Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария»?
Протоиерей Владимир Переслегин
Нет, не может – так как вера в то, что Николай Угодник ударил Ария по щеке и был за это подвергнут церковному наказанию и заточению в темнице, является верой Православной Церкви.
Православная Церковь содержит Божественное Откровение посредством Священного Предания и Священного Писания.
Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды (Пространный Христианский Катихизис, Введение).
Богослужебные книги православной Церкви, общепринятые Церковью Жития Святых, хранимая Церковью в лицевых иконописных подлинниках и чтимых иконах иконография Святых угодников Божиих – являются хранилищем неповрежденной истины Священного Предания, и в этом качестве – предметом веры в Церковь.
Является ли Житие Святителя Николая Чудотворца «учением веры»?
Несомненно. Иначе не называла бы его Церковь «правилом веры». Его житие назидает не в чем ином, как в Вере Православной.
Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае. что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.
Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию (Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского, месяц декабрь, день 6).
В. Что значит веровать в Церковь?
О. Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа (Пространный Христианский Катихизис, часть вторая, о Вере).
Благодать Божия учит, а мы – согласно Символу веры – веруем, то есть – повинуемся – ее учению.
Церковь учит нас, что пощечина была. Иначе бы не повторяли «выдумку» о ней бесчисленные Святые – от Димитрия Ростовского до Иоанна Кронштадского. Бог не скрывает от Церкви такие вещи. И Бог не попускает Своей Церкви заблуждаться относительно таких вещей, хранит верных Своих от лжи. Бог не играет со Своей Церковью в прятки, но открывает Ей Своим Духом то, что скрывает от мира. Церковь же фиксирует и неповрежденно держит сие Откровение своим Преданием. Мы веруем в Успение и Введение Божией Матери. Мы веруем и в рождество Святителя Николая от благочестивых Феофана и Нонны.
Веруем в Благодатный Огонь.
Веруем в Церковь.
«Политкорректную версию» неверующих транслирует, в частности, протодьякон Андрей Кураев в своей статье «День Святого Валентина».
Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869-1873 гг., и имена родителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, – заимствованы из жития святителя Николая Пинарского.
Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели. А вот история о пощечине, данной Николаем Арию, отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – с новогреческого Жития, составленного студийским иноком Дамаскиным.
Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор – знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография.
«Пощечины не было». «Годунов не посылал убийц к Царевичу Димитрию». «Грозный не убивал своего сына – это выдумка масонов». «Террора не было, была борьба за единство Государства». «Отречения Николая Второго не было, это подмена». «У Распутина (и у Ельцина) был двойник».
Нет ли двойника у отца Андрей Кураева?
Церковь не гадает и не предполагает, выбирая из версий земной археологии подходящую, но верует в то, что ей раз и навсегда открыто Богом. Эта вера не зависит ни от доказательств, ни от экзистенциального «опыта», она – дар Божий. И она требует от Христиан подвига: испытывайте себя, в вере ли вы? (2 Кор. 13:5).
11 Responses
Насчёт свт. Николая всё ясно и верно. Впоследствии и свт. Иоанн Златоуст призывал бить богохульников в ланиту, если не действует словесное прещение.
Однако в линейке демократических лже-постулатов неуместным выглядит сравнение «Отречения Николая Второго не было, это подмена». Православный историк и следователь Петр Мультатули приводит массу доказательств и фактов, ставя под сомнение т.н. “отречение” и сам “манифест”. Хотя бы чего стоит тот факт, что Царя просто внаглую арестовали, можно сказать, в поезде, покатали по кругу 3 дня и отвезли не в Петроград, а против его воли “куда надо” и потом прямиком в заточение в Царское Село, растрезвонив в газетах об “отречении и о благословении Временного правительства”. Действительно, истину вещает ослица да Навуходоносор – правду сказали именно большевики: “Царя свергли!” “сбросили Царя!” А миф про отречение – это бессовестные выдумки белоэмигрантской кодлы, подхваченные их духовными наследниками – демократами нынешних дней. Как мог святой Царь благословить временное правительство – эту банду масонов-сатанистов? Как же Церковь бы могла его канонизировать в таком случае? Простите, что не по теме. Просто в данной статье, отставивающей правду о великом угоднике Николае Мирликийском, пострадал другой великий угодник – Царственный мученик Николай. А ведь оба эти святые Николая наиболее значимы особенно и именно для русского народа. Лучше заменить в данной линейке сравнений на «Протоколов сионских мудрецов не было, это подделка».
Царю Мучениче Николае, моли Бога о нас!
Вы не правы, Владимир.
Государь отрекся от Престола. Это – правда.
“Сегодня я вижу вас последний раз. Таково следствие Воли Божией и Моего решения” – сказал Государь, прощаясь с Конвоем.
То, что Государь отрекся Сам сначала – в пользу сына, а затем, после разговора с лейб-медиком Федоровым – в пользу брата – истина, засвидетельствованная прежде всего самим Святым страстотерпцем. Его дневник подлинный. Запись дневника подлинная. Сам дневник выставлялся на выставках в Москве и Царском Селе.
Об Отречении свидетельствовали Мордвинов, Воейков, Лукомский, Фредерикс, которые при всей их слабости и безволии не были ни врагами Царя, ни фальсификаторами истории, ни заговорщиками.
Боткина свидетельствует, что они не верили в Отречение, пока не прочли в газетах текста. Лишь один Государь, пишет она, умел говорить такими простыми и великими словами.
Телеграммы Царя предателю Родзянке и брату Михаилу ясно говорят о его бесповоротной решимости отречься, созревшей у него в душе в Пскове 2 марта.
Арест Царя был 8 марта, через 6 дней после Отречения.
Из Ставки в Петроград Царь ехал Сам, никто его не “возил по кругу”. Он Сам послал генерала Иванова коротким путем с войсками на Петроград по дороге Могилев – Царское Село, Сам поехал на восток через Лихославль и Бологое, не желая загромождать литерными поездами путь гвардии. Доехав до Малой Вишеры и узнав, что Тосно “занята восставшими”, он записал в Дневнике “какой позор” и велел повернуть на Псков, вернее – на Бологое – Старую Руссу – Дно – Псков. Государь всегда Сам выбирал маршрут Своего поезда.
Он приказал повернуть поезд на запад, думая, что найдет поддержку на фронте. Там его ждала западня в лице мерзкого предателя подлого Иуды проклятого генерала Рузского – командующего Северным фронтом.
Государь вызвал его к себе и весь вечер и ночь с 1 на 2 марта провел в изнурительной борьбе с этим мерзким человеком. Когда последний уже днем 2 марта принес Государю пачку телеграмм от Алексеева, Эверта, Брусилова, Непенина и Великого князя Николая Николаевича с просьбами и советами отречься, Государь решился, поверив предателям.
Государь отрекся от Престола, выполняя свой долг служения народу и государству – ради военной пользы, ради победы, чтобы страна не погрузилась во внутреннюю смуту, и тем самым смогла одолеть немцев.
Это главная мотивация Отречения.
То, что Государь допустил политическую ошибку, поверив предателям- генералам, не умаляет его святость.
Рассуждать так, значит быть модернистом, для которого лишь внешний успех на земле имеет значение.
Государь потерпел на земле неудачу и горькое поражение.
Но на Небе он – победитель.
Агрессия толерантности
Откройте сегодняшний “правмир”, получите визуальный удар в лицо от неизвестного отморозка.
Это – картинка, предваряющая лжемиссионерскую проповедь.
“Насколько уместна проповедь любви с кулаками?” – спрашивает на либерально-модернистском ресурсе заштатный клирик Корсунской Епархии священник Филипп Парфенов. Неуместна – учит он. И снабжает поучение примерной иллюстрацией данного отвратительного явления: искаженной ненавистью физиономией скинхеда или бойца без правил, заушающего кулаком читателя псевдоправославного сайта.
Но “неотразимая” дидактика удара по читателю строится, между тем, на подмене.
Любовь ко Христу объявляется несовместимой с ненавистью к врагам Христа, что неверно; а “визуализация” этого ложного утверждения говорит о несовместимости христианской кротости с ударом по человеку – посетителю “правмира”.
Далее автор бесстыдно уничижая Предание Святых, повторяет ложь о. Кураева о том. что Святитель Николай не мог ударить Ария по ланите.
Мы уже подвергали разбору этот расхожий в современной модернистской субкультуре артефакт неверия в Церковь.
Может ли православный верующий христианин говорить, что Николай Угодник не ударял Ария? – транслирует Парфенов наш вопрос.
Ответ Парфенова противоположен православному ответу. Утверждение Парфенова зиждется не на доверии Преданию, а на вере в “догмат” современной политкорректности.
Парадоксальным образом о. Филипп высказался весьма нелицеприятно и нонтолерантно.
Предметом его жесткого высказывания явился, конечно, не Арий и даже не Святитель Николай Мирликийский, а он сам, священник Филипп Парфенов со своей верой в заповедь о Правах человека, изданную миром, лежащим во зле.
Отец Филипп обличил свое неправославие.
Ибо то, что Николай Угодник заушил Ария есть вера Церкви, а не предмет исследований.
«Чтобы убедиться в том, что пощечина Арию и последующее лишение Святителя Николая его Архиерейского достоинства есть твердое Церковное Предание, достаточно взглянуть на всемирно известную икону святителя Николая из храма Николы на Липне в Новгороде, датируемую 1294 годом. Господь и Богородица подают своему Угоднику Евангелие и омофор – знаки епископской власти. Ни одному другому святому не усвоена Церковью данная иконография».
Отче, а когда возражают, что факт суда над святителем не отрицают, но судили его за дерзновенные и жёсткие слова, и ссылаются на статью протоиерея Ливерия Воронова, что ответить?
Кто такой отец Ливерий Воронов по сравнению со Святым Димитрием Ростовским?
Подвергать ревизии и критике Жития Святых, по которым жила, живет и будет жить Святая Церковь? Преступная дерзость!
Это реформация и отказ от Православия, ни больше ни меньше.
Спаси Господи! Я прямо так и буду отвечать.
“… XXI век — время возвращения святости в личную жизнь, в семью, в церковную общину и в жизнь общества…
Я говорю о святости реальной, а не сказочной, которой пропитаны многие тома житий святых(!?). Прошу понимания — я не подвергаю сомнению подвиги древних мучеников, преподобных и праведных…”
Протоиерей Игорь Пчелинцев
http://www.pravmir.ru/chudo-svyatitel-nikolaj-chudotvorec-tot-kto-pomnit-o-nas/
Парадокс : “жития пропитаны” – “я не подвергаю”.
Это не парадокс, а модернистская интеллектуально нечестная пропаганда. Не следует учитывать эти оговорки: “я не подвергаю” и т.д., а воспринимать само содержание мысли пропагандиста: он издевается над житиями святых.
Согласен, это обычное лукавство. И метода древняя – ” ложка дегтя на бочку меда”. Или в данном случае – “капля яда на пару страниц сахара”.
Есть иконы святителя Николая со Христом Богородицею, подающей омофор, написанные даже раньше 1294. Вот, например:
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5393