное ими постановление” (Василий Великий св. 1911b, 562).

О том же писал св. Кирилл Иерусалимский: “Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем, они не присваивали себе право располагать столь важным делом, но в написанном Писании исповедуют: “Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда” (Деян. 15:28-29). Этим Писанием ясно показали, что хотя оно писано было апостолами-людьми, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной” (Кирилл Иерусалимский св. 1900, 286-287).

_____________________________________

Итак, не остается места для смешения Божеского и человеческого, которое некоторые авторы хотели бы видеть в свидетельствах Писания и Предания.

Роман Вершилло
1998 год

Глава 8. О “сотрудничестве” человека с Богом

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.