Тема истории в романе “Игра в бисер”

Тема истории возводит к основной проблеме, разрешаемой романом: соединению деяния с разумом.

Гессе ставит проблему историчность – не историчность перед участниками «игры», то есть перед собой, как автором, и перед нами как читателями. Решая этот вопрос в романе, мы только тренируемся, упражняемся в искусстве обобщать.

Тема истории исследуется на протяжении всего романа, так как возводит к основной проблеме, разрешаемой романом: соединению деяния с разумом.

Неисторичность

Жители Касталии описаны в романе как не интересующиеся историей, да и сама Касталия, как феномен, как будто подвешена вне истории, в безвоздушном пространстве идеала. Неисторичность Касталии еще более подчеркивается тем, что Гессе последовательно противопоставляет ей католическую церковь как историческую и знающую о своей историчности. В качестве одного из условий игры, Гессе принимает, что католическая церковь не испытала внутренних революций в XIX-XX веках.

Юному Кнехту также недостает чувства истории. Его наставники, сами упрекаемые в неисторичности, вынуждены указать ему на этот недостаток, представленных им дипломных «жизнеописаний».

Встреча с историком

Руководство Касталии отправляет Кнехта за недостающим историзмом в бенедиктинский монастырь в Мариафельсе. Здесь он также не находит действующих историков, за исключением монаха Иакова, прототипом, которого является швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818-1897):

Этот тихий, старый человек, способный, впрочем, как выяснилось при более близком знакомстве, быть весьма темпераментным, располагал собственным, всегда заваленным книгами, рукописями и географическими картами столом для занятий в маленькой внутренней комнате библиотеки и был в этом владевшем бесценными книгами монастыре, кажется, единственным действительно серьезно работающим ученым.

Гессе ничего не сообщает о том, что за исторические исследования проводит отец Иаков. Как мы видим, Гессе не идеализирует католиков как якобы неслыханно историчных.

Вместо этого приводятся разговоры Кнехта и Иакова (то есть на самом деле протестанта Буркхардта) о теории исторической науки. В этих разговорах озвучены принципы Буркхардта, важные для Гессе: отвержение философии истории, релятивность все человеческих институций. Цивилизация и история описываются Буркхардтом как взаимодействие трех сил (властей): государства, религии и культуры.1 То есть Гессе черпает у швейцарского историка и определенно политический взгляд на историю.

Тема истории
Якоб Буркхардт.

Об отце Иакове Гессе считает нужным указать, что он был и политическим деятелем, «человеком, который сам сознательно участвовал в мировой истории и помогал творить ее, ведущим политиком своей конгрегации и знатоком политической истории и со временной политики, к которому отовсюду обращались за информацией, советом и посредничеством».

Грязный поток истории

Чтобы проанализировать тему истории, Гессе избирает жанровую конструкцию «реалистической абстракции», о которой мы говорили выше. Разговоры об истории, которые ведут персонажи романа, не исследуют какую-то конкретную историю, что было бы странно учитывая фантастическую обстановку в романе. Об истории здесь говорят sub specie aeternitatis, с точки зрения вечности: «Заниматься историей – значит погружаться в хаос и все же сохранять веру в порядок и смысл». Историк, по Гессе, сталкивается с мутным потоком истории и все-таки владеет собой, является мастером обобщения и сохраняет способность разумно действовать.

Такое внимание к истории и одновременное к ней недоверие является также признаком неоклассицизма, как нам еще предстоит увидеть.

С этих позиций уже можно критиковать Касталию:

– Вы, математики и умельцы Игры, – говаривал он (отец Иаков. – В. Р.), – создали себе какую-то дистиллированную мировую историю, состоящую только из духовной истории и истории культуры, у вашей истории нет крови и нет действительности; вы все до тонкости знаете об упадке латинского синтаксиса во втором или третьем веке и понятия не имеете об Александре, Цезаре или об Иисусе Христе. Вы обращаетесь с мировой историей как математик с математикой, где есть только законы и формулы, но нет действительности, нет ни добра, ни зла, нет времени, нет ни «вчера», ни «завтра», а есть вечное, плоское математическое настоящее.

Историзм

Отец Иаков сдвигает Кнехта с его касталийских позиций, заставляет его преодолеть склонность к праздному теоретизированию и систематизированию. Гессе считает нужным уверить нас, что такое развитие событий лежало в характере самого Кнехта.

Отец Иаков упрекал современную ему Касталию в «полном отсутствии чувства истории». Благодаря Кнехту, ко времени описываемому в романе, эти недостатки оказываются преодолены. Кнехт понимает, что Касталия находится внутри истории и сама подвержена изменениям. С этими мыслями он обращается к критике Касталии в конце романа, где говорит, что Касталия и есть история:

Мы сами история и тоже несем ответственность за мировую историю и за свою позицию в ней. Нам очень не хватает сознания этой ответственности.

Историк сам есть часть истории, понимающий деятель, знающий политик.

Из повествования, которое описывает положение в Касталии гораздо после описываемых событий, вытекает, что у Касталии теперь есть своя история, даже если она не изучена с надлежащей полнотой. Самое главное, что касталийцам хорошо известен основополагающий для них исторический факт: то, что Касталия возникла из противодействия эпохе декаданса XIX-XX веков.

Власть над историей

История в романе понимается и как собственно течение времени, и как литературное описание этого течения. Здесь мы видим, что историю Гессе понимает весьма необычно. Он вносит волевой, политический элемент, связывает описание истории с найденным в Касталии законом личности. В этом последнем смысле история Касталии есть вымысел, правдивый настолько же, насколько может быть правдивым любое художественное произведение. Гессе утверждает:

Писание истории при всей трезвости и при всем желании быть объективным все-таки остается сочинительством и ее третье измерение – вымысел.

Историк властен над историей не меньше, чем автор над своими героями:

В сущности, только от усмотрения историка зависит то, к сколь далекому прошлому отнесет он начало и предысторию игры в бисер.

Вот какая история описана деятелями самой Касталии и известна ее гражданам, и нам, как читателям. Жизнеописание Кнехта, как одна из частей романа и как роман в целом, тоже есть часть познания Касталией своей истории, а Кнехтом – самого себя как исторического и политического деятеля.

Для чего нужна тема истории?

Для чего Гессе идет таким сложным путем к историзму, и к историзму, прямо скажем, сомнительному? Дело в том, что и Гессе, и все мы живем в эпоху безвластия, то есть в эпоху равенства, где не существует никакая иерархия в жизни и в мысли.

С помощью своей своеобразной истории Гессе борется против идеологов как уравнителей, ужасных упростителей (terribles simplificateurs), если использовать выражение того же Якоба Буркхардта. В эпоху безвластия история предстает только как грязный поток истории, в который нужно погрузиться, чтобы его познать. Но еще хуже то, что в условиях беспорядка и безвластия история становится только воспоминанием об истории, мечтой о личной и национальной истории. Сложные операции с понятием истории нужны, чтобы правильно, а не мечтательно отнестись к ней.

Итак, Гессе использует тему истории как ступень, сводящую к частным и возводящую к основным мыслям романа. История возникает как продолжение темы власти и закона личности и, в свою очередь, служит преддверием к более важной теме романа: теме культуры, а затем – к еще более важной: к биографии (автобиографии) как истории личной, то есть проживаемой и описываемой одним и тем же лицом.

Роман Вершилло

  1. Ziolkowski T. The Glass Bead Game: Beyond Castalia. // Hermann Hesse / H. Bloom. Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2002. P. 59-60. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Ионинская молодежка и католическая секта

14 ноября, по приглашению главы Синодального молодежного отдела УПЦ МП еп. Ионы (Черепанова), перед православной молодежью выступил бывший глава общины святого Эгидия Алессандро Дзуккари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.