Администратор сайта Феодоровского собора в Санкт-Петербурге опубликовал “Правила поведения в Феóдоровском соборе“.
Автор этих правил неизвестен и даже не не необходим, так как им мог бы быть любой из проповедников безграничной свободы:
Церковь – это не зона запретов и страхов, а пространство свободы – «свободы славы детей Божиих» (Рим. 8, 21).
Чтобы уберечь этот дар:
Не осуждайте других находящихся в храме людей, не следите за их поведением, одеждой и другими особенностями.
Не делайте замечаний кому бы то ни было по какому бы то ни было поводу.
Если Вы впервые пришли в наш храм, Вам тем более следует сдерживать свое желание «учить» других. Если же Вам все-таки что-то не по душе и Вас обуревает нестерпимое желание высказать свое недоумение, возмущение, несогласие и если Вам непременно надо пойти куда-либо жаловаться, обратитесь для начала за разъяснениями к настоятелю, который найдет специальное время, чтобы выслушать Вас. Договориться о встрече с ним можно или через смотрителя в храме, или по электронной почте verbum@list.ru.
Об одежде приходящих в храм
Заходящему в храм человеку (и мужчине, и женщине) подобает быть одетому прилично, опрятно и чисто – так же как он (она) одевается для посещения любого другого серьезного общественного места.
Идя на богослужение, особенно воскресное или праздничное, желательно, в соответствии с многовековой, но отчасти забытой русской православной традицией, одеваться празднично и красиво.
О платках и брюках
Возможны все варианты:
1) Можно надеть платок
Кто надевает платок, не осуждай ту, которая его не надевает.
2) Можно не надевать платок
Сегодня, как и всегда, Церковь принимает под свой кров ВСЕХ ЛЮДЕЙ, какими бы вкусами и предпочтениям они ни руководствовались в выборе рода занятий, внешнего вида, в частности, одежды, прически и других проявлений жизни – лишь бы это было, повторим, прилично и опрятно.
Кто не надевает платок, не осуждай ту, которая его надевает.Юбка или брюки?
То же самое касается и ношения юбки (платья, сарафана и т.п.) или брюк. Этот вопрос относится исключительно к сфере вкусовых предпочтений современных женщин. Двери же храма открыты ДЛЯ ВСЕХ.
В обоснование анонимный автор “Правил” ссылается на слова из «Послания к Диогнету» :
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями… Обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»
Видимо, подразумевается, что древние христиане следовали всем обычаям языческих народов, среди которых они обитали. А поскольку это не так, как известно из истории Христианской Церкви, то не поискать ли источник “Правил” где-либо поближе? Например, в известных правилах об укладе жизни в Телемской обители из романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”:
Вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению. Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится; никто не будил их, никто не неволил их пить, есть или еще что-либо делать. Такой порядок завел Гаргантюа. Их устав состоял только из одного правила:
ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ.
Опыт тоталитарных систем, однако, показывает, что в таких общинах лишь избранные могут делать то, что хотят лично именно они. Во всяком случае анонимный автор “Правил” считает себя одним из них.
Роман Вершилло
3 Responses
“Запрещать запрещено!”
“Вся власть воображению!”
“Счастье — это новая идея.”
“Беги, товарищ, за тобой старый мир!”
“Ты нужен шефу, а он тебе — нет.”
“Представь себе: война, а на неё никто не пошёл!”
“Будем жестокими!”
“Смерть ментам!”
(с) лозунги “Красного мая” в их “логически” последовательном развитии: от абсурда идеи – к абсурду действия. Если автор первой строки не додумается до любой из последних трёх, то мы, наверное, должны удивиться и поблагодарить его за непоследовательность.
Слово ” свобода” (во Христе ), имеющая смысл – свобода от изнуряющего плинфоделания ( излишнего материального попечения ), у нас приобрело иной смысл – дерзость.
Так что, футбол в подрясниках, женщина на клиросе во дни своей нечистоты, концерты в монастырях священники на байках и проч. – это не свобода, а дерзкие выходки неверующих Богу и в Бога людей.
я с трудом верю, что такое могло иметь место.