Search

Правила без правил

"Правила поведения в Феóдоровском соборе".
Лабиринт на полу в нижнем храме Феодоровского собора.
Лабиринт на полу в нижнем храме Феодоровского собора.

Администратор сайта Феодоровского собора в Санкт-Петербурге опубликовал “Правила поведения в Феóдоровском соборе“.

Автор этих правил неизвестен и даже не не необходим, так как им мог бы быть любой из проповедников безграничной свободы:

Церковь – это не зона запретов и страхов, а пространство свободы – «свободы славы детей Божиих» (Рим. 8, 21).

Чтобы уберечь этот дар:

Не осуждайте других находящихся в храме людей, не следите за их поведением, одеждой и другими особенностями.

Не делайте замечаний кому бы то ни было по какому бы то ни было поводу.

Если Вы впервые пришли в наш храм, Вам тем более следует сдерживать свое желание «учить» других. Если же Вам все-таки что-то не по душе и Вас обуревает нестерпимое желание высказать свое недоумение, возмущение, несогласие и если Вам непременно надо пойти куда-либо жаловаться, обратитесь для начала за разъяснениями к настоятелю, который найдет специальное время, чтобы выслушать Вас. Договориться о встрече с ним можно или через смотрителя в храме, или по электронной почте verbum@list.ru.

Об одежде приходящих в храм

Заходящему в храм человеку (и мужчине, и женщине) подобает быть одетому прилично, опрятно и чисто – так же как он (она) одевается для посещения любого другого серьезного общественного места.

Идя на богослужение, особенно воскресное или праздничное, желательно, в соответствии с многовековой, но отчасти забытой русской православной традицией, одеваться празднично и красиво.

О платках и брюках

Возможны все варианты:

1) Можно надеть платок

Кто надевает платок, не осуждай ту, которая его не надевает.

2) Можно не надевать платок
Сегодня, как и всегда, Церковь принимает под свой кров ВСЕХ ЛЮДЕЙ, какими бы вкусами и предпочтениям они ни руководствовались в выборе рода занятий, внешнего вида, в частности, одежды, прически и других проявлений жизни – лишь бы это было, повторим, прилично и опрятно.
Кто не надевает платок, не осуждай ту, которая его надевает.

Юбка или брюки?

То же самое касается и ношения юбки (платья, сарафана и т.п.) или брюк. Этот вопрос относится исключительно к сфере вкусовых предпочтений современных женщин. Двери же храма открыты ДЛЯ ВСЕХ.

В обоснование анонимный автор “Правил” ссылается на слова из «Послания к Диогнету» :

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями… Обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»

Видимо, подразумевается, что древние христиане следовали всем обычаям языческих народов, среди которых они обитали. А поскольку это не так, как известно из истории Христианской Церкви, то не поискать ли источник “Правил” где-либо поближе? Например, в известных правилах об укладе жизни в Телемской обители из романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”:

Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или еще что-либо делать. Такой порядок завел Гаргантюа. Их устав состоял только из одного правила:

ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ.

Опыт тоталитарных систем, однако, показывает, что в таких общинах лишь избранные могут делать то, что хотят лично именно они. Во всяком случае анонимный автор “Правил” считает себя одним из них.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

3 Responses

  1. “Запрещать запрещено!”
    “Вся власть воображению!”
    “Счастье — это новая идея.”
    “Беги, товарищ, за тобой старый мир!”
    “Ты нужен шефу, а он тебе — нет.”
    “Представь себе: война, а на неё никто не пошёл!”
    “Будем жестокими!”
    “Смерть ментам!”

    (с) лозунги “Красного мая” в их “логически” последовательном развитии: от абсурда идеи – к абсурду действия. Если автор первой строки не додумается до любой из последних трёх, то мы, наверное, должны удивиться и поблагодарить его за непоследовательность.

  2. Слово ” свобода” (во Христе ), имеющая смысл – свобода от изнуряющего плинфоделания ( излишнего материального попечения ), у нас приобрело иной смысл – дерзость.
    Так что, футбол в подрясниках, женщина на клиросе во дни своей нечистоты, концерты в монастырях священники на байках и проч. – это не свобода, а дерзкие выходки неверующих Богу и в Бога людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.